Одно из рабочих мест, при аттестации которого у нанимателей возникает много вопросов, а также по результатам аттестации которого выявляется большое количество нарушений, – рабочее место водителя автомобиля. На вопросы по «горячей» теме «Что необходимо учесть при проведении аттестации рабочего места водителя автомобиля» ответила Оксана Николаевна Ковалева, начальник государственной экспертизы условий труда и охраны труда комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома.
Какие рабочие места должны быть включены в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации?
В обязательном порядке в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, должны быть включены профессии (должности) и виды работ (независимо от результатов предыдущей аттестации), которые предусмотрены:
– Списком № 1 и Списком № 2;
– перечнем текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»;
– разд. I перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490;
– списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, установленным постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 07.07.2014 № 57 «О некоторых вопросах предоставления компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени».
Документ:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 (далее – постановление № 536).
Документ:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2), утвержденный постановлением № 536.
Обязательно ли проводить аттестацию рабочего места водителя автомобиля?
Профессия «водитель автомобиля» предусматривается Списком № 1 только на подземных работах на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте горных выработок, метрополитенов и других подземных сооружений.
Списком № 2 предусматривается профессия «водитель автомобиля» при выполнении следующих работ:
– транспортирование горной массы при ведении открытых горных работ и работ на поверхности карьеров, рудников, метрополитенов и других подземных сооружений;
– перемещение шлака на горячих работах в металлургическом производстве (черные металлы);
– сбор и перевозка трупов животных;
– вывозка леса;
– работы в технологическом процессе на вывозке шлама, породы и отходов обогащенных руд.
При выполнении вышеперечисленных работ на рабочем месте водителя автомобиля должна проводиться аттестация по условиям труда в обязательном порядке независимо от результатов предыдущей аттестации.
В остальных случаях принять решение о проведении аттестации рабочего места водителя автомобиля может аттестационная комиссия нанимателя, но также при соблюдении определенных условий.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (вместе с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда).
Какие рабочие места необходимо включить в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации?
По решению аттестационной комиссии в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, включаются иные рабочие места при условии:
– занятости работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня и подтверждения данных условий результатами предыдущей аттестации;
– наличия на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов производственной среды выше предельно допустимых концентраций и (или) предельно допустимых уровней, обусловленных технологическим процессом, подтвержденных протоколами измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды.
В ходе аттестации подлежат оценке все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, обусловленные технологическим процессом, применяемым на конкретном рабочем месте оборудованием, выполнением работы, предусмотренной Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих для данной профессии, а также рабочей инструкцией, трудовым договором.
Основными факторами производственной среды, которые подлежат оценке при проведении аттестации рабочего места водителя автомобиля, являются: шум, вибрация, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса. При выполнении работ в определенных условиях оцениваться могут также и другие факторы.
Как провести оценку условий труда по виброакустическим факторам?
Оценка условий труда по виброакустическим факторам (шум, вибрация общая, вибрация локальная) проводится раздельно по каждому фактору с учетом времени воздействия согласно табл. 1 и вносится в соответствующие подпункты разд. 5 карты аттестации рабочего места по условиям труда.
Таблица 1
Классы условий труда в зависимости от уровней шума,
локальной и общей вибрации
Название фактора, показатель, |
Класс условий труда |
|||||
допустимый |
вредный |
опасный |
||||
2 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
4 |
|
Превышение ПДУ до... (включительно) |
||||||
Шум. Уровни звука и звукового давления, эквивалентный уровень звука, дБ, дБА |
< ПДУ |
5 |
15 |
25 |
35 |
> 35 |
Вибрация локальная. Уровни виброскорости (виброускорения), эквивалентный корректированный уровень виброскорости (виброускорения), дБ |
< ПДУ |
3 |
6 |
9 |
12 |
> 12 |
Вибрация общая. Уровни виброскорости (виброускорения), эквивалентный корректированный уровень виброскорости (виброускорения), дБ |
< ПДУ |
6 |
12 |
18 |
24 |
> 24 |
Документ:
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 16.11.2011 № 115 (далее – Санитарные нормы и правила № 115).
Измерения и оценку параметров шума проводят в соответствии с Санитарными нормами и правилами № 115.
Оценка постоянного шума проводится как по уровням звукового давления в октавных полосах, так и по уровню звука дБА. Превышение хотя бы одного показателя должно квалифицироваться как несоответствие Санитарным нормам и правилам № 115.
Таким образом, если на рабочем месте уровень звука в дБА не превышает предельно допустимый уровень (ПДУ), оценка условий труда проводится по уровню звукового давления на частоте, превышающей ПДУ для данной частоты.
При воздействии в течение рабочего времени на работника шумов с разными временными (постоянный, непостоянный – колеблющийся, прерывистый, импульсный) и спектральными (широкополосный, тональный) характеристиками в различных сочетаниях измеряют или рассчитывают эквивалентный уровень звука в соответствии с ТНПА. При этом эквивалент ПДУ не рассчитывается.
Полученная фактическая величина сравнивается с ПДУ для конкретного вида работ (см. табл. 2). В случае если работник работает в разных рабочих зонах и ПДУ для них разный, то фактический уровень шума необходимо сравнивать с ПДУ той зоны, в которой ПДУ выше.
Полученные фактические величины вносятся в соответствующие подпункты карты аттестации рабочего места по условиям труда.
Измерения и оценка параметров общей и локальной вибрации проводятся следующим образом:
– постоянной вибрации (общей, локальной) – согласно действующим ТНПА методами интегральной оценки по частоте или частотным (спектральным) анализом нормируемого параметра. При этом для оценки условий труда измеряют или рассчитывают уровень виброскорости (виброускорения), корректированный уровень виброскорости (виброускорения) в дБ;
– гигиеническая оценка воздействующей на работников непостоянной вибрации (общей, локальной) – согласно ТНПА методами интегральной оценки по эквивалентному (по энергии) уровню или частотным (спектральным) анализом нормируемого параметра. При этом для оценки условий труда измеряют или рассчитывают уровень виброскорости (виброускорения), эквивалентный корректированный уровень виброскорости (виброускорения) в дБ;
– при воздействии на работника в течение рабочего времени как постоянной, так и непостоянной вибрации (общей, локальной) для оценки условий труда измеряют или рассчитывают с учетом продолжительности их действия эквивалентный корректированный уровень виброскорости (виброускорения) в дБ.
Полученные фактические величины вносятся в соответствующие подпункты карты аттестации рабочего места по условиям труда.
Таблица 2
Предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот и уровни звука постоянного шума, а также эквивалентные по энергии уровни звука непостоянного шума для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест с учетом условий тяжести и напряженности труда
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ |
Вид трудовой |
Уровни звукового давления, дБ, |
Уровни звука |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||
Автобусы, троллейбусы, грузовые, легковые и специальные автомобили, а также грузопассажирские автомобили и другой автомобильный транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров |
|||||||||||
1 |
Рабочие места водителей и обслуживаю- |
103 |
91 |
83 |
77 |
73 |
70 |
68 |
66 |
64 |
75 |
|
щего персонала грузовых автомобилей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Рабочие места водителей и обслуживающего персонала троллейбусов, а также грузопассажирских автомобилей и другого автомобильного транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров |
100 |
87 |
79 |
72 |
68 |
65 |
63 |
61 |
59 |
70 |
Сельскохозяйственные машины и оборудование, строительно-дорожные, мелиоративные и другие аналогичные виды машин |
|||||||||||
3 |
Рабочие места водителей и обслуживающего персонала тракторов, самоходных шасси, прицепных и навесных сельскохозяйственных машин, строительно-дорожных и других аналогичных машин |
107 |
95 |
87 |
82 |
78 |
75 |
73 |
71 |
69 |
80 |
Как провести оценку тяжести трудового процесса?
По тяжести трудового процесса оценке может подлежать рабочая поза. Периодическое, до 50 % времени смены, нахождение в неудобной (работа с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей и др.) и (или) фиксированной позе (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга) оценивается классом 3.1. Периодическое, более 50 % времени смены, нахождение в неудобной и (или) фиксированной позе, оценивается классом 3.2.
Оценка напряженности трудового процесса проводится с учетом оценки всех 19 показателей, приведенных в п. 4 карты аттестации рабочего места по условиям труда.
При этом оценка показателя «степень риска для собственной жизни» производится в случаях, когда мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных. На рабочем месте анализируют наличие факторов (показателей), которые могут представлять опасность для жизни работающих и определяют возможную зону их влияния. Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуют лишь те рабочие места, где существует прямая опасность (при косвенной опасности рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведении работающего).
Оценка показателя «степень ответственности за безопасность других лиц» проводится при прямой, а не опосредованной ответственности.
Все вышеперечисленные факторы производственной среды подлежат оценке только за время управления транспортным средством, которое определяется по грамотно составленной карте фотографии рабочего времени. Соответственно оценка факторов обязательно корректируется на время воздействия.
Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей).
Справочно:
при организации труда водителей в части обеспечения их режима труда и отдыха следует руководствоваться особенностями, установленными Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей.
Внимание!
Время, затрачиваемое на погрузку-выгрузку, ожидание, простой транспорта и т.д., иными словами, то время, когда водитель не осуществляет управление транспортным средством, не может учитываться при оценке вышеперечисленных факторов производственной среды.
Справочно:
принимая во внимание, что в большинстве современных автомобилей производители предусматривают весьма комфортные условия для водителей, данное разъяснение вполне может быть распространено и на другие виды транспортных средств.
Как оценивается тяжесть трудового процесса на рабочих местах водителей автомобилей (электробусов)?
Из эксплуатационной документации на данный вид транспорта следует, что сиденье водителя автомобиля (электробуса) оборудовано пневмоподвеской, которая выполняет несколько важных функций в целях обеспечения лучшей работоспособности водителя и его эффективной работы в самых разных условиях:
– обеспечение правильного с точки зрения эргономики положения водителя относительно органов управления независимо от его роста и других анатомических особенностей;
– повышение комфорта при длительной работе;
– демпфирование колебаний и толчков при движении автомобиля по неровностям;
– снижение утомляемости водителя.
Исходя из вышеизложенного удобное расположение водителя автомобиля (электробуса) зависит от настройки сиденья, а следовательно, положение туловища по отношению к бедру существенно не должно изменяться.
Кроме того, электробусы оборудованы инвертором переменного тока, видеокамерой для обзора заднего вида, регулировкой положения рулевого колеса (установка рулевого колеса в индивидуально удобное положение для водителя).
С учетом того что в ходе проведения аттестации оценке подлежат все присутствующие на конкретном рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, которые обусловлены, например, применяемым на конкретном рабочем месте оборудованием, и воздействующие на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности, условия труда на рабочем месте водителя автомобиля (электробуса) по показателю «рабочая поза» следует относить к допустимым.