После проверки качества проведения инструктажей работников на рабочих местах выясняется, например, что работник не проинструктирован по основной профессии: отсутствует номер соответствующей инструкции; инструктаж проводится по инструкциям по видам работ, которые в принципе работник не выполняет; количество инструкций, по которым проводится инструктаж, выходит за пределы разумного. И это не считая чисто технических ошибок и описок, когда в журнале появляется номер инструкции, отсутствующий в перечне. Подобная картина с грустной неизбежностью повторяется.
Выводы и последствия этих отклонений известны: при проверке организации или при расследовании несчастного случая выясняется, что работник вообще не проходил инструктаж по профессии, что он выполнял работу, по которой не был обучен и проинструктирован, то есть был привлечен к работе не по специальности. Далее – вывод о неисполнении руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, формальном проведении инструктажей на рабочем месте и т.д. Проделанная работа оказывается напрасной.
Безусловно, работник обязан досконально изучить инструкцию, освоить практические навыки, полученные в ходе ее изучения, и неукоснительно исполнять все требования, изложенные в инструкции, трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, технологической документации, инструкциях по эксплуатации оборудования. Задача руководителя – допустить к работе человека, твердо усвоившего, что и как нужно делать.
Время на обучение
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Документ:
Инструкция о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176).
Сколько времени отводится на все обучение? Согласно Инструкции № 175:
– не менее 60 ч – на работах повышенной опасности;
– не менее 20 ч – при обучении на предприятии.
Не менее 10 ч отводится на теоретическое изучение дисциплины «Охрана труда» в учебных заведениях. Много это или мало? Для сравнения: программа пожарно-технического минимума для лиц, занятых на уборке зерновых культур в сельском хозяйстве (водители, трактористы-машинисты, рабочие зерноскладов) рассчитана на 8 ч; для операторов заправочной станции – на 12 ч. Это только пожарная безопасность!
Проведение инструктажей – трудоемкий процесс
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по утвержденной руководителем организации программе, которая составляется с учетом особенностей производства (выполняемых работ, оказываемых услуг) и требований нормативных правовых актов по охране труда, или по инструкциям по охране труда для профессий и (или) видов работ (услуг)... Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы лицом, проводившим инструктаж (пп. 51, 60 Инструкции № 175).
Как правило, первичный, повторный и целевой инструктажи проводятся индивидуально с каждым работником; групповой метод Инструкцией № 175 оговаривается только при проведении внепланового инструктажа «с группой лиц, работающих по одной профессии (должности), выполняющих один вид работ (услуг)».
Итак, резюме: инструктаж проводится индивидуально с каждым работником в полном объеме всех инструкций, с практическим показом безопасных методов и приемов труда и последующим контролем освоения пройденного.
Сколько времени должно быть предоставлено мастеру (прорабу, заведующему сектором), имеющему в подчинении 20 человек, для полного и неформального проведения инструктажа? Замечу лишь, что чтение вслух текста одного машинописного листа формата А4 размером шрифта 12 занимает от 3,5 до 4 минут. Без отступлений, разъяснений, повторов для лучшего усвоения и демонстрации наглядных пособий. Средний размер инструкции по профессии – от 7 до 10 листов; минимальный по объему набор программы инструктажа включает в себя, как правило, три инструкции: по профессии, по пожарной безопасности и по оказанию доврачебной помощи потерпевшему. Две последние – по 15–20 листов. Средний набор, включающий в себя инструкции по отдельным видам работ, – 5–10 инструкций. Подсчитали?
А теперь рассмотрим ситуацию из практики.
Ситуация
При анализе проведения инструктажей в организации, где работает 175 человек (включая директора), оказалось, что в перечне инструкций 166 наименований. Из них с десяток – общего характера (оказание первой помощи, пожарная безопасность, правила поведения на объектах и т.п.), 49 – по профессиям, еще 80 – по охране труда при выполнении отдельных видов работ и эксплуатации отдельных видов оборудования. Причем структура этих инструкций не отвечала требованиям Инструкции № 176. Проведение инструктажей возложено на 15 специалистов – руководителей подразделений. При всем этом выявлена группа работников, вообще не проходившая инструктажей. В журналах регистрации инструктажей обнаружены недостатки, о которых говорилось выше. Что делать?
Необходимо упорядочить процесс проведения инструктажей на рабочем месте.
Цель: уменьшение объема технической работы по регистрации инструктажей, пересмотр и сокращение перечня инструкций без потери профессий и видов работ.
Анализируем перечень инструкций
по охране труда
Вначале проводим анализ перечня инструкций по охране труда. Выяснилось следующее:
– в связи с сокращением численности работающих ряд профессий уже отсутствует в штатном расписании организации, но инструкции по охране труда для этих профессий в перечне остались;
– в виде инструкций по охране труда были оформлены документы, не являющиеся ими. Среди них были документы, которые по содержанию являются производственными или технологическими инструкциями, а также должностными инструкциями специалистов, ответственных за осуществление определенных видов деятельности. В качестве инструкций по охране труда были оформлены инструкции для лица, ответственного за электрохозяйство, ответственного по надзору за безопасным производством работ грузоподъемными кранами, по применению ключ-марки при эксплуатации и ремонту мостового крана и т.п.;
– для ряда профессий инструкции не были разработаны, но при этом существовали инструкции и проводились инструктажи по отдельным видам работ, характерных для данной профессии. И наоборот, работники выполняли работы, характерные для профессий, которых уже не было в штатном расписании. Кладовщики инструктировались по инструкции «При проведении складских работ»; дорожные рабочие – по инструкции «Для рабочих, занятых устройством дорог»;
– ряд инструкций дублировали содержание друг друга с незначительными отклонениями, поскольку разрабатывались для разных групп работников.
Наводим порядок в документах
Упорядочение проведения инструктажей начинаем с корректировки перечня инструкций, действующих в организации.
Все инструкции по ответственным лицам выводим из перечня и переоформляем как должностные инструкции.
После утверждения рабочие экземпляры инструкций выдаем на руки специалистам, а в контрольном экземпляре учиняем расписку каждого из них об ознакомлении и получении на руки инструкции. Контрольные экземпляры передаем на хранение в отдел кадров.
Инструкцию по применению ключ-марки при эксплуатации и ремонту мостового крана, а также ряд других аналогичных документов, описывающих технологию производства каких-либо работ или последовательность действий при эксплуатации оборудования (например, инструкция «О порядке осмотра и браковки съемных грузозахватных приспособлений и тары»), перерабатываем и оформляем как производственные инструкции. Включаем в них вопросы охраны труда со ссылкой на соответствующую инструкцию по охране труда. С производственной инструкцией ознакамливаем работника под роспись 1 раз.
Внимание!
Выведение из инструкций по охране труда описания порядка выполнения операций позволит значительно сократить их объем.
Инструкции по охране труда для профессий и видов работ, которые уже не выполнялись в организации, но по содержанию соответствовали требованиям Инструкции № 176, оставляем в перечне инструкций по охране труда: сегодня работников этих профессий нет, а завтра появятся (таких в окончательном перечне набралось около 15 % от общего их числа).
Инструкцию «Для рабочих, занятых устройством дорог» перерабатываем в инструкцию по охране труда «Для дорожного рабочего», т.е. из инструкции по виду работ получилась инструкция по профессии. То же делаем с инструкциями для других профессий.
Ряд инструкций при пересмотре объединяем в одну (например, инструкция при выполнении работ с компьютерами и инструкция по работе с множительной техникой). Некоторые инструкции по видам работ включаем в текст инструкции по соответствующей профессии, поскольку данные работы вправе выполнять только профессионально подготовленные люди.
При пересмотре инструкций применяли предоставленную Инструкцией № 176 возможность указывать в тексте ссылку на другие инструкции по охране труда. За счет этого в инструкциях по видам работ значительно сокращены по объему главы «Общие требования по охране труда» и «Требования по охране труда в аварийных ситуациях». Ссылка делалась с обязательным указанием конкретного номера и наименования инструкции, входящей в перечень инструкций по охране труда.
Для уменьшения ошибок при регистрации проведения инструктажа приказом по организации утверждены 38 программ первичного инструктажа (ППИ) по каждой из профессий работников, а также перечень действующих ППИ.
Структура ППИ в Инструкции № 175 не прописана, поэтому было определено, что каждая из ППИ представляет собой перечень инструкций по охране труда, по которым должен проводиться первичный и повторный инструктаж на рабочем месте работника данной профессии.
В журнале регистрации инструктажей в гр. 7 «Названия документов или их номера» предлагалось указывать или номера инструкций, или номер ППИ и номер инструкции, которая не входила в ППИ, но по которой появлялась необходимость проведения инструктажа.
Приложением к приказу утвержден перечень должностей специалистов, на которых возлагалась обязанность проведения инструктажей на рабочих местах. Этим перечнем определен круг работников, с которыми проводится инструктаж, а также названия ППИ, применяемых при инструктаже.
Внимание!
Перечень должностей утвержден как приложение к приказу, а сам приказ перечень должностей конкретизировал пофамильно. Тем самым была решена управленческая задача, когда специалисты меняются, а функция, закрепленная за определенной должностью, возлагается на нового исполнителя автоматически.
Каждому из лиц, проводящих инструктажи, выданы копии приказа, перечень ППИ, которые распространяются на подчиненных, перечень инструкций, которые необходимы для проведения инструктажей (некоторые инструкции присутствуют в нескольких или во всех ППИ и, естественно, дублирования не требуют), а также сами инструкции, пересмотренные или вновь изданные.
Вывод. В результате проведенной работы перечень инструкций сократился до 114 наименований, упрощен порядок регистрации инструктажа, исключена возможность пропуска проведения инструктажа по какому-то из видов работ, сокращен объем самих инструкций.
Виктор Северов, инженер по охране труда