Требования, обязательные для исполнения
Координация деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, а также разработка и принятие нормативных правовых актов (далее – НПА) в области перевозки опасных грузов, в т.ч. технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), и иные полномочия возложены на МЧС Республики Беларусь (ст. 9 Закона).
Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производятся в соответствии с требованиями:
- Закона № 278-З;
- Правил № 970.
Также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку опасных грузов либо являющиеся грузоотправителями или грузополучателями таких грузов, обязаны соблюдать требования Правил № 61.
Погрузка груза на грузовое транспортное средство, а также его закрепление, укрытие, увязка, разгрузка, снятие креплений, покрытий, закрытие и открытие бортов (люков цистерны), опускание или выемка шлангов, привинчивание или отвинчивание шлангов должны производиться грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.
Одним из элементов контроля, обеспечивающих безопасную перевозку опасных грузов, является допуск транспортного средства на территорию под погрузку (разгрузку), который в соответствии с Правилами № 61 организовывают грузоотправители и грузополучатели опасных грузов.
Организация-изготовитель, грузоотправитель, грузополучатель опасного вещества разрабатывают свою инструкцию о допуске транспортного средства на территорию под погрузку (разгрузку) и постоянно производят контроль ее соответствия законодательству.
Допуск на территорию грузоотправителя транспортных средств, которые не укомплектованы или у водителя которых отсутствуют необходимые документы, не допускается.
Грузоотправитель до выдачи опасного груза перевозчику обязан предоставить в его распоряжение все необходимые для перевозки документы и сообщить сведения об опасном грузе.
Условия безопасности перевозки (технические условия, паспорт безопасности вещества) на конкретный опасный груз или группу опасных грузов разрабатываются и утверждаются организацией – изготовителем опасного вещества или грузоотправителем.
В случае отсутствия утвержденных условий безопасности перевозки конкретного опасного груза его перевозка не допускается.
Погрузка (разгрузка) опасных грузов на транспортное средство осуществляется силами и средствами грузоотправителя и (или) грузополучателя с соблюдением всех мер предосторожности и с учетом свойств перевозимого груза, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару, с применением механизмов и инструментов, не дающих искр при работе со взрывопожароопасными грузами.
Справочно:
перевозка опасных грузов – совокупность организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения опасных грузов в транспортных средствах, цистернах и контейнерах, требующееся в соответствии с условиями перевозки, а также промежуточное временное складирование опасных грузов в целях смены вида транспорта либо транспортного средства (перегрузка, перевалка) (ст. 1 Закона).
Требования к должностному лицу, ответственному за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ
Для организации и обеспечения безопасности труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями охраны труда работодатель, предоставляющий работу гражданам по трудовым договорам, приказом (распоряжением) назначает должностное лицо (должностных лиц) (далее – специалист), ответственное (ответственных) за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (п. 11 Межотраслевых правил № 12).
Эти специалисты проходят в установленном порядке проверку знаний особенностей технологического процесса, требований правил устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и других НПА, ТНПА, содержащих требования охраны труда при проведении конкретных видов погрузочно-разгрузочных работ, а также проходят подготовку.
Порядок подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, определен Инструкцией № 51.
Подготовка работников субъектов перевозки осуществляется в обучающей организации, реализующей программы подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов соответствующим видом транспорта, и имеющей разрешение Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Республики Беларусь на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов (п. 2 Инструкции № 51).
Программы подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утверждены постановлением МЧС Республики Беларусь от 30.04.2015 № 22.
На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия специалиста, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом (распоряжением) на работника, замещающего его по должности и дополнительно прошедшего обучение и проверку знаний в объеме требований по замещаемой должности.
Обязанности специалиста, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должны быть изложены в должностной инструкции.
Функции лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ
Специалист (лицо), ответственный за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ:
- контролирует наличие на транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, требуемых документов и оборудования для обеспечения безопасности и соответствия этих документов и оборудования действующим нормативным документам (например, убеждается в действительности свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов и в том, что дата следующей проверки встроенных цистерн, транспортных средств-батарей, съемных цистерн, контейнеров-цистерн не просрочена. В случае если данные даты просрочены, наполнение цистерн запрещается);
- следит за состоянием и сроками испытаний оборудования, используемого для выполнения погрузочно-разгрузочных операций;
- при выявлении недостатков, а также по предписанию надзорных органов приостанавливает погрузку или разгрузку;
- выполняет предписания надзорных органов;
- информирует работников о видах опасности, связанных с погрузкой и разгрузкой опасных грузов;
- проверяет состояние контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, разгрузки, наличие подготовленного персонала с отметкой в журнале до начала выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- следит за соблюдением требований в отношении идентификации загружаемых опасных грузов, наполнением цистерн лишь опасными грузами, допущенными к перевозке в этих цистернах, а также обеспечивает, чтобы информационные таблицы и знаки опасности были размещены на цистернах, транспортных средствах, больших и малых контейнерах для массовых грузов.
Из анализа аварийных ситуаций при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей можно сделать вывод, что выполнение сливоналивных операций требует повышенного внимания.
Прежде чем наполнять цистерны, работник, осуществляющий погрузочно-разгрузочные работы, должен удостовериться в том, что сами цистерны и их оборудование находятся в технически исправном состоянии.
Особое внимание должно обращаться на то, что опасный груз загружается в цистерну, на которую имеется документ, подтверждающий проведение проверки цистерны и имеющий ссылки на перечень веществ, допущенных к перевозке в данной цистерне, или на код цистерны и буквенно-цифровые коды специальных положений.
Если перед погрузкой транспортного средства результаты проверки работником грузоотправителя документов у водителя, осмотра транспортного средства и его оборудования свидетельствуют о том, что транспортное средство и (или) водитель не удовлетворяют требованиям, установленным Правилами № 61, № 970, другими НПА и ТНПА, транспортное средство к проведению погрузочно-разгрузочных работ не допускается.
Нарушения
К наиболее характерным нарушениям относятся следующие:
- не разработана инструкция о допуске транспортного средства на территорию организации-изготовителя, грузоотправителя, грузополучателя опасного вещества под погрузку (разгрузку);
- обязанности специалиста, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, не изложены в должностной инструкции;
- не осуществляется контроль за состоянием контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, разгрузки, наличием подготовленного персонала с отметкой в журнале до начала выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- транспортное средство не укомплектовано первичными средствами пожаротушения, индивидуальной защиты;
- информационные таблицы и знаки опасности не размещены на цистернах, транспортных средствах, больших и малых контейнерах для массовых грузов в соответствии с требованиями Правил № 61;
- отсутствие копии документа, подтверждающего проведение проверки или технического диагностирования цистерны;
- отсутствие списка адресов и номеров телефонов должностных лиц перевозчика, ответственных за перевозку опасных грузов.
Если корпуса цистерн, предназначенных для перевозки веществ в жидком состоянии или сжиженных газов либо охлажденных сжиженных газов, не разделены с помощью перегородок или волногасящих переборок на отсеки вместимостью не более 7 500 л, допускается их наполнение не менее чем на 80 % или не более чем на 20 % их вместимости.
Что обязан делать водитель и чего он делать не должен
Перед началом всех операций по наливу опасных грузов водитель выполняет подготовку цистерны к наливу в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Запорная арматура должна быть закрыта.
Водитель не должен участвовать в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, за исключением случаев, когда требуется приведение в действие грузоподъемных механизмов, сливо-наливного оборудования, установленных на транспортном средстве. Данное требование обусловлено необходимостью предотвращения аварий и инцидентов в зонах погрузки и разгрузки опасных грузов, недопущения посторонних лиц и связано с экстренной эвакуацией транспортного средства из зоны чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем разрешается допускать водителей механических транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ из числа прошедших обучение в установленном порядке и получивших профессию «сливщик-разливщик».
Водителю запрещается открывать упаковки, содержащие опасные грузы, а также принимать к перевозке опасные грузы с поврежденной упаковкой.
15 документов, которые должен иметь при себе водитель при перевозке опасных грузов
Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов по территории Республики Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в Республике Беларусь, должны иметь при себе:
- водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством;
- свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт);
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
- разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
- свидетельство о подготовке водителя механического транспортного средства для выполнения перевозки опасных грузов;
- регистрационную карточку транспортного средства, прицепа или полуприцепа к нему, используемого при перевозке опасных грузов;
- копии документов, подтверждающих проведение проверок или технического диагностирования цистерн;
- товарно-транспортные документы на перевозимый опасный груз;
- адреса и номера телефонов должностных лиц перевозчика, ответственных за перевозку опасных грузов;
- письменные инструкции;
- паспорт безопасности на перевозимый опасный груз;
- условия безопасности перевозки на конкретный опасный груз;
- маршрут перевозки опасного груза;
- свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов;
- информационную карточку.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» (Закон).
Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61 (Правила № 61).
Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Закон № 278-З).
Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (Правила № 970).
Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 12 (Межотраслевые правила № 12).
Инструкция о порядке подготовки работников субъектов перевозки, связанных с перевозкой опасных грузов, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 15.11.2013 № 51 (Инструкция № 51).