Жара – событие труднопереносимое, особенно в условиях производства. Дома можно спрятаться от непереносимого зноя: включить вентилятор или кондиционер, лечь в ванну с прохладной водой и с удовольствием поглядывать на зашкаливающий за окном градусник.
Однако несмотря на аномальную температуру воздуха надо ходить на работу, на которой у многих из нас нет условий прохладного офиса с охлажденной водой и исправно работающей системой поддержания микроклимата.
Возьмем, к примеру, профессию водителя автомобиля.
В жаркую погоду кабина автомобиля не самое удобное место для защиты от высоких температур, да и кондиционер (если он, конечно, установлен) может в жару простудить, а не создать комфортные условия.
Тем не менее работать надо и в жару, и в очень сильную жару, такова специфика нашей жизни. Поэтому в жаркое время года водители облегчают свою жизнь, как могут. Часто это приводит к нарушениям требований по охране труда, выраженным в неприменении средств индивидуальной защиты (СИЗ), в частности специальной обуви, положенной водителю по нормам.
Однако не все водители обеспечиваются специальной обувью.
Есть определенные условия:
– если водитель автомобиля допускается в установленном порядке к работам по техническому обслуживанию и текущему ремонту автобуса, автомобиля-такси, легкового автомобиля, специального легкового автомобиля, ему по типовым нормам положены ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве;
– при эксплуатации, техническом обслуживании и текущем ремонте автомобильного транспортного средства специального назначения, грузового автомобильного транспортного средства, автомобиля-тягача и седельного тягача, крана автомобильного, также ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве;
– при постоянной перевозке пылящих грузов наниматели обязаны выдавать водителям ботинки кожаные пылезащитные;
– при эксплуатации, техническом обслуживании и текущем ремонте специального автомобиля для перевозки нефтепродуктов – ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве.
Документ:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209).
Работники обязаны использовать и правильно применять предоставленные им СИЗ, а в случаях их отсутствия или неисправности – немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя (п. 54 Инструкции № 209). То есть наниматель обязан предоставить водителям автомобиля вышеперечисленные СИЗ с учетом условий их работы.
Эта обязанность нанимателя регламентирована п. 60 Инструкции № 209: наниматель несет ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников СИЗ, организацию контроля за правильностью их применения работниками.
Остальным водителям, не попадающим под перечисленные условия, специальная обувь не положена.
Что обувают водители в жару
Бывая в организациях, имеющих транспортные средства, в т.ч. и вышеперечисленных категорий, вижу, что особенно в жару водители автомобилей носят на ногах все, что угодно, но только не «ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве» или подобное.
Набор обуви самый разнообразный, начиная от летних туфлей и заканчивая сланцами, состоящими из одной резиновой подошвы.
Хорошо, если водителю в силу перечисленных условий положена специальная обувь, и можно обязать ее применять, несмотря на любые погодные условия. А что делать с остальными водителями, которым обувь по типовым нормам не положена?
Если водитель не подпадает ни под одно указанное условие, то может ходить на рабочем месте хоть босиком?
Записать, например, в инструкцию по охране труда для водителя автомобиля требование носить обувь определенного вида наниматель не вправе. Хочешь, чтобы работники носили специальную обувь, – выдай им ее!
Что же остается делать нанимателю и другим должностным лицам организаций, пока эти вопросы не урегулированы законодательно?
Остается отворачиваться, чтобы не видеть, как водитель автомобиля в слетающих сланцах на босу ногу взбирается в кабину большегрузной машины или прыгает из нее на землю. А если водитель при этом получит травму, какова будет причина несчастного случая – личная неосторожность потерпевшего?!
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»