Для обеспечения безопасности труда законодательством определен широкий спектр форм и методов контроля за состоянием здоровья работающих. В частности, наниматель обязан за свой счет организовать проведение всех видов медицинских осмотров и обследований работников, предусмотренных законодательством для осуществляемого организацией вида деятельности. Кроме того, для целого ряда профессий обязательны предсменные (предрейсовые) медицинские и иные осмотры. Основной задачей проводимых мероприятий является уменьшение производственного травматизма и сохранение жизни и здоровья работающих.
Порядок проведения предсменных медицинских осмотров определяется локальными нормативными правовыми актами нанимателя (колективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка) и доводится до сведения работающих (подлежащих этим осмотрам) под роспись.
Порядок проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров
В таблице представлены виды предсменных (предрейсовых) медосмотров, а также кем и на основании каких документов они проводятся.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» от 02.12.2013 № 116/119 (далее – постановление № 116/119).
№ п/п |
Вид осмотра |
Кто проводит осмотр |
Кто проходит |
Нормативные акты |
1 |
Предрейсовое обследование |
Медицинский работник, имеющий среднее специальное медицинское образование, или врач-специалист |
Водители, управляющие транспортными средствами при осуществлении лицензируемых видов перевозок |
Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84 |
2 |
Приборный контроль |
Медицинский работник, имеющий среднее специальное медицинское образование, или врач-специалист |
Водители, осуществляющие перевозки, не относящиеся к лицензируемым |
Инструкция о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденная постановлением Минтранса и Минсельхозпрода Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28 |
3 |
Предрейсовое обследование |
Медицинский работник, имеющий среднее специальное медицинское образование, или врач-специалист |
Трактористы-ма- |
Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 08.05.2008 № 87 |
4 |
Предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр |
Медицинский работник, состоящий в штате, либо на основании заключенного гражданско-правового договора между нанимателем и организацией здравоохранения
|
Работающие, заня-
|
Постановление № 116/119 |
5 |
Освидетельство-вание на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения |
Работник, уполномоченный руководителем организации, на выявление наличия состояния алкогольного опьянения, наркотического или токсического опьянения |
В больших организациях обычно предрейсовое обследование водителей проводит медицинский работник, например медицинская сестра здравпункта, которая состоит в штате организации. Следует отметить, что медицинский осмотр не ограничивается исключительно приборным контролем на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, а включает в себя опрос водителя о состоянии его здоровья, измерение температуры тела, пульса и артериального давления.
Практика показывает, что такой для процедуры достаточно 5–10 мин.
Но есть и другой способ: транспортные организации, как правило, заключают с медицинским учреждением договор на оказание услуг на проведение предрейсовых медицинских осмотров. Недостаток данного варианта в том, что медицинский работник не может установить (в случае возникновения достаточного основания это полагать), что работник находится в состоянии алкогольного опьянения, например, за 10 мин до окончания смены, так как его рабочее место – учреждение здравоохранения, а не территория организации.
В организациях малого бизнеса, где транспорта не так много, проводится освидетельствование (приборный контроль). Данный вид контроля закреплен законодательством совсем недавно – в 2014 г.
Освидетельствование проводится перед началом рабочего дня (смены) или перевозки работником организации, уполномоченным на проведение освидетельствования, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств и других веществ. Если показание прибора подтверждает отсутствие состояния алкогольного опьянения, то уполномоченный работник ставит отметку о допуске к работе в путевой лист и в журнал. Если прибор подтверждает такое состояние, то отметка о допуске не ставится. При этом должен быть составлен акт проведения освидетельствования, который направляется работодателю, факт проведения освидетельствования регистрируют в журнале, а также вносят запись: «Не допущен к работе».
Недостаток этого метода в том, что при несогласии работника с результатами освидетельствования, проведенного уполномоченным на такое освидетельствование, работник вправе пройти повторное освидетельствование в организации здравоохранения. Если по результатам повторного освидетельствования установлен факт отсутствия у работника состояния опьянения, он по прибытии на место работы допускается к работе.
Сложность в данном случае для нанимателя состоит именно в допуске к работе. Например, в автопарке автобусы уходят на линию по расписанию, следовательно, после возвращения работника с отрицательными результатами преосвидетельствования у нанимателя нет возможности предложить ему работу на транспортном средстве и маршруте согласно графику. А если учитывать нормы ст. 20 ТК о том, что наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, то возникает проблема, которую наниматель обязан разрешить.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
В случае проведения медицинского осмотра медработником при наличии соответствующих показателей наниматель отстраняет работника от работы на весь день (смену) (часть вторая ст. 49 ТК) и даже в случае прохождения отстраненным работником переосвидетельствования (например, в течение 2 ч после медицинского осмотра) у нанимателя не возникает обязанности допустить такого работника к работе в данный день (смену). Объясняется это просто: оба медицинских осмотра были проведены медработниками на поверенных приборах, соответственно оба документа имеют равную юридическую силу. А поскольку прибор в начале смены показал состояние алкогольного опьянения, то наниматель исполнил свою обязанность в части отстранения работника от работы и такое отстранение не может быть признано незаконным.
Как видим, вариантов несколько – выбор за нанимателем. И здесь на первый взгляд выбор падает на наименее затратный вариант. Но так ли это? Давайте разберемся.
А исправен ли прибор?
Начнем с того, что отдельно в нормативных правовых актах не прописаны требования к используемым приборам, предназначенным для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе. Следует отметить, что в проекте постановления № 116/119 была норма о том, что «приборы должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, иметь действующие свидетельства об их поверке, выдаваемые в установленном законодательством порядке органами государственной метрологической службы, клеймо (наклейку) установленного образца, и быть опломбированы изготовителем в соответствии со схемой пломбирования, исключающей возможность несанкционированного вмешательства в работу прибора».
Но в принятом варианте постановления № 116/119 ее нет.
Важно!
Доказательными являются только результаты, полученные с помощью поверенного средства измерения.
Возникает закономерный вопрос: должны ли приборы подвергаться первичной и периодическим поверкам? Законодательство говорит, что должны, и ссылается на Закон о единстве измерений и стандарт СТБ 8003-93.
Документ:
стандарт Республики Беларусь СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», введенный в действие с 1 июля 1994 г. (далее – СТБ 8003-93).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон о единстве измерений).
Обязательной государственной поверке подлежат средства измерений при контроле за безопасностью и условиями труда. Нарушение данного требования влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц.
Что выгоднее…
Как показывает практика, стоимость поверенного прибора в г. Минске достаточно высока. Кроме того, приобретенный прибор необходимо обслуживать, а именно проводить ежегодную поверку, что тоже стоит денег. Простая арифметика показывает, что прибор окупит себя примерно через 1 000 измерений.
Стоимость медицинского осмотра одного работника значительно меньше, но здесь следует учитывать количество работающих, удаленность медучреждений. Так что решение остается за каждым конкретным нанимателем. Ведь любой метод контроля будет осуществляться за его счет. При этом работник должен проходить осмотр в установленные сроки, а обязанностью нанимателя является отстранение от работы при его непрохождении. Выполнение указанных норм – залог сохранения здоровья и жизни работающих.
Андрей Колячко, инженер по охране труда