Документ:
постановление МЧС Республики Беларусь от 15.05.2015 № 23 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 37» (далее – постановление № 23).
Изменения, внесенные постановлением № 23, вступили в силу с 1 июня 2015 г. Теперь Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (далее – прежняя редакция Правил) стали называться Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов (далее – новая редакция Правил).
Согласно информации, размещенной 27 мая 2015 г. на сайте Госпромнадзора в разделе «Новости», постановлением № 23 прежняя редакция Правил приведена в соответствие с требованиями ТР ТС 010/2011, регулирующего отношения в сфере проектирования и изготовления грузоподъемных кранов на территории Республики Беларусь. Кроме того, постановлением № 23 учтены изменения и дополнения, внесенные в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – единый перечень № 156).
Документ:
технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (далее – ТР ТС 010/2011).
Внеочередная проверка знаний
На сайте Госпромнадзора 3 июня 2015 г. размещено информационное письмо о внеочередной проверке знаний законодательства в области промышленной безопасности в связи с внесением изменений и дополнений в прежнюю редакцию Правил.
Основанием такой проверки определена Инструкция о порядке проведения проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.01.2007 № 2 (далее – Инструкция № 2).
Согласно Инструкции № 2 внеочередные проверки знаний могут быть проведены комиссиями организаций, учебных центров организаций, учреждений образования, а также вышестоящих органов управления при условии, что члены экзаменационной комиссии прошли аналогичную проверку знаний в комиссиях Госпромнадзора.
Справочно:
участие представителя Госпромнадзора в комиссии по внеочередной проверке знаний не требуется.
Важно!
При этом проводится проверка знаний только технического нормативного правового акта (ТНПА), в который внесены изменения, действия удостоверений по проверке знаний законодательства в области промышленной безопасности не продлеваются, новые удостоверения не выдаются, запись о прохождении внеочередной проверки знаний в этих удостоверениях не производится. Внеочередная проверка знаний оформляется протоколом согласно приложению 1 к Инструкции № 2, который удостоверяется подписями председателя и членов комиссии и заверяется печатью.
Техническое регулирование в рамках Таможенного союза
Отметим, что техническое регулирование в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Таможенном союзе. Правительства стран Таможенного союза приняли концептуальные решения о переходе в области технического регулирования на единые обязательные требования к продукции и правила ее допуска на общий рынок путем принятия технических регламентов. В рамках Таможенного союза запланирована разработка и принятие 57 технических регламентов.
Справочно:
технический регламент Таможенного союза – межгосударственный документ, устанавливающий обязательные требования к объектам регламента и утверждаемый специальным наднациональным органом – Комиссией Таможенного союза. Заметим, что цели и структура разрабатываемых технических регламентов принципиально не отличаются от технических регламентов Российской Федерации.
Технические регламенты Таможенного союза призваны заменить национальные технические регламенты в обязательной сфере (п. 4 ст. 3 и п. 3 ст. 5). Они имеют прямое действие на всей территории Таможенного союза (ст. 2). В этом заключается одно из принципиальных отличий Технических регламентов Таможенного союза от технических регламентов Евразийского экономического сообщества, присоединение к которым происходит на основании ратификации международных договоров в рамках ЕврАзЭС каждой из сторон.
ТР ТС 010/2011 вступил в силу с 15 февраля 2013 г. Он устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Соответствие ТР ТС 010/2011, как пояснил на одном из заседаний Межгосударственного совета по промышленной безопасности СНГ начальник Госпромнадзора Беларуси Александр Кудряшов, будет подтверждаться после определенной оценки надзорными органами двумя видами документов – сертификатом и декларацией, без которых производство и обращение продукции на территории Таможенного союза будут невозможны.
Справочно:
в 2014 г. в Республике Беларусь произведено 203 грузоподъемных крана (2013 г. – 583, 2012 г. – 407), предприятиями и организациями приобретено 237 (в 2013 г. – 320) новых грузоподъемных кранов всех типов, в т.ч.: стреловых самоходных – 114, башенных – 20, мостового типа – 87.
Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов проводится в порядке, установленном законодательством каждой страны.
Разрешение на право применения технических устройств
Основные изменения, вносимые в новую редакцию Правил, связаны в большей части с изменениями разрешительной системы.
В новой редакции Правил определено, что грузоподъемные краны (в форме сертификации), приспособления для грузоподъемных операций, электрические тали (в форме декларирования) перед выпуском в обращение должны пройти вновь введенную процедуру подтверждения соответствия.
Национальные органы по техническому регулированию государств формируют и ведут национальные части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Применение грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, технических устройств в их составе, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, приспособлений для грузоподъемных операций, не подлежащих подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, допускается при наличии разрешения Госпромнадзора на право их изготовления и применения, полученного в соответствии с подп. 20.1.1 п. 20.1 и подп. 20.2 п. 20 единого перечня № 156.
Согласно прежней редакции Правил организациям-изготовителям и поставщикам до заключения договора (контракта) на поставку из-за рубежа кранов, узлов, механизмов, приборов безопасности, канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары, подконтрольных Госпромнадзору необходимо было получить разрешение на право изготовления и применения в Республике Беларусь этих технических устройств.
Важно!
Обратим внимание, что согласно п. 11 новой редакции Правил решение о возможности применения изготовленных и приобретенных за рубежом, бывших в эксплуатации, поднадзорных Госпромнадзору грузоподъемных кранов Госпромнадзор принимает на основании результатов экспертизы соответствия такого оборудования требованиям законодательства в области промышленной безопасности.
Важно!
Экспертиза соответствия изготовленных и приобретенных за рубежом грузоподъемных кранов, отработавших установленный организацией-изготовителем или ТНПА нормативный срок службы либо не имеющих эксплуатационных документов организации-изготовителя, не проводится, возможность их применения на территории Республики Беларусь Госпромнадзор не рассматривает.
Важные изменения
В новой редакции Правил исключен ряд избыточных требований, вызывающих справедливое их неприятие со стороны субъектов хозяйствования.
Во-первых, это касается эксплуатации грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре. Так, для кранов, управляемых с пола, владельцу крана раньше необходимо было назначать операторов, дополнительно обученных на специализированных курсах и имеющих соответствующее удостоверение.
Важно!
В новой редакции Правил вернулись к советской норме допуска к управлению такими кранами и к зацепке груза на крюк без предварительной обвязки работников, задействованных в технологических (рабочих) процессах с применением указанного оборудования (п. 374).
Таким работникам необходимо в обычном порядке пройти стажировку по вопросам охраны труда с последующей проверкой знаний.
Во-вторых, лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, назначаемые в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ в каждой смене, должны проходить проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности в комиссии своего предприятия (п. 378), а не в комиссии Госпромнадзора или учреждениях образования, имеющих его разрешение. Опять возвращена советская норма.
В-третьих, в случаях, когда владелец грузоподъемного крана не имеет возможности назначить ответственных специалистов, предусмотренных новой редакцией Правил, допускается по договору возлагать их обязанности на работников других организаций, обученных и прошедших проверку знаний в соответствии с новой редакцией Правил уже без согласования с Госпромнадзором.
Когда грузоподъемный кран выделяется заказчику, не имеющему условий для организации работы в соответствии с требованиями новой редакции Правил, а также частному лицу, безопасность работ с применением крана должна обеспечиваться владельцем крана (п. 399).
Отметим другие изменения, внесенные в новую редакцию Правил. Вернулись из советских норм требования к главным троллеям, которые должны быть оборудованы световой сигнализацией наличия напряжения в соответствии с ПУЭ (п. 98). Длина свободного конца каната при его креплении к грузоподъемному крану клиновой втулкой должна быть не менее 3 диаметров каната.
Справочно:
для применения в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых, несущих, монтажных стальные канаты должны иметь свидетельство, форма которого утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 № 81 «Об утверждении формы свидетельства Таможенного союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления». При отсутствии указанного документа применение канатов не допускается (п. 73 новой редакции Правил).
Снижен на единицу коэффициент запаса прочности, принимаемый для цепных строп, – с 5 до 4, для строп из пеньковых, хлопчатобумажных или синтетических материалов – с 8 до 7.
Дана ссылка на порядок определения Госпромнадзором, областными и Минским городским управлениями Госпромнадзора оценки качества монтажа грузоподъемных кранов, поднадзорных Госпромнадзору, которая проводится в соответствии с п. 12 перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105 (п. 218 новой редакции Правил).
Не требуется больше согласования с Госпромнадзором разработанных предприятием мероприятий по предупреждению столкновений работающих кранов с подвижным составом в случае пересечения путей козловых, башенных и портальных кранов с рельсовыми путями заводского транспорта (п. 324 новой редакции Правил).
Справочно:
изменен срок письменного отказа в регистрации крана с 5 до 3 дней (п. 337 новой редакции Правил). Отредактирован абзац п. 331 новой редакции Правил, в котором перечислены грузоподъемные краны, не подлежащие регистрации. Абзац, касающийся кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиосигналу или однопроводной линии связи, более четко сформулирован.
В п. 333 новой редакции Правил оговорены обязательные приложения к паспорту для мостовых кранов (чертеж установки крана с указанием расположения главных троллеев и посадочной площадки для входа на кран), кранов, передвигающихся по надземным крановым путям (справка о соответствии надземного кранного пути нагрузкам от установленного крана), кранам, установленным на причалах (справка о допустимости установки крана).
Исключен порядок регистрации грузоподъемных кранов, не имеющих заводских паспортов. Определен месячный срок перерегистрации грузоподъемных кранов. При демонтаже грузоподъемного крана мостового типа для его переустановки на новое место теперь проводится новая регистрация вместо ранней процедуры перерегистрации.
Добавлено число случаев, когда должен быть получен допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемных кранов, случаем после приостановления (запрета) эксплуатации грузоподъемного крана должностным лицом Госпромнадзора (п. 342 новой редакции Правил). Исключено из целей технического освидетельствования изучение организации надзора и обслуживания грузоподъемного крана (п. 351 новой редакции Правил).
Определено, что комплект испытательных (контрольных) грузов для проведения статических и динамических испытаний с указанием их фактической массы должен подтверждаться документально (п. 368 новой редакции Правил).
Справочно:
разработана форма донесения о техническом освидетельствовании грузоподъемного крана, подлежащего регистрации в Госпромнадзоре, которое в 10-дневный срок представляет эксперт, его проводивший, в территориальное подразделение Госпромнадзора по месту регистрации крана (приложение 29 новой редакции Правил).
Важно!
Уточнены требования по безопасной работе кранов. При установке стрелового самоходного или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. И под опоры уже обязательно должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки (п. 207 новой редакции Правил).
Кроме кирпича, при погрузке и разгрузке транспортных средств разрешен подъем на поддонах без ограждения и других грузов.
Приведен для разрабатываемого проекта производства работ перечень мероприятий по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (например, вблизи эксплуатируемых зданий и сооружений, транспортных и пешеходных дорог и других мест возможного нахождения людей и т.п.).
Справочно:
при работе крана запрещено нахождение людей под грузом (п. 414 новой редакции Правил). В прежней редакции Правил этого стандартного требования почему-то не было.
Важно!
Стал возможным подъем людей грузоподъемными кранами в случаях, предусмотренных эксплуатационной документацией на кран, но только в кабине (люльке), поставленной организацией-изготовителем крана в комплекте с ним, и после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей.
Целью предварительного подъема груза на высоту 200–300 мм определена не только проверка правильности строповки и надежности действия тормоза, но и устойчивость стреловых кранов и вертикального натяжения канатов.
Добавлены случаи, в которых не допускается эксплуатация грузоподъемных кранов: при выявлении трещин, деформаций в расчетных металлоконструкциях, неисправностей и при несоответствии электросхемы грузоподъемного крана технической документации (п. 419 новой редакции Правил).
Новое требование
В новую редакцию Правил добавлено требование, входящее в некий диссонанс с политикой дебюрократизации. Так, с 3 до 1 месяца изменен срок временного перемещения крана стрелового самоходного, крана башенного, крана-манипулятора на новое место эксплуатации, когда владелец указанного оборудования обязан сообщить об этом в территориальное подразделение Госпромнадзора, в котором зарегистрирован грузоподъемный кран, указав регистрационный номер, пункт назначения и на какой срок он направляется (п. 341).
Кроме того, если новый пункт назначения находится в другой административно-территориальной единице Республики Беларусь (области), то по прибытии грузоподъемного крана в пункт назначения владелец обязан информировать об этом территориальное подразделение Госпромнадзора, на территории которого он будет эксплуатироваться.
Терминология
Следует отметить, что разработчиками проведена определенная работа по уточнению применяемой в новой редакции Правил терминологии, сделаны внутренние ссылки.
Упорядочены названия категорий лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию кранов. Так, приказом по организации должны быть назначены: 1) специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары; 2) специалист, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии; 3) лица, ответственные за безопасное производство работ кранами.
Устаревший термин «медицинское освидетельствование» (п. 386 прежней редакции Правил) заменен современным – «медицинский осмотр» (п. 381 новой редакции Правил). Установлены требования для машинистов (крановщиков) грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, стропальщиков, занятых на работах с применением грузоподъемных кранов, по проведению предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения их в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Вместо термина «грузозахватные приспособления» применен более точный термин – «съемные грузозахватные приспособления» (п. 3 прежней редакции Правил). Понятие «небьющееся стекло в остеклении кабины» заменено правильным названием – «травмобезопасное (безосколочное) стекло» (п. 158 прежней редакции Правил).
В п. 320 новой редакции Правил указана ссылка на требования к крановым путям башенных кранов технического кодекса установившейся практики «Основания и фундаменты зданий и сооружений. Рельсовые пути башенных кранов. Нормы проектирования и правила устройства» ТКП 45-5.01-276-2013 (02250), утвержденного приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 29.01.2013 № 38.
Нерешенные вопросы
Осталась неопределенность в регулировании допуска к эксплуатации (пуск в работу) гусеничных и пневмоколесных кранов после перестановки их на новый объект. Согласно п. 345 новой редакции Правил его осуществляет специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары после оценки состояния кранов и обеспечения безопасных условий их работы. В прежней редакции Правил он делал разрешительную запись в вахтенном журнале, в новой редакции Правил – он должен оставлять запись в паспорте крана (п. 348).
Вместе с тем согласно п. 210 новой редакции Правил правильность установки стрелового самоходного крана (к ним относятся гусеничные и пневмоколесные краны) на месте производства работ на соответствие условиям производства работ, требованиям проекта производства работ проверяет лицо, ответственное за безопасное производство работ, либо специалист по надзору за безопасной эксплуатацией крана с записью о проведенной проверке и разрешением на производство вахтенном журнале крановщика.
По тексту новой редакции Правил не всегда выдерживается терминологический ряд. Понятие «ответственные специалисты» согласно п. 14 относится к 3 категориям работников: специалисту по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, специалисту, ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицам, ответственные за безопасное производство работ кранами. В п. 377 – к 2 категориям – специалисту по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары и специалисту, ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. Кроме того, в разд. 5 вахтенного журнала, приведенного в приложении 24 новой редакции Правил, введен новый неопределенный термин – «ответственный специалист за работу крана». Отсутствует определение понятия «приспособление для грузоподъемных операций».
В тексте новой редакции Правил используется название профессии «машинист (крановщик) крана» (пп. 381, 382, 386, 387 и др.). Однако в подп. 10.11 п. 10 приложения 1 дано определение крановщика (машиниста крана), в приложении 24 используются два названия для обозначения одной профессии (машинист крана упоминается правилах ведения вахтенного журнала, крановщик используется в графах журнала), в приложениях 26, 28 используется термин «крановщик». В той же форме вахтенного журнала специалист, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, называется лицом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. Согласно п. 381 новой редакции Правил для обслуживания крана владелец обязан назначить электрика. Вместе с тем в приложении 24, где дана форма вахтенного журнала, вместо профессии «электрик» указана профессия «электромонтер».
В общем новая реакция Правил является более цельным и логическим документом, отражающим современные требования, однако, в нем остался целый ряд противоречий и неурегулированных вопросов.
Владимир Новожилов, главный технический инспектор труда
белорусского профсоюза работников химической,
горной и нефтяной промышленности