Обстоятельства произошедшего
02.03.2020 монтажник наружных трубопроводов Н. прибыл на работу на производственный участок предприятия к 08:00. Там он находился до момента отъезда на строительный объект в город N в 09:00 на служебном автомобиле.
В связи с отпуском производителя работ К. приказом директора от 06.02.2020 по строительному объекту «Реконструкция самотечного канализационного коллектора в городе N» ответственным лицом за производство строительно-монтажных работ, обеспечение охраны труда на строительном объекте назначен производитель работ Т.
В 10:00 бригада в составе монтажников наружных трубопроводов Н., В., Ф., машиниста экскаватора М., водителя автомобиля А., прибыла в город N в строительный городок, где находились бытовки. Переодевшись и получив указание от производителя работ Т. продолжать работу на строительном объекте по замене колец канализационного колодца, монтажники наружных трубопроводов Н., В., Ф., машинист экскаватора М. выехали на место производства работ. Т. остался в вагончике (бытовке).
Следует отметить, что Т. не определял рабочую зону экскаватора и границы создаваемой им опасной зоны, а также не выделял сигнальщика по причине отсутствия достаточного обзора у машиниста экскаватора.
К работе приступили по прибытию водителя автомобиля А. на самосвале МАЗ, в который необходимо было грузить выработанный грунт.
Ф. и В. выполняли работы по раскопке плиты, которая лежала на колодце, а когда ее расчистили от грунта, М. демонтировал ее при помощи экскаватора. Далее М. начал снимать при помощи ковша экскаватора грунт вокруг колодца. Подкопав один раз ковшом рядом с колодцем, М. загрузил грунт в кузов самосвала. При этом поворот платформы экскаватора осуществлялся влево на 180 градусов, так как автомобиль стоял сзади экскаватора. Справа от экскаватора находились три железобетонные трубы с раструбами, которые находились друг возле друга на земле, при этом две трубы высотой 2,5 м стояли на раструбах, а также сверху над трубами проходила воздушная электросеть.
Когда был выгружен первый ковш, Ф. был в траншее, В. и А. находились возле траншеи. Где был в это время Н., никто из работников не видел. Последний раз его видели возле кабины самосвала А.
М. еще раз сделал одну проводку ковшом на небольшую глубину, так как работы выполнялись в охранных зонах телефонной и газовой сетей. Набрав грунт, он стал поворачивать платформу экскаватора для выгрузки грунта. Когда платформа была повернута менее чем на 90 градусов, М. услышал крики рабочих: «Стой!» Он остановил поворот платформы экскаватора и вернул ее в первоначальное положение. А., В. и Ф. подбежали к средней, вертикально стоящей трубе, возле которой лежал Н. без признаков жизни. Стало очевидно, что Н. придавило корпусом экскаватора к трубе в момент поворота башни. Прибывшая скорая медицинская помощь констатировала смерть Н.
Этиловый спирт в крови потерпевшего не обнаружен.
Из материалов уголовного дела
05.03.2020 был проведен следственный эксперимент с целью установления обстоятельств смертельного травмирования Н. экскаватором «DOOSAN SOLAR 225NLC-V» при производстве работ 02.03.2020.
В ходе эксперимента были установлены:
- скорость, траектория движения платформы экскаватора при смертельном травмировании Н.;
- видимость с места машиниста экскаватора М. во время проведения земляных работ.
Так, после установки платформы экскаватора «DOOSAN SOLAR 225NLC-V» в соответствующее положение был произведен замер. Расстояние от заднего среза платформы экскаватора до бетонного кольца составило 0,19 м, расстояние от земли до нижнего среза платформы экскаватора – 1,1 м, до верхнего среза платформы – 2,14 м.
Затем, с целью установления видимости из кабины машиниста экскаватора при проведении земляных работ, платформа экскаватора была повернута вправо, а ковш опущен в траншею справа от колодца. На место машиниста экскаватора сел следователь. Установлено, что в данном положении ковша экскаватора через лобовое стекло видна траншея в месте работы. Видимость лежащего справа от траншеи бетонного кольца закрывает стрела экскаватора, также стрела закрывает и правое внешнее зеркало заднего вида. Через правое боковое стекло видна верхняя часть стоящего среднего бетонного кольца (видимость выше 1,89 м от земли), при этом стрелой частично закрывается левая часть кольца. Через заднее стекло видна верхняя часть стоящего правого бетонного кольца (видимость выше 1,63 м от земли), при этом левая часть кольца не видна. После этого, чтобы установить видимость из кабины машиниста экскаватора при том же положении платформы, был поднят ковш для последующего поворота. Установлено, что в данном положении ковша экскаватора видимость через лобовое стекло не изменилась: видна траншея в месте работы. Видимость лежащего справа от траншеи бетонного кольца по-прежнему закрывает стрела экскаватора, также стрела закрывает и правое внешнее зеркало заднего вида. Через правое боковое стекло видны правый край лежащего на земле бетонного кольца и фрагмент левого края стоящего среднего бетонного кольца. Через заднее стекло видимость не изменилась: видна верхняя часть стоящего бетонного кольца, при этом левая часть кольца не видна. Затем при установлении видимости в правое внешнее зеркало заднего вида из кабины машиниста экскаватора при том же положении платформы и поднятом ковше установлено, что видимость в данное зеркало становится доступной, если наклониться вперед. При этом в зеркало видны правый край платформы экскаватора, а также часть участка. Был произведен замер угла обзора и установлено, что ширина видимости на уровне заднего среза гусениц экскаватора (при этом расстояние от зеркала до заднего среза гусеницы – 3,08 м) составляет 0,8 м. Максимальная видимость в установленном угле обзора стоящего справа позади экскаватора человека составляет 4,34 м от зеркала.
После этого, с целью установления видимости человека в правое внешнее зеркало заднего вида из кабины машиниста экскаватора при установленном ранее положении платформы и поднятом ковше, от линии, являющейся продолжением заднего среза правой гусеницы экскаватора, вдоль стоящих колец и в непосредственной близости от них до местонахождения Н. в момент получения травмы 02.03.2020 шел эксперт. Установлено, что в данное зеркало при данной траектории движения человек становится виден, когда находится на расстоянии 0,3 м до пятна вещества бурого цвета, похожего на кровь, имеющегося на боковой поверхности стоящего бетонного кольца. Затем, с целью установления видимости человека в правое внешнее зеркало заднего вида из кабины машиниста экскаватора при установленном ранее положении платформы и поднятом ковше, от линии, являющейся продолжением заднего среза правой гусеницы экскаватора, вдоль правого края экскаватора и в непосредственной близости от него до местонахождения Н. в момент получения травмы 02.03.2020 (пятно вещества бурого цвета, похожего на кровь, имеющегося на среднем стоящем бетонном кольце) шел эксперт. Установлено, что в данное зеркало при данной траектории движения человек виден на расстоянии 1,1 м с момента начала движения, затем исчезает из видимости и становится виден в непосредственной близости от пятна вещества бурого цвета, похожего на кровь, имеющегося на боковой поверхности стоящего бетонного кольца.
Также установлено, что при нахождении на месте машиниста экскаватора при установленном ранее положении платформы и поднятом ковше в правое боковое стекло кабины машиниста человек виден на расстоянии до 1,6 м от пятна вещества бурого цвета, похожего на кровь, имеющегося на боковой поверхности стоящего бетонного кольца.
Чтобы установить видимость человека из кабины машиниста экскаватора при поднятом ковше и повернутой влево платформе в месте ее остановки 02.03.2020 М., платформа экскаватора была повернута в заданное положение. Установлено, что в заднее стекло кабины человек виден на расстоянии до 1,4 м от пятна вещества бурого цвета, похожего на кровь, имеющегося на боковой поверхности стоящего бетонного кольца.
Причины несчастного случая, установленные в ходе специального расследования
1. Производство работ экскаватором осуществлялось:
- без определения рабочей зоны экскаватора, границы опасной зоны;
- без установки знаков безопасности, предупредительных надписей;
- при нахождении работников, в т.ч. потерпевшего, в радиусе действия экскаватора плюс 5 м. Этим нарушены требования пп. 40, 54 Инструкции по охране труда для машиниста экскаватора, п. 10 разд. 3 проекта производства работ по строительному объекту в городе N.
2. Нарушение потерпевшим требований локальных правовых актов по охране труда, выразившееся в нахождении в радиусе действия экскаватора, – нарушены требования п. 46 Инструкции по охране труда для монтажника наружных трубопроводов, п. 10 разд. 3 проекта производства работ по строительному объекту в городе N.
3. Производство земляных работ в зонах действующих кабельных линий и газопровода осуществлялось при отсутствии лица, ответственного за безопасное производство работ, без наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Этим нарушены требования пп. 10, 226 Правил № 24/33, п. 2 разд. 3 проекта производства работ по строительному объекту в городе N.
4. Не были определены рабочая зона экскаватора и границы создаваемой им опасной зоны до начала работы.
5. Работы велись без сигнальщика при отсутствии у машиниста экскаватора достаточного обзора и без обозначения опасных зон, которые возникли во время работы экскаватора, – нарушены требования пп. 10, 102 Правил № 24/33.
Лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, ТНПА, ЛПА
1. Машинист экскаватора М. Он производил работы экскаватором без определения рабочей зоны экскаватора, границы опасной зоны, без установки знаков безопасности, предупредительных надписей и при нахождении работников, в т.ч. потерпевшего, в радиусе действия экскаватора плюс 5 м.
2. Потерпевший, монтажник наружных трубопроводов Н. Он нарушил требования локальных правовых актов по охране труда: находился в радиусе действия экскаватора. В действиях потерпевшего не усматривается грубая неосторожность.
3. Главный инженер З. Допустил производство земляных работ в зонах действующих кабельных линий и газопровода без выдачи наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
4. Производитель работ Т.:
- допустил производство земляных работ в зонах действующих кабельных линий и газопровода без наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ, и без осуществления непосредственного руководства этими работами;
- не определил рабочую зону экскаватора и границы создаваемой им опасной зоны до начала работы, не выделил сигнальщика при отсутствии у машиниста экскаватора достаточного обзора и не обозначил опасные зоны, которые возникли во время работы экскаватора, знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.
Документ:
Правила по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 31.05.2019 № 24/33 (Правила № 24/33).