В статье рассматриваются следующие вопросы:
– нужна ли водителю легкового автомобиля рабочая форма?
– необходимо ли указывать в карте аттестации конкретную марку автомобиля?
Заполнение карты аттестации водителя автомобиля
При аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) учитываются все вредные и (или) опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, присутствующие на конкретном рабочем месте, генерируемые оборудованием, технологическим процессом (п. 7 Положения № 253).
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (далее – Положение № 253).
В ходе проведения оценки условий труда на рабочем месте водителя необходимо пользоваться также Санитарными нормами и правилами «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта», Гигиеническим нормативом «Оптимальные и допустимые значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей автомобильного транспорта», утвержденными постановлением № 47.
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 14.06.2013 № 47 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта», Гигиенического норматива «Оптимальные и допустимые значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей автомобильного транспорта», внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 53 и признании утратившими силу Санитарных норм и правил № 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 сентября 2011 г. № 93» (далее – постановление № 47).
Оценка тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте водителя проводится по показателям, присутствующим на данном конкретном рабочем месте.
На рабочем месте водителя могут быть выявлены:
– вредные вещества (углеводороды, углерода оксид, азота оксиды) в воздухе кабины;
– шум;
– вибрация;
– тяжесть (рабочая поза) и напряженность трудового процесса (интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки).
Наличие на рабочем месте водителя автомобиля вредных веществ (углеводороды, углерода оксид, азота оксиды) в воздухе кабины, а также шума и вибрации напрямую зависит от технических параметров и состояния транспортного средства.
Наниматели при проведении аттестации заполняют карту аттестации рабочего места по условиям труда установленной формы (п. 11 Положения № 253).
Справочно:
форма карты аттестации рабочего места по условиям труда утверждена приложением 5 к Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35.
Пример заполнения раздела карты аттестации рабочего места по условиям труда
(фрагмент)
Пункт 1. Общие сведения о рабочем месте
1.1. Организация: ООО «Свиль» __- .
1.2. Цех (отдел): _____________________________________________________________.
1.3. Участок (бюро, сектор): _______________________________________________.
1.4. Код и наименование профессии (должности) по ОКПД: 11442 Водитель автомобиля.
1.5. Число рабочих смен: ___. Продолжительность смены: 1 смена равна 8 часам.
1.6. Количество аналогичных рабочих мест: 1.
1.7. Численность работающих на рабочем месте (на одном рабочем месте / на всех аналогичных рабочих местах): 1/1.
1.8. Из них женщин: .
1.9. Выпуск ЕТКС: выпуски 52–55.
1.10. Характеристика выполняемой работы по ЕТКС, ЕКСД, рабочей (должностной) инструкции. Наименование технологического процесса (вида работ). Наименование операции: Управление автомобилем. Устранение возникших во время работы эксплуатационных неисправностей. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях.
1.11. Обслуживаемое оборудование (наименование, количество единиц): автомобиль LADA Granta седан.
Так, подп. 1.11 п. 1 указанной карты содержит графу «Обслуживаемое оборудование». В нее вносятся общие сведения о виде обслуживаемого оборудования, его наименование (в отношении транспортных средств – марка, модель) и количество единиц.
Исходя из изложенного в карте аттестации рабочего места по условиям труда обязательно указывается, какое именно транспортное средство эксплуатирует водитель автомобиля.
Рабочая форма, форменная одежда или средства индивидуальной защиты?
Законодательство не содержит понятие «рабочая форма», однако различает понятия форменной и фирменной одежды и обуви, а также средств индивидуальной защиты (СИЗ) и санитарной одежды.
Поскольку фирменную одежду наниматель заказывает сам по собственному усмотрению (нормативных требований по данному вопросу не установлено), а форменная и санитарная одежда по общему правилу водителю легкового автомобиля не полагается, далее поведем речь о выдаче СИЗ.
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (далее – типовые нормы) предусматривают обеспечение работников СИЗ независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций (п. 5 Инструкции № 209).
Документ:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209).
Не включенные в типовые нормы СИЗ выдаются работникам для обеспечения их безопасности в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в т.ч. технических нормативных правовых актов, со сроком носки до износа.
Наниматель имеет право предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам СИЗ сверх типовых норм (пп. 14, 18 Инструкции № 209).
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств СИЗ для работающих по профессии «водитель автомобиля» при эксплуатации (техническом обслуживании и ремонте) предусмотрены:
– в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым обслуживанием магистральных газопроводов (постановление № 146);
– Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог (постановление № 166);
– Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, осуществляющим производство наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением (постановление № 28).
Таким образом, наниматель в зависимости от условий труда водителя легкового автомобиля с учетом специфики производства выдает такому работнику СИЗ, обеспечивающие предотвращение или уменьшение воздействия на работников присутствующих на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов, а также защищающие от загрязнения при работе в неблагоприятных температурных условиях.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.11.2006 № 146 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым обслуживанием магистральных газопроводов» (далее – постановление № 146).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 08.12.2005 № 166 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог» (далее – постановление № 166).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2005 № 28 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог» (далее – постановление № 28).
Елена Якушева, специалист по охране труда