После внесения постановлением МЧС Республики Беларусь от 15.05.2015 изменений и дополнений в Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, которые сейчас называются Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, значительно изменились требования к проведению технического освидетельствования кранов (в частности, были ослаблены требования к владельцам кранов).
Об основных изменениях расскажем в данной статье.
В процессе эксплуатации все грузоподъемные краны должны подвергаться техническому освидетельствованию. Цель освидетельствования – подтвердить, что грузоподъемный кран и его установка на объекте соответствуют Правилам и его паспортным данным и кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.
В течение нормативного срока службы все краны должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
– частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;
– полному – не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (не чаще одного подъема в месяц).
Документ:
постановление МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 «Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов» (далее – Правила).
Основания для проведения освидетельствования
В соответствии с новыми требованиями внеочередное полное техническое освидетельствование (далее – ВПТО) крана должно проводиться:
– после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых самоходных и быстромонтируемых башенных кранов);
– реконструкции грузоподъемного крана;
– капитального ремонта и (или) ремонта расчетных металлоконструкций грузоподъемного крана с применением сварки;
– изменения длины стрелы и (или) высоты башни (за исключением стреловых самоходных кранов);
– установки сменного стрелового оборудования (за исключением стреловых самоходных кранов);
– замены стрелы;
– замены грузовой или стреловой лебедки;
– замены крюка (проводятся только статические испытания);
– замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;
– в случаях, предусмотренных в инструкции по эксплуатации.
Что изменилось?
По предложениям организаций, эксплуатирующих большое количество гусеничных и пневмоколесных кранов, отменено проведение ВПТО таких кранов после изменения длины стрелы, высоты башни, установки сменного стрелового оборудования. Обусловлены эти изменения тем, что смена стрелового оборудования на кранах такого типа осуществляется очень часто, иногда по 2–3 раза в месяц (в зависимости от выполняемой работы).
Внесены изменения в требования о том, кто может провести полное техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре и отработавших нормативный срок службы.
В соответствии с новыми требованиями Правил полное техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре и отработавших нормативный срок службы, проводится экспертом Госпромнадзора.
В то же время ВПТО грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре и отработавших нормативный срок службы, теперь может провести как эксперт Госпромнадзора, так и эксперт организации, имеющей разрешение Госпромнадзора.
Новые требования
Пункт 370 Правил определяет новые требования к проведению технического диагностирования кранов, отработавших нормативный (назначенный) срок службы, которое предшествует проведению полного технического освидетельствования. Данным пунктом определен основной документ, которым необходимо руководствоваться при диагностировании, – это ТКП 054-2007 (02300).
Документ:
ТКП 054-2007 (02300) «Техническое диагностирование и продление назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах. Общие положения», утвержденный приказом МЧС Республики Беларусь от 10.01.2007 № 5 (далее – ТКП 054-2007 (02300)).
Кроме того, п. 372 Правил определено, что осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен проводиться по инструкции, разработанной с учетом приложения 23 к Правилам.
Важно!
В прежней редакции Правил отмечалось, что осмотр должен был проводиться по инструкции, разработанной организацией-изготовителем или специализированной организацией.
До пуска в работу краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Краны, подлежащие регистрации в Госпромнадзоре, должны подвергаться полному техническому освидетельствованию до их регистрации.
В процессе работы краны не стоят годами на одном месте, происходит их перемещение на новые объекты, обслуживание и ремонт. Согласно Правилам после монтажа на новом месте, капитального ремонта, реконструкции, ремонта металлических конструкций с применением сварки, замены лебедок, смены крюка или крюковой подвески изменения длины стрелы или высоты башни краны подвергают ВПТО.
На взгляд автора, работающего в организации, эксплуатирующей стреловые самоходные краны, по вопросу проведения ВПТО данных кранов при изменении длины стрелы или высоты башни можно поспорить. При современных темпах строительства данные краны иногда работают в определенном исполнении от нескольких недель до нескольких месяцев. За календарный год может произойти 5–6 изменений исполнения крана, и частое проведение полного технического освидетельствования может привести к быстрому износу конструкций крана при испытаниях на максимальных нагрузках (данное предложение на внесение изменений в Правила направлено в Госпромнадзор).
После замены стреловых, грузовых и других канатов, а также после их перепасовки техническое освидетельствование производить не следует, но необходимо тщательно проверить правильность запасовки и надежность крепления канатов, а также произвести обтяжку их рабочим грузом. Указанная работа может быть возложена на лицо, ответственное за содержание в исправном состоянии грузоподъемных машин.
В соответствии с п. 355 Правил полное (очередное и внеочередное) техническое освидетельствование кранов в течение нормативного срока службы, указанного в паспорте крана, проводится экспертом Госпромнадзора или экспертом организации, имеющей соответствующее разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности.
Частичное техническое освидетельствование кранов проводится специалистом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. При проведении освидетельствования обязательно присутствие специалиста, ответственного за содержание крана в исправном состоянии.
Госпромнадзор направляет эксперта для проведения технического освидетельствования по заявке организации – владельца крана, направленной не позднее 10 дней до даты освидетельствования.
Осмотр крана
Работы по осмотру крана могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования. Результаты осмотров (проверок) должны оформляться актом осмотра крана, подписанным лицом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а для электрических кранов – и представителем энергетической службы организации (не обязательно, но желательно).
При осмотре крана проверяются в рабочем состоянии все механизмы и оборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики.
Техническое освидетельствование крана
При полном техническом освидетельствовании кран подвергается:
– осмотру;
– статическим испытаниям;
– динамическим испытаниям.
При частичном освидетельствовании испытание крана грузом не производится.
Для проведения статических и динамических испытаний владелец крана должен обеспечить наличие комплекта контрольных грузов с указанием их фактической массы.
Испытания кранов, имеющих сменное стреловое оборудование, могут проводиться с установленным на них для работы оборудованием. После установки на кран сменного стрелового оборудования испытание проводится в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана при установленном оборудовании.
При техническом освидетельствовании должны быть проверены:
– металлоконструкции крана и его сварные соединения на отсутствие трещин и деформаций, крепление кабины, лестниц, площадок и ограждений, крюк и детали его подвески, крепление канатов, состояние блоков, осей и деталей их крепления (необходимость и периодичность проверки деталей подвески устанавливаются владельцем крана);
Справочно:
у грузоподъемных кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, контроль состояния (ревизия) кованых (штампованных), пластинчатых крюков и деталей их подвески должен проводиться не реже одного раза в 12 месяцев с применением методов неразрушающего контроля лабораторией, аккредитованной в установленном порядке. При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезной части кованого (штампованного) крюка, вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой или траверсой. Заключение лаборатории по результатам контроля (ревизии) должно храниться вместе с паспортом крана (п. 358 Правил).
– фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановке механизма подъема;
– состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
– соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте;
– состояние кранового пути и соответствие его Правилам, проекту и руководству по эксплуатации крана;
– состояние канатов и их крепления;
– состояние освещения и сигнализации.
Нормы браковки кранового пути, канатов и элементов крана должны быть указаны в руководстве по эксплуатации. При отсутствии в руководстве соответствующих норм браковка канатов и элементов кранов проводится в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях 13 и 22 к Правилам.
Важно!
Все грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах технического надзора, но регистрируемые на предприятии, подлежат обязательному техническому освидетельствованию.
Краны, отработавшие нормативный срок службы (это чаще всего от 10 до 13 лет) в соответствии с п. 370 Правил подлежат экспертизе промышленной безопасности, в которую входит техническое диагностирование и оценка остаточного ресурса. Техническое диагностирование проводится специализированными организациями. После диагностирования и устранения замечаний экспертом Госпромнадзора проводится полное техническое освидетельствование крана. Результаты работы заносятся в паспорт крана представителем организации, проводившей диагностирование, и лицом, проводившим освидетельствование, с ознакомлением под роспись лица, ответственного за содержание крана в исправном состоянии.
Александр Жук, начальник службы надзора
ОАО «Управление механизации № 12»