Закон № 186-З внес изменения в Закон об обращении с отходами. В данной статье мы расскажем, какую документацию следует разрабатывать в свете внесенных изменений.
Обязанности по обращению с отходами в свете последних изменений
К числу существенных изменений, внесенных Законом № 186-З, можно отнести приведение текста Закона об обращении с отходами в соответствие с требованиями Декрета № 7.
В частности, индивидуальные предприниматели и микроорганизации освобождены от следующих обязанностей:
– назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
– разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
– вести учет отходов и проводить их инвентаризацию;
– обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства.
Таким образом, необходимость выполнения указанных обязанностей по разработке документации и назначению ответственных лиц будет зависеть от того, является ли торговая организация микроорганизацией.
Если предприятие не является микроорганизацией, то следует разработать комплект документов:
– приказ о назначении ответственных в области обращения с отходами;
– акт инвентаризации отходов;
– инструкцию по обращению с отходами;
– нормативы образования отходов;
– книги учета отходов.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 186-З).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон об обращении с отходами).
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
Какие обязанности остаются для всех организаций
Справочно:
в настоящее время ИП и микроорганизациям не нужно выполнять указанные обязанности. Однако в силу различных трактовок разными ведомствами требований Декрета № 7 иногда при осуществлении контроля контролирующие органы требуют указанный пакет документов.
Независимо от количества работников у организаций остаются обязанности:
– обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
– обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
– обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации;
– представлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юридических лиц;
– разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
– осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
– обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
Кроме того, собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований законодательства об обращении с отходами.
Таким образом, в любом случае необходимо организовать раздельный сбор образующихся отходов, передачу вторичных материальных ресурсов на использование, а оставшихся отходов – на обезвреживание либо захоронение. В случае самостоятельной передачи отходов на захоронение следует получить разрешение на захоронение. Если передача осуществляется организации-посреднику, то разрешение не требуется.
Обращение с отходами в офисе
При аренде офисных помещений часто встречается ситуация, когда арендодатель принимает от арендатора в собственность отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), с целью последующего захоронения, а затраты выставляет в составе коммунальных услуг. В процессе осуществления деятельности иных отходов, подлежащих захоронению, как правило, не образуется. Осветительные приборы обычно обслуживаются тоже силами арендодателя, поэтому образования ртутьсодержащих отходов, подлежащих обезвреживанию, у арендатора также не происходит. Остается только сдать на использование макулатуру (отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности, код 1870601).
Обращение с отходами на складе
Продукция на складах может портиться, просыпаться, подвергаться просрочке и т.п. Коды образующихся отходов при этом весьма разнообразны.
Собственник отходов в данном случае будет определяться исходя из особенностей заключенного договора. Если это простая аренда склада (либо использование собственного), то с правом собственности все понятно: тот, кому принадлежит товар, и будет собственником. В случае наличия договора ответственного хранения ситуация не столь однозначная.
Компенсация затрат на утилизацию отходов
Если отходы образуются в случае естественной убыли, то расходы хранителя на хранение вещи возмещаются в составе вознаграждения за хранение либо в порядке, установленном договором на хранение (ст. 787 ГК).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
При действии обстоятельств непреодолимой силы расходы возмещаются отдельно (после получения согласия поклажедателя либо при несообщении им о своем согласии в срок, указываемый в уведомлении хранителя) (ст. 788 ГК). В случае, когда хранитель произвел чрезвычайные расходы на хранение, не получив от поклажедателя предварительного согласия на эти расходы, хотя по обстоятельствам дела это было возможно, и поклажедатель впоследствии не одобрил их, хранитель может требовать возмещения чрезвычайных расходов лишь в пределах ущерба, который мог быть причинен вещи, если бы эти расходы не были произведены.
При возникновении расходов в результате действий (бездействия) хранителя расходы не только не возмещаются, но и помимо этого хранитель обязан возместить поклажедателю стоимость испорченной вещи (ст. 791 ГК).
Таким образом, возмещение расходов на утилизацию отходов (вывоз на захоронение, обезвреживание и т.п.) возможно в случаях естественной убыли либо обстоятельств непреодолимой силы. В иных случаях расходы не возмещаются. Если в результате реализации отходов хранителем получен доход, то сумма указанного дохода подлежит перечислению поклажедателю.
Право собственности на образующиеся отходы и необходимость регистрации сделок по отчуждению
Справочно:
право собственности на отходы определяется в соответствии со ст. 3 Закона об обращении с отходами.
Право собственности на отходы приобретают:
– производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
– юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, – на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
Производитель отходов – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводит к образованию отходов (в новой редакции закона формулировка осталась. – Прим. авт.) (п. 23 ст. 1 Закона об обращении с отходами).
Поклажедатель осуществляет экономическую деятельность, связанную с хранением товара, в результате которой образуются отходы. По тексту договора право собственности хранителя также подтверждено. Соответственно никаких актов передачи отходов между поклажедателем и хранителем составлять не представляется возможным, поскольку хранитель и так изначально является собственником образующихся отходов.
Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации в порядке, устанавливаемом Советом Министров, в территориальных органах Минприроды по месту временного хранения, захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки к использованию таких отходов (п. 4 ст. 3 Закона об обращении с отходами).
Однако в данном случае сделка передачи отходов как таковая отсутствует, право собственности на образующиеся отходы определено законодательно и подтверждено договором. Соответственно договор хранения не является договором по передаче отходов и не подлежит регистрации.
Таким образом, право собственности на образующиеся отходы принадлежит хранителю, регистрировать договор не нужно, а составить акт передачи не представляется возможным.
Глеб Ерилин, эколог ГНУ «Центральный
ботанический сад НАН Беларуси»