«Охрана труда на субботнике – личное дело каждого участника!»
«Инструкция по охране труда на субботнике – нонсенс!»
«Проведение и регистрация инструктажа по охране труда допустимо как средство обучения, не более!»
Такие мнения приходилось неоднократно выслушивать от разных по должности и возрасту участников субботников. Поэтому давайте поразмышляем над этими высказываниями и попробуем оценить их в нормах законодательства.
Сначала терминология. Что такое субботник? Смотрим в википедию: «Субботник (воскресник) – сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название)».
Справочно:
википедия – энциклопедия своеобразная. К определениям следует относиться осторожно. В «Советском энциклопедическом словаре» 1989 года издания (СЭС, 1989) следующее определение: «Коммунистические субботники – добровольная бесплатная работа советских трудящихся на общество». Коротко и ясно.
Общественные работы
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
В действующем законодательстве, кроме понятия субботника, есть еще и такое понятие, как общественные работы. Хотя цели у этих работ одни, все же есть существенные отличия в порядке оформления и источниках регулирования.
Справочно:
в ТК нет упоминания ни о субботниках, ни об общественных работах.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон о занятости).
Документ:
Положение о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2006 № 1716 (далее – Положение № 1716).
Порядок оформления общественных работ регулируют:
– Закон о занятости;
– Положение № 1716.
Справочно:
оплачиваемые общественные работы – общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам, имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и граждан, ищущих работу (ст. 1 Закона о занятости).
Организация оплачиваемых общественных работ возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы при участии органов государственной службы занятости населения.
Осуществление оплачиваемых общественных работ заключается в выполнении общедоступных видов трудовой деятельности, как правило, не требующих дополнительной профессиональной подготовки, имеющих социально полезную значимость и содействующих включению в активную трудовую жизнь безработных и других лиц, обращающихся по вопросам трудоустройства (ст. 19 Закона о занятости).
С гражданином, выполняющим эти работы, заключается срочный трудовой договор со всеми вытекающими правами и обязанностями нанимателя и работника.
Порядок проведения субботника
Обычно субботники на предприятиях проводятся в 3 основных режимах.
Первый – выполнение работы участником субботника по своей профессии или специальности на своем рабочем месте в нерабочее время. В данном случае субботник – оплачиваемая работа. Особенность заключается в том, что работник, выпуская изделия или оказывая услуги, перечисляет заработанные им в этот день средства в фонд субботника.
С точки зрения охраны труда никаких специальных инструктажей или иных мер безопасности не проводится: обычный режим работы организации. Оплата проводится как в выходной день; выход работников на рабочие места должен быть оформлен приказом, в котором наниматель обязан предложить (но не приказать!) работникам принять участие в субботнике, а работники должны дать свое согласие на выход на работу в выходной день или во внеурочное время. Может быть и наоборот: работники предлагают организовать субботник, а наниматель приказом выражает свое согласие на это.
Это важно!
Издание приказа нанимателя обязательно при любом режиме проведения субботника.
Второй режим: работники организации направляются на благоустройство помещений и территорий своего предприятия, их уборку, ремонт и наведение порядка. Опять же с перечислением в фонд субботника части своего заработка. В данном случае работники работают под руководством своего непосредственного руководителя.
Как правило, такие работы представляют собой неквалифицированный ручной труд, который исполнитель может выполнять без прохождения какого-либо специального обучения.
Это важно!
Проверка знаний по вопросам охраны труда с такими работниками не проводится. Но непосредственный руководитель обязан:
– провести с ними целевой инструктаж как с работниками, выполняющими работы не по профессии или специальности, оговоренной в трудовом договоре;
– зафиксировать его проведение в журнале регистрации инструктажей на рабочем месте.
Инструкция по охране труда может быть разработана специально к данному событию, а может быть универсальной. Но она должна быть!
Внимание!
Имеются и определенные ограничения. В частности, нельзя организовывать субботники по уборке мусора на стройплощадках: на этой территории могут находиться исключительно люди, прошедшие обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, где обязательно ношение касок и выдача спецодежды. Организация субботника в этих условиях нецелесообразна.
Третий режим: работники организации направляются на несвойственные им работы вне территории организации: уборка территории парковой зоны, сортировка овощей на овощебазе и т.д.
Технологический процесс выполнения таких работ описывается просто: нужно поднять рукой предмет с земли, например картофелину, на высоту 50 см, переместить его в проекцию тары, например, ведра, опустить руку на уровень верхней образующей тары с целью избежания повреждения предмета, разжать кисть, чтобы предмет попал в тару, визуально определить местоположение следующего предмета, оценить его потребительскую стоимость и, если внешний вид и органолептические ощущения совпадают с образцом, повторить процесс. Все просто и доступно не только детям, но и врачам, инженерам, чиновникам и др.
Внимние!
Но порядок проведения инструктажей здесь несколько иной.
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Каждый работник, выполняющий работы на территории иного нанимателя, обязан:
– пройти вводный инструктаж;
– получить первичный инструктаж на рабочем месте (Инструкция № 175).
При неформальном проведении инструктажей (а как иначе?!) процесс проходит со скоростью от 30 до 60 мин на человека.
При этом вводный инструктаж проводит специалист принимающей организации, который не вправе проводить остальные виды инструктажей с «чужими работниками»: проведение первичного инструктажа возлагается на специалиста, являющегося старшим группы от направляющей организации.
Смысл выхода на субботник группы товарищей в количестве 20–30 человек теряется: целый день они будут слушать инструктаж. Как быть «принимающему» нанимателю, если таких групп будет несколько? Как поступать?
Алгоритм действий
Без отступлений от строгих требований правил здесь не обойтись. Практика подсказала следующий алгоритм действий.
Шаг 1. В организации, направляющей работников, как и в других случаях, издается приказ, в котором указываются место и время проведения субботника, прилагается пофамильный список направляемых работников и, главное, назначается старший группы.
Это может быть как непосредственный руководитель работников, так и иное должностное лицо.
Шаг 2. На старшего группы приказом возлагаются обязанности обеспечения безопасного проведения работ.
Шаг 3. Старший группы накануне выезда (выхода) обязан проводить с работниками, упомянутыми в приказе, целевой инструктаж с фиксацией в журнале регистрации инструктажей.
С учетом особенностей предстоящей работы (напоминаем, это неквалифицированный труд, не требующий специальных познаний) инструкция по охране труда может быть универсальной, разработанной специально под условия предстоящей работы.
Шаг 4. В день субботника со стороны нанимателя обеспечивается контроль уже с момента прибытия человека к месту сбора и посадки в транспорт.
Внимание!
На нанимателе лежит ответственность за правильный подбор состава участников субботника. Наниматель обладает необходимой информацией о возрасте, медицинских показателях, семейном положении и обстоятельствах и иных данных работников, которые могут послужить противопоказаниями к направлению граждан для выполнения работ на субботнике, а принимающая сторона такими сведениями не располагает и не может располагать.
Шаг 5. По прибытии к месту выполнения работ группу, как правило, встречает представитель принимающей организации.
Шаг 6. Задача принимающей организации определить место выполнения работ (выделенный участок).
Шаг 7. Провести инструктаж старшего группы с фиксацией его проведения в журнале вводного инструктажа принимающей организации (на практике у принимающей организации, для этих целей есть, помимо основного, еще один-два журнала вводного инструктажа, в которых фиксируются только непостоянные работники).
Шаг 8. Старший группы, в свою очередь, обязан после проведения с ним инструктажа довести основные его положения до сведения подчиненных уже без дополнительной фиксации в журнале.
Шаг 9. При такой системе в обязанности принимающей организации входит контроль объема выработки и качества выполнения работ.
Шаг 10. Старший группы контролирует трудовую дисциплину и безопасные условия труда работающих.
Внимание!
Старший группы вправе требовать от принимающей организации создание необходимых условий для безопасного выполнения работ и при необходимости может принять решение об их приостановке или прекращении.
Вывод
Если в проведении субботника задействовано несколько организаций, то приведенный алгоритм действий поможет обеспечить согласованность действий представителей этих организаций по обеспечению необходимых условий для безопасного выполнения работ.
В заключение отметим, что, к сожалению, в вопросе безопасности труда при проведении субботников нормативные акты отстали от практики уже лет на 25…
Виктор Северов, инженер по охране труда