Аварии, связанные с грузоподъемными механизмами, происходят достаточно часто. В статье приведен анализ причин таких аварий, чтобы специалисты ответственные за эксплуатацию грузоподъемных механизмов, могли учесть печальный опыт и избежать аварий и травмирования работников на производстве в дальнейшем.
При выполнении работ грузоподъемными кранами можно выделить следующие основные опасные производственные факторы:
– падение поднимаемого груза или его части;
– падение крана;
– разрушение конструкций крана.
Опасность – падение поднимаемого груза или его части
Опасность падения груза – один из основных опасных производственных факторов при эксплуатации грузоподъемных машин. Чаще всего эта опасность связана:
– с неправильной строповкой груза; разрывом канатов;
– неисправностью грузозахватных механизмов и приспособлений.
Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и грузозахватных устройств до проведения работ, соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов, правила охраны труда.
Много ошибочных действий, приводящих к авариям, происходит если работу выполняет неквалифицированный персонал. Тем не менее часто в помощь одному специалисту-страпольщику назначаются несколько рабочих, которые в принципе не знакомы с особенностями этой работы.
Основная причина несчастных случаев, связанных с травмированием чаще всего смертельным вследствие падения груза, – это совпадение двух факторов: падение груза и нахождение человека в опасной зоне.
Причины падения груза:
– разрыв строп из-за износа или перегрузки;
– нарушение крепления груза из-за неправильного крепления или поломки элементов крепления;
– падение крана из-за неподготовленной площадки или нарушения правил эксплуатации.
Анализируя причины, можно сделать вывод, что большую роль здесь играет человеческий фактор: это или ошибки стропальщика и ответственного лица, или халатность в процессе работы, а также отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций.
От 50 % до 90 % аварий случаются по вине самих работающих.
Причины нахождения человека в опасной зоне работы крана:
– отсутствие обозначения опасной зоны из-за того, что оно не установлено или было снято;
– несоблюдение правил охраны труда из-за незнания или сознательного нарушения.
Определение опасных зон при работе крана
Основополагающим принципом определения опасной зоны является досягаемость работающим подвижных выступающих либо двигающихся частей машин и оборудования в нормальном режиме работы в случае падения или разрушения их, а также при падении поднимаемых или переносимых грузов.
Документ: технический кодекс установившей практики "Безопасность труда в строительстве. Общие требования", утвержденный приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.11.2006 № 334 (далее – ТКП 45-1.03-40-2006).
Границы опасных зон приведены в приложении Б к ТКП 45-1.03-40-2006. В нем определены минимальные расстояния отлета груза (предмета). Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наибольшего габарита перемещаемого (падающего) груза (предмета) или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого груза и минимального расстояния отлета груза при его падении.
Опасность – падение (опрокидывание) крана
Падение (опрокидывание) крана может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет много из нижеперечисленных факторов:
– неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
– умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;
– перегрузки кранов при подъеме грузов;
– установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
– нарушение обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;
– допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы.
Практически все названные причины можно отнести к причинам, обусловленным человеческим фактором. Неправильный выбор крана на стадии расчетов и разработки проектов производства работ (с целью экономии средств, так как кран с большей грузоподъемностью стоит дороже) приводит к тому, что кран не может выполнить предназначенную работу без нарушений. И тогда крановщиков руководители работ принуждают к нарушению норм и правил безопасности. Крану приходится работать с перегрузами, а для этого отключают приборы безопасности кранов, что может привести к падению (опрокидыванию) кранов.
Нарушения в установке кранов тоже приводят к авариям и несчастным случаям. Площадка под установку крана должна быть подготовлена в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации кранов; минимальные расстояния от основания откоса выемки до ближайшей опоры крана – соответствовать требованиям п. 8.2.4 ТКП 45-1.03-40-2006.
Опрокидывание крана может произойти из-за сильного ветра. В руководстве по эксплуатации крана указываются предельные величины скорости ветра, при которых запрещена работа. Если по метеопрогнозам ожидается увеличение ветра до предельных на ночь или на выходные дни, то необходимо перевести кран в безопасное положение, исключающее падение (опрокидывание) крана.
Опасность – разрушение конструкций крана
К разрушению конструкций кранов приводят следующие причины:
– неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
– умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;
– перегрузки кранов при подъеме грузов.
Для обеспечения безаварийной работы необходимо:
– руководителям строительных организаций и индивидуальным предпринимателям – владельцам кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим краны – обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем разработки качественных проектов производства работ, организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания в соответствии с правилами;
– на строительных площадках осуществлять действенный контроль со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований инструкций по охране труда и устранять попытки принуждения подчиненных к нарушению правил и норм безопасности;
– обеспечить качественную подготовку обслуживающего персонала, стажировку, обучение и своевременную проверку знаний по вопросам охраны труда.
Александр Жук, начальник службы надзора ОАО «Управление механизации № 12»