В статье рассмотрены порядок организации, проведения и документального оформления стажировки по вопросам охраны труда, а также другие виды стажировок, не относящиеся к стажировке по вопросам охраны труда.
Стажировка по вопросам охраны труда – практическое освоение безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем (ст. 1 Закона об охране труда).
Порядок проведения стажировки работающих по вопросам охраны труда определен в Инструкции № 175.
Рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда (п. 23 Инструкции № 175).
Перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку по вопросам охраны труда, утверждает руководитель организации (с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов) (п. 25 Инструкции № 175).
При разработке перечня профессий рабочих, которые должны проходить стажировку по вопросам охраны труда, необходимо определить, профессии каких рабочих необходимо включить в данный перечень.
Критерием для включения в данный перечень является выполнение работ с повышенной опасностью (п. 23 Инструкции № 175).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Справочно:
наниматель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего стажировку по вопросам охраны труда (п. 2 ст. 49 ТК).
Перечень профессий рабочих, проходящих стажировку по охране труда
Законодательством не установлена форма перечня профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, поэтому организация самостоятельно разрабатывает его форму.
Перечнем также должна быть установлена продолжительность стажировки.
Минимальная продолжительность стажировки – не менее 2 рабочих дней (п. 25 Инструкции № 175).
Образцы документов см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23–26 журнала.
В зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ количество рабочих дней стажировки может быть увеличено приказом руководителем организации.
Ограничений по максимальной продолжительности стажировки не установлено. Но логично, что максимальная продолжительность стажировки не должна превышать 3 месяцев, поскольку это максимальный срок предварительного испытания, установленный в абз. 3 ст. 28 ТК.
Перечень необходимо составлять с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов (п. 25 Инструкции № 175), например:
– п. 13 Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 12;
– п. 178 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70, в редакции от 30.09.2011 № 96;
– п. 2 Типовой инструкции по охране труда при работе с ручным электромеханическим инструментом, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты и Минэнерго Республики Беларусь от 14.11.2017 № 70/44;
– п. 2 Типовой инструкции по охране труда при работе с ручными пневматическими машинами, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 31.03.2016 № 16;
– п. 2 Типовой инструкции по охране труда при выполнении земляных работ, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2016 № 53;
– п. 232 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7;
– п. 381 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37;
– п. 22 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.06.2004 № 78;
– пп. 18, 19 и 21 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации строительных подъемников, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 30.01.2006 № 12/2, и т.д.
Этими нормативными правовыми актами установлено требование о проведении стажировки по вопросам охраны труда перед допуском к самостоятельной работе при выполнении определенных видов работ.
По мнению автора, для полноты и информативности перечня профессий рабочих, которые должны проходить стажировку по вопросам охраны труда, в него можно включить виды выполняемых работ, перед допуском к которым необходимо проходить стажировку.
Рассмотрим практические ситуации и вопросы, которые возникают при прохождении стажировки по вопросам охраны труда.
В каких случаях рабочим необходимо проходить стажировку по вопросам охраны труда?
Стажировку должны проходить рабочие, включенные в перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку по вопросам охраны труда в случаях, установленных п. 23 Инструкции № 175, а именно:
– принятые на работы с повышенной опасностью;
– переведенные на работы с повышенной опасностью;
– имеющие перерыв в выполнении работ с повышенной опасностью более 1 года.
Ситуация 1
Рабочего Сидорова С.С. приняли на работу по профессии «каменщик». Сидоров С.С. работал в предыдущей организации каменщиком и уволился неделю назад.
Перерыв в выполнении работ с повышенной опасностью по профессии «каменщик» у Сидорова С.С. составил менее 1 года.
Надо ли каменщику Сидорову С.С., принятому на работы с повышенной опасностью, но имеющему перерыв в выполнении работ по профессии каменщик менее 1 года, проходить стажировку по вопросам охраны труда по новому месту работы?
Да, каменщику Сидорову С.С. необходимо провести стажировку как принятому на работы с повышенной опасностью. Критерий «наличие перерыва в выполнении работ с повышенной опасностью менее 1 года» в данном случае неприменим.
Ситуация 2
Рабочий Иванов И.И. работал по профессии «оператор котельной». В апреле 2018 г. в связи с окончанием сезонной работы в котельной Иванова И.И. перевели на другую работу по смежной профессии.
В октябре 2018 г. в связи с началом отопительного сезона Иванова И.И. снова перевели в котельную по профессии «оператор котельной».
Перерыв в выполнении работ с повышенной опасностью по профессии «оператор котельной» у Иванова И.И. составил менее 1 года.
Надо ли Иванову И.И., как переведенному на работы с повышенной опасностью в рамках одной организации, но имеющему перерыв в выполнении работ по профессии оператор котельной менее 1 года, проходить стажировку по вопросам охраны труда?
Нет, Иванову И.И. проходить стажировку по вопросам охраны труда не требуется, так как он из организации не увольнялся, а перерыв в выполнении работ с повышенной опасностью составил менее 1 года. В данном случае применяется критерий «наличие перерыва в выполнении работ с повышенной опасностью менее 1 года».
В дополнение отметим следующее:
1) Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением МЧС Республики Беларусь от 06.07.2016 № 31, порядок проведения стажировки не установлен;
2) абз. 3 п. 233 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.01.2016 № 7, устанавливает проведение стажировки по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией № 175;
3) п. 5.2 ТКП 458-2012 Правил технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей, утвержденных постановлением Минэнерго Республики Беларусь от 26.12.2012 № 66, также устанавливает проведение стажировки по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией № 175.
Ситуация 3
Гражданина Исаева И.И. оформляют по гражданско-правовому договору для выполнения работ с повышенной опасностью.
Необходимо ли работодателю при оформлении по гражданско-правовому договору для выполнения работ с повышенной опасностью требовать у Исаева И.И. документы, подтверждающие отсутствие перерыва в выполнении работ с повышенной опасностью более 1 года, а также документы, подтверждающие прохождение стажировки по вопросам охраны труда для выполнения работ с повышенной опасностью, для последующего принятия решения по стажировке по вопросам охраны труда?
Давайте разберемся.
Гражданин Исаев И.И. относится к категории «работающий», так как в соответствии с абз. 15 ст. 13 Закона об охране труда работающие – это в т.ч. физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам.
В соответствии требованиями Закона об охране труда:
– работодатель обязан осуществлять стажировку работающих по вопросам охраны труда (ст. 17 Закона об охране труда);
– работающий обязан проходить стажировку по вопросам охраны труда (ст. 19 Закона об охране труда);
– стажировка по вопросам охраны труда осуществляется в порядке, определяемом Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (ст. 25 Закона об охране труда);
– директор Департамента, начальники отделов инспекций труда, являющиеся государственными инспекторами труда, имеют право требовать от проверяемых работодателей отстранения от выполнения работ работающих, не прошедших в установленном порядке стажировку по вопросам охраны труда (ст. 40 Закона об охране труда).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314).
Заказчик исходя из вида гражданско-правового договора обязан осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (абз. 3 подп. 1.3 Указа № 314).
При сравнении вышеуказанных требований в НПА видим, что:
– в Законе об охране труда имеется требование о прохождении работающими стажировки по вопросам охраны труда;
– Указом № 314 не установлена обязанность требовать у работающего представления документов, подтверждающих прохождение стажировки по вопросам охраны труда.
Таким образом, в соответствии с Указом № 314 работодатель может не требовать у Исаева И.И. документы, подтверждающие отсутствие перерыва в выполнении работ с повышенной опасностью более 1 года, а также документы, подтверждающие прохождение стажировки по вопросам охраны труда.
Но во исполнение ст. 17 Закона об охране труда работодатель обязан провести Исаеву И.И. стажировку по вопросам охраны труда.
Какими документами гражданин Исаев И.И. может подтвердить отсутствие перерыва в выполнении работ с повышенной опасностью более 1 года, а также прохождение стажировки по вопросам охраны труда для выполнения работ с повышенной опасностью?
Отсутствие перерыва более 1 года в выполнении работ с повышенной опасностью Исаев И.И. может подтвердить записями в заверенной копии трудовой книжки.
Прохождение стажировки по вопросам охраны труда он может подтвердить заверенной копией приказа на стажировку и выпиской из журнала регистрации инструктажа по охране труда (личной карточке по охране труда, если она имеется). Копии вышеуказанных документов рекомендуется подшить к экземпляру гражданско-правового договора работодателя.
Как организовать прохождение стажировки по вопросам охраны труда?
Организация прохождения стажировки осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя организации.
Приказом (распоряжением) руководителями стажировки назначаются мастера, бригадиры, инструктора и высококвалифицированные рабочие, имеющие стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее 3 лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более 2 рабочих.
С приказом по стажировке должны быть ознакомлены под роспись работник, с которым проводится стажировка, и руководитель стажировки.
Справочно:
при невозможности обеспечить в микроорганизациях прохождение рабочими стажировки допускается ее прохождение в другой организации, где имеются аналогичные профессии, выполняются аналогичные виды работ. Для этого необходимо, например, заключить договор с другой организацией на проведение стажировки рабочего.
Кто должен оформлять приказ об организации проведения стажировки по вопросам охраны труда при приеме на работу?
Приказ об организации проведения стажировки при приеме на работу является приказом по личному составу. Оформлять его должна кадровая служба.
Какие действия необходимо выполнить в случае прохождения стажировки не в полном объеме, например по причине болезни стажера?
Шаг 1. Руководитель работ докладной запиской инициирует продление окончания срока стажировки: «Прошу продлить срок окончания стажировки в связи с болезнью стажера Соло А.Я. (указать дату)».
Шаг 2. На основании докладной записки срок окончания прохождения стажировки продлевается дополнением к приказу «Об организации проведения стажировки по вопросам охраны труда».
Какие действия необходимо выполнить в случае непрохождения стажировки, когда по оценке руководителя стажировки или руководителя работ стажер показал неудовлетворительные результаты в практическом освоении безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего?
Шаг 1. Стажер к проверке знаний по охране труда не допускается.
Шаг 2. Руководитель работ докладной запиской информирует руководство о неудовлетворительных результатах стажировки и может инициировать повторное прохождение стажировки.
Шаг 3. На основании докладной записки издается приказ «О проведении повторной стажировки по вопросам охраны труда», который доводится под роспись до стажера и руководителя стажировки.
Шаг 4. В гр. 11 журнала регистрации инструктажа по охране труда указывается дата окончания стажировки с неудовлетворительными результатами.
Шаг 5. Лицо, прошедшее стажировку с неудовлетворительными результатами, ставит свою подпись в гр. 12 журнала регистрации инструктажа по охране труда.
Шаг 6. В журнале регистрации инструктажа по охране труда в гр. 13 делается запись: «Не допущен. Приказ от №», – и ставится подпись руководителя структурного подразделения.
Шаг 7. Ниже в очередной свободной строке журнала регистрации инструктажа по охране труда делаются записи о проведении повторного инструктажа по охране труда, а также выполняются все аналогичные действия о проведении повторной стажировки по вопросам охраны труда.
Справочно:
если работник не прошел проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, то вопрос о работе по профессии работника рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством.
Какие действия необходимо выполнить в случае успешного прохождения стажировки в полном объеме, но непрохождения проверки знаний по вопросам охраны труда?
Шаг 1. Издается приказ «О проведении повторной стажировки по вопросам охраны труда», который доводится под роспись до стажера и руководителя стажировки.
Шаг 2. В журнале регистрации инструктажа по охране труда в гр. 13 делается запись: «Не допущен. Приказ от №», – и ставится подпись руководителя структурного подразделения.
Шаг 3. Ниже в очередной свободной строке журнала регистрации инструктажа по охране труда делаются записи о проведении повторного инструктажа по охране труда.
После завершения повторной стажировки работнику проводится повторная проверка знаний по вопросам охраны труда.
Работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).
Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производится в соответствии с законодательством.
Виктор Акуленко, руководитель проекта по консалтинговой
деятельности Научно-производственного унитарного
предприятия «Сфера техно ПЛЮС»; эксперт-аудитор
в области сертификации систем управления охраной труда
по СТБ 18001 Республиканского унитарного предприятия
«Республиканский центр охраны труда Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь»