Документ:
технический кодекс установившейся практики «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» ТКП 299-2011(02190), утвержденный и введенный в действие приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (далее – ТКП 299-2011(02190)).
Документ:
технический кодекс установившейся практики «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения» ТКП 299-2011(02190), утвержденный и введенный в действие приказом Минтранса Республики Беларусь от 13.05.2010 № 36 (далее – ТКП 299-2011(02190)).
Документ:
Государственный стандарт Республики Беларусь «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности» СТБ 960-2011, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.03.2011 № 14 (далее – СТБ 960-2011).
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, с изменениями и дополнениями от 13.03.2015 (далее – Межотраслевые правила).
Анализ специальных расследований несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших при выполнении шиномонтажных работ, выявил основные их причины:
– нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований нормативных правовых актов по охране труда;
– невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда;
– допуск потерпевших к работе без обучения, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда.
Причины, приведшие к нарушению технологии производства шиномонтажных работ, требований безопасности, предъявляемых к ее проведению, могут быть разными. Однако общее следствие всех причин, как правило одно – травмирование работников. Зачастую потерпевшие даже не представляли себе всю опасность и тяжесть последствий разрушения конструкции находящегося под давлением колеса.
Анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось либо игнорировалось соблюдение соответствия технологических процессов, производственного оборудования, рабочих мест требованиям нормативных правовых актов, требованиям безопасности, изложенным в локальных нормативных правовых актах.
Обязательное условие обеспечения безопасности работы при выполнении шиномонтажных работ – выполнение требований к технологическому процессу (подготовке рабочего места; подготовке колесного транспортного средства к техническому обслуживанию и текущему ремонту (далее – ТО и ТР), установке его на пост ТО (ТР) и снятии с поста; проведении работ) и рабочим местам (наличие специальных приспособлений, инструмента и оборудования в соответствии с установленной технологией).
К выполнению шиномонтажных работ допускаются работники со специальной квалификацией (монтировщик шин и шинно-пневматических муфт), прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
При проведении шиномонтажных работ должны быть соблюдены следующие условия:
– назначить приказом по организации лиц, ответственных за выполнение шиномонтажных работ;
– монтажные и демонтажные работы по шинам выполняются только в шиномонтажном отделении или приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих, без применения ударного действия;
– к работам допускаются работники, имеющие специальную квалификацию (монтировщик шин и шинно-пневматических муфт), прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
– накачивание шин в сборе с ободом колеса производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже;
– таблицы норм внутреннего давления воздуха в шинах всех транспортных средств, эксплуатируемых в автотранспортных организациях, должны быть вывешены на шиномонтажном участке, на участках первого технического обслуживания и второго технического обслуживания, контрольно-пропускном пункте.
Монтаж и демонтаж шин
Демонтаж шины с диска колеса необходимо осуществлять только после полного снятия давления в камере шины.
Монтаж и демонтаж шин должен производиться после предварительного их увлажнения для предупреждения пылеобразования.
Колеса и шины необходимо катить, придерживая их от падения. Работы по снятию, перемещению и установке колес массой более 20 кг должны выполняться при помощи специально предназначенного для этого устройства (использовать специальные тележки).
Ободья и их элементы не допускаются к монтажу при обнаружении на них деформаций, трещин, острых кромок и заусенцев, ржавчины в местах контактов с шиной, разработки крепежных отверстий более размеров, указанных в стандартах на автомобильные колеса.
Справочно:
перед монтажом шины проверяются исправность и чистота обода колеса, его бортового и замочного колец, а также шины.
Монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие, соответствующие по размерам и типам шины, камеры, ободные ленты, ободья и их элементы.
Шины перед монтажом подвергаются осмотру снаружи и внутри с помощью борторасширителя или других приспособлений. При обнаружении производственных и эксплуатационных дефектов шины запрещается ее монтаж.
Справочно:
камеры проверяются на герметичность в резервуарах с водой.
Герметичность вентилей с ввернутыми золотниками проверяется мыльной пеной, которая наносится на отверстие вентиля.
После монтажа шины на обод колеса необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса.
Установка замочного кольца на колесо должна выполняться только с помощью специальной монтажной лопатки.
Замочное кольцо колеса при монтаже шины на обод колеса должно полностью входить в выемку обода колеса всей внутренней поверхностью.
При проведении шиномонтажных работ необходимо следить за тем, чтобы обозначения одинарных шин и наружных шин сдвоенных колес находились на наружной стороне транспортного средства, а обозначения внутренних шин – на внутренней стороне транспортного средства.
При установке сдвоенных колес на ось транспортного средства необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке воздуха в шину без снятия наружного колеса.
При снятии и установке колес необходимо применять домкраты и специальные подъемники, для которых установлены специальные требования:
ручные, рычажно-реечные домкраты должны иметь исправные устройства, исключающие самопроизвольное опускание груза при снятии усилия рычага или рукоятки, снабжаться стопорами, исключающими выход винта или рейки при нахождении штока в верхнем крайнем положении;
испытание домкратов и специальных подъемников должно производиться 1 раз в год статической нагрузкой больше предельной на 10 % в течение 10 мин при нахождении штока в верхнем крайнем положении;
у гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5 %;
домкраты и специальные подъемники с электрическим приводом должны быть с исправными устройствами для автоматического выключения электродвигателя в крайних верхнем и нижнем положениях;
гидравлические и пневматические домкраты и подъемники должны иметь плотные соединения, исключающие утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров во время перемещения грузов;
обратные клапаны или другие устройства гидравлических и пневматических домкратов и подъемников должны обеспечивать плавное, медленное опускание штока или остановку его в случае повреждения трубопроводов, подводящих или отводящих жидкость, воздух.
Накачка шин
Накачивание шин с разборным ободом колеса необходимо осуществлять в 2 этапа: вначале довести до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца колеса, а затем – до нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
При обнаружении неправильного положения замочного кольца колеса необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца колеса, а затем повторить действия, указанные выше.
Накачивание шин без демонтажа проводится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо надеть средства индивидуальной защиты рук и применять спредер.
В процессе накачки шин необходимо вести постоянное наблюдение и контроль:
– за показанием манометра, не допуская повышения давления воздуха в шине выше установленной нормы (при отсутствии автоматического ограничителя или регулятора давления);
– положением замочного кольца, которое должно равномерно войти в обод и стать заподлицо с кромкой бортового кольца.
При выполнении шиномонтажных работ не допускается:
– демонтаж с обода колеса шины, находящейся под давлением;
– снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
– выбивать обод колеса кувалдой (молотком);
– при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на ободе постукиванием;
– монтировать шину на обод (диск) колеса, не соответствующий размеру шины;
– во время накачивания шины ударять по замочному кольцу колеса молотком или кувалдой;
– накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления шины;
– применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца колеса, не соответствующие данной модели колеса;
– заменять золотники на колесе различного рода заглушками;
– накачивать шину на разборном ободе колеса с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково.
Для обеспечения наиболее полного использования ресурса шин владелец транспортных средств обязан выполнять следующие требования:
– места стоянки транспортных средств должны быть очищены от грязи, не допускается загрязнение стоянки нефтепродуктами, маслами, химикатами и другими веществами, разрушающими резину. Должна быть исключена возможность примерзания шин к грунту из-за скопления воды около них;
– при использовании крытых стоянок транспортные средства не должны находиться ближе 1 м от отопительной системы;
– стоянка транспортных средств на одном месте с полной нагрузкой допускается не более двух суток, ненагруженных – не более 10 суток. При необходимости более продолжительной стоянки транспортных средств следует разгрузить шины с помощью подставок;
– транспортные средства, подлежащие консервации, устанавливать на подставки с полной разгрузкой шин. Шины необходимо покрыть водяной эмульсией извести или мела с целью предохранения их от непосредственного воздействия солнечных лучей; проверку внутреннего давления в шинах производить 1 раз в месяц; колеса могут быть сняты и направлены для хранения на склад;
– стоянка транспортных средств на шинах с регулируемым давлением в нагруженном состоянии при нормальном внутреннем давлении в шинах без вывешивания колес с помощью подставок допускается в течение 3 месяцев. Внутреннее давление в шинах проверяется через 5 дней;
– запрещается стоянка транспортных средств на шинах, у которых внутреннее давление ниже установленной нормы.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) выполняются следующие работы по шинам и ободьям:
– осмотр шин с целью определения их пригодности к дальнейшей эксплуатации: удаляются застрявшие посторонние предметы в протекторе, боковине, между сдвоенными колесами; шины, имеющие механические повреждения, направляются в ремонт;
– проверяются исправность вентилей, золотников, наличие колпачков;
определяются пригодность шин по износу протектора и подбор шин по осям транспортного средства;
– осмотр ободьев для определения дальнейшей пригодности к эксплуатации;
– проверка крепления колес и их элементов;
– замер внутреннего давления во всех шинах транспортного средства, в т.ч. и запасной. При необходимости давление в шинах доводится до нормы. Замер внутреннего давления воздуха производится в полностью остывших шинах ручным поверенным манометром.
При втором техническом обслуживании (ТО-2) выполняются работы по шинам и колесам в объеме, указанном при проведении ТО-1. Кроме того, производятся проверка схождения колес и их балансировка.
Запрещается выпуск на линию транспортных средств, если обнаружены:
– установка шин нерекомендованных размеров и конструкций;
– установка на одну ось, сдвоенных колес шин диагональной и радиальной конструкций, а также шин с различными типами рисунков протектора;
– отсутствие на сдвоенных колесах удлинителей вентилей для контроля давления в шинах внутреннего колеса;
– несоответствие давления воздуха установленным нормам или невозможность замера давления из-за наличия заглушек или неисправности вентиля;
– замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;
– высота рисунка протектора меньше предельной допустимой;
– неотремонтированные местные повреждения шин (пробои, порезы, сквозные и несквозные, местные расслоения протектора);
– застрявшие в боковине, протекторе и между сдвоенными колесами инородные предметы;
– отсутствие колпачков на вентилях шин;
– отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки;
– видимые нарушения формы и размеров отверстий в дисках колес под детали крепления;
– деформированные ободья.
Шины с предельным износом рисунка протектора снимаются с эксплуатации и направляются на восстановление или в утиль.
Предельным износом рисунка протектора считается такой износ, когда остаточная высота выступов протектора имеет минимально допустимую величину на площади, ширина которой равна половине ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины по середине беговой дорожки протектора или при неравномерном износе – на суммарной площади такой же величины.
Шины снимаются с эксплуатации при высоте протектора h0, достигшей минимально допустимых значений, установленных действующим законодательством Республики Беларусь и составляющих:
– для шин легковых автомобилей – 1,6 мм;
– для шин грузовых автомобилей – 1,0 мм;
– для шин автобусов и троллейбусов – 2,0 мм;
– для шин на прицепах и полуприцепах – такая же, как и для шин транспортных средств, с которыми они работают.
Замер остаточной высоты протектора hо производится в местах его наибольшего износа вне зоны расположения мостиков. Для шин, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, высота рисунка протектора измеряется по краям этого ребра.
Происшествие 1
14 сентября 2016 г. водитель автомобиля организации ОАО «ХХХ» Г. в 7:00 прибыл к диспетчеру Б. на территорию машинного двора для получения задания. Диспетчер Б. выдала Г. путевой лист. Перед выездом на линию автомобиль МАЗ 555142-225 прошел контроль технического состояния и признан технически исправным, о чем имеется отметка в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортных средств в технически исправном состоянии. Приборный контроль на предмет нахождения водителя Г. в состоянии алкогольного опьянения перед началом рабочей смены не проводился.
Около 14:00 после выполнения задания по доставке строительных материалов в Г. обнаружил, что на автомобиле спущено заднее левое колесо. Для ремонта колеса Г. прибыл на автомобиле на машинный двор, где обратился к инженеру тракторного парка Т., который находился в ремонтной мастерской за материалами для ремонта колеса.
Получив от Т. материал для проведения вулканизационных работ, Г. установил под колеса автомобиля противооткатные упоры, вывесил с помощью домкрата левую часть задней оси автомобиля и установил под нее подставку. Сняв со ступицы наружное колесо, он приступил к его бортировке возле автомобиля. Разбортировав колесо, Г. достал неисправную камеру и самостоятельно произвел ее ремонт путем вулканизации. Затем Г. перенес от автомобиля на шиномонтажный пост диск колеса, стопорные кольца, шину и камеру. Из объяснения Г. следует, что он очистил посадочное место диска и стопорных колец от грязи и ржавчины. Затем возле клетки для накачивания шин Г. собрал колесо, установил его в клетку для накачивания шин и накачал. Накаченное колесо Г. докатил до автомобиля, затем приступил к установке колеса на ступицу автомобиля. В этот момент произошла самопроизвольная разбортировка колеса, и Г. получил травму соскочившей с колеса шиной.
Около 15:30 в диспетчерскую забежал сторож машинного двора А. и сообщил диспетчеру Б., что Г. пострадал в результате саморазбортировки колеса. По телефону Б. на место несчастного случая вызвала скорую медицинскую помощь, которая доставила потерпевшего в учреждение здравоохранения.
Согласно заключению о тяжести производственной травмы Г. получил закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга средней степени тяжести, посттравматическое субархиноидальное кровоизлияние, пароорбитальную гематому слева.
Этиловый спирт в пробе крови Г. не обнаружен.
В ходе специального расследования установлены следующие причины несчастного случая:
1. Отсутствие организации безопасной эксплуатации автомобиля МАЗ 555142, выразившееся в непроведении ему технического обслуживания в сроки, установленные технической документацией завода-изготовителя. Это привело к использованию замочного кольца обода колеса в неисправном состоянии, с измененными геометрическими размерами, образовавшимися в результате эксплуатации (корродирования), что не обеспечивает плотного соединения замочного кольца и основания обода, и не исключает возможности возникновения его срыва при накачивании колеса воздухом (заключение Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь). Тем самым нарушены требования пп. 8.2, 8.3 Руководства по эксплуатации 555100-3902002 РЭ, пункты 7.3, 7.4 ТКП 299 -2011(02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденного и введенного в действие приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц, пп. 189, 195 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70.
2. Выполнение работ с повышенной опасностью по профессии «монтировщик шин и шинно-пневматических муфт» потерпевшим, не прошедшим обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Нарушены требования пунктов 23, 49, 54 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, п. 2.8.3 ГОСТ 12.3.002-75 «Процессы производственные. Общие требования безопасности».
3. Неназначение должностного лица, ответственного за организацию и безопасное проведение работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей на время отсутствия главного инженера и заведующего ремонтными мастерскими. Этим нарушены требования п. 20 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, ТНПА, ЛНПА:
1. Главный инженер П. На момент несчастного случая он не организовал безопасную эксплуатацию автомобиля МАЗ 555142, что выразилось в непроведении технического обслуживания в сроки, установленные технической документацией завода-изготовителя.
2. Директор С. На момент несчастного случая он не назначил должностное лицо, ответственное за организацию и безопасное проведение ремонтных работ автомобильного транспорта на время отсутствия главного инженера и заведующего ремонтной мастерской. Это привело к выполнению потерпевшим работ с повышенной опасностью по профессии монтировщик шин и шинно-пневматических муфт, без обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
Происшествие 2
14 марта в 16:00 в организации «ХХХ» на территории ремонтно-механических мастерских при производстве шиномонтажных работ произошел групповой несчастный случай со слесарем по ремонту автомобилей Б. и электрогазосварщиком Р.
Утром в 08:15 главный механик Г. выдал задание Б. и М. – слесарям по ремонту автомобилей 5-го разряда выполнить демонтаж и монтаж автомобильных шин «BELSHINA» всех четырех колес передвижного буксируемого вагончика бытового типа.
Б. и М. имели свидетельство о прохождении обучения по профессии монтировщик шин и шинопневмотических муфт, прошли проверку знаний по вопросам охраны труда, инструктаж по охране труда по выполнению шиномонтажных работ в установленном порядке и в установленные сроки.
В организации «ХХХ» выделено специальное помещение для производства шиномонтажных и вулканизационных работ, которое оборудовано специализированным оборудованием промышленного изготовления. Возле торцевой стены ремонтных мастерских установлено специальное металлическое ограждение для накачивания шин, защищающее обслуживающий персонал от травмирования при самопроизвольном вылете съемных деталей обода колеса. В самой ремонтной мастерской установлен компрессор для накачки воздухом шин с дозатора воздуха. На дозаторе воздуха установлен манометр, прошедший государственную поверку и имеющий поверительное клеймо. Нарушений по эксплуатации компрессора и дозатора воздуха в ходе расследования не установлено. Возле компрессора вывешена таблица норм внутреннего давления по типоразмерам шин.
В организации издан приказ о назначении ответственных лиц за безопасное производство шиномонтажных работ.
На вагончике бытового типа только две шины имели камеры. Слесари по ремонту автомобилей Б. и М. до обеда произвели монтаж и демонтаж шин на двух колесах, которые установили на заднюю ось вагончика. После обеда Б. с обменного фонда заклеил две автомобильные камеры, которых не хватало для монтажа шин. Затем на шиномонтажном стенде Б. и М. произвели монтаж двух шин. Закатили колеса к ремонтной мастерской к специальному металлическому ограждению для накачки шин. После установки первого колеса в защитное ограждение М. накачал первое колесо воздухом до 5 кгс/см² по манометру дозатора воздуха. Убедившись, что замочное кольцо лежит в канавке обода колеса, слесари выкатили его из защитного ограждения и установили на переднюю ось вагончика слева. Затем слесари закатили второе колесо в защитное ограждение и М. через дозатор воздуха накачал его до 5 кгс/см². Когда Б. и М. осмотрели накаченное колесо, то увидели, что замочное кольцо не село на свое место в зоне разреза. Они решили его спустить и поправить замочное кольцо. М. выкрутил золотник из корпуса вентиля камеры. Со слов Б. и М., воздух камеры спускался слабо, неравномерно, с перебоями. Через 5 мин Б. выкатил колесо из защитного ограждения, положил его на асфальтное покрытие возле вагончика-бытовки и коленями опустился на него. В это время замочное кольцо с громким хлопком вылетело из колеса, нанеся тяжелую травму Б., и пролетев в воздухе несколько метров, смертельно травмировало электрогазосварщика Р. Затем послышался хлопок от разрыва автомобильной камеры.
Электрогазосварщик Р. 14 марта с утра и до происшествия выполнял сварочные работы по ремонту форвардера Амкадор 2661-01, который стоял на ремонтной площадке в 5 м от вагончика, на котором производились работы по замене шин. В процессе работы Р. ходил за электродами и другими приспособлениями, необходимыми для выполнения работ к сварочному посту, которых находился возле самой мастерской. К выполнению шиномонтажных работ Р. не привлекался.
Машиной скорой помощи Б. и Р. были доставлены в учреждение здравоохранение, где Б. установлен диагноз: сочетанная травма, легкая ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, открытый перелом нижней челюсти справа, открытый оскольчатый перелом средней фаланги 5-го пальца правой кисти, закрытый перелом внутреннего мыщелка левого бедра, оскольчатый перелом левой малой берцовой кости, перелом внутренней лодыжки левой голени, рваные раны справа 5-го пальца правой кисти. У Р. наступила смерть в результате диффузной травмы головного мозга, открытой черепно-мозговой травмы.
По результатам специального расследования установлены причины несчастного случая:
1. Нарушение Б. требований ЛНПА по охране труда. Это выразилось в том, что он выкатил колесо из защитного ограждения без полного спуска воздуха шины при неправильном положении замочного кольца, чем нарушен п. 54 Инструкции по охране труда при выполнении шиномонтажных работ;
2. Нарушение М. требований безопасности труда, ЛНПА по охране труда. Он произвел накачивание шины в один этап, до рабочего давления (5 кгс/см²), при неправильном положении замочного кольца. Тем самым нарушен п. 53 Инструкции по охране труда при выполнении шиномонтажных работ, которым предусмотрено накачивание шин вести в 2 этапа: вначале до давления 0,5 кгс/см² с проверкой положения замочного кольца, а затем до максимального давления данного типоразмера шины.
Павел Кравчинский, главный специалист
отдела охраны труда и государственной экспертизы
комитета по труду, занятости и социальной
защиты Могилевского облисполкома