Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья (ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
Наниматель обязан организовать проведение обязательных медицинских осмотров. Он же несет расходы по проведению обязательных медицинских осмотров работников.
Если соискателя на место не приняли, он не является работником, т.е. оплачивать проведение медосмотра нанимателю не требуется, следовательно, при приеме на работу предполагаемому соискателю дается направление на предварительный медосмотр, а соискатель сам оплачивает расходы на его проведение. В случае приема его на работу наниматель компенсирует затраты, при непрохождении медицинского осмотра наниматель не несет денежных трат.
На время прохождения медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.
Работодатель обязан требовать документы, подтверждающие прохождение работающими по гражданско-правовому договору медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (оказания услуг) (ст. 27 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
Справочно:
порядок проведения обязательных медосмотров устанавливает Минздрав по согласованию с Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Документ:
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Так, Инструкцией № 47 определен порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных (при ухудшении здоровья) медицинских осмотров.
Медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся с целью:
– обеспечения безопасности труда, охраны здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний;
– определения пригодности к выполнению поручаемой им работы;
– предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
– динамического наблюдения за состоянием здоровья;
– своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;
– профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.
Алгоритм направления на медосмотр
Шаг 1. Составляем список работников, подлежащих обязательному предварительному (при поступлении на работу) медицинскому осмотру
На основании приложений 1–3 к Инструкции № 47 кадровая служба совместно со службой по охране труда разрабатывает перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры.
Обязательный предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора должны проходить:
– работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
– работники, занятые на работах с повышенной опасностью;
– лица моложе 18 лет;
– лица, претендующие на должности (профессии), при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, указанные в приложениях к Инструкции № 47.
Шаг 2. Заключаем договор на проведение обязательных медосмотров с организацией здравоохранения
Медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводят государственные организации здравоохранения, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность).
Если договор на проведение предварительных медицинских осмотров между нанимателем и организацией здравоохранения не заключен, то соискатель проходит медосмотр по направлению нанимателя в поликлинике по месту жительства.
Шаг 3. Разрабатываем и утверждаем форму направления для прохождения обязательного предварительного медосмотра
Предварительный медосмотр лиц, поступающих на работу, осуществляется по направлению работодателя, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1–3 к Инструкции № 47.
Форма направления разрабатывается самостоятельно.
По окончании предварительного медосмотра лицу, прошедшему медосмотр, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, с указанием годности к работе в данной профессии в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса.
Без прохождения потенциальным работником медосмотра, при наличии противопоказания к работе в данной профессии (должности) наниматель не вправе допускать его к выполнению трудовых функций (часть вторая ст. 26, п. 4 части второй ст. 49 ТК).
В данном случае отказ в приеме на работу не будет являться дискриминацией (часть третья ст. 14 ТК).
Шаг 4. Составляем список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам
При организации проведения периодических медосмотров наниматель ежегодно составляет список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам (далее – список профессий). Списки профессий (форма указана в приложении 5 к Инструкции № 47) составляются с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных факторов и показателей, приведенных в приложении 1 к Инструкции № 47, и работ, указанных в приложениях 2–3 к Инструкции № 47.
Список профессий должен быть составлен и направлен в организацию здравоохранения до 1 января года, в течение которого необходимо проведение запланированного периодического медосмотра (п. 18 Инструкции № 47).
Организация здравоохранения на основании представленного ей списка профессий составляет и направляет нанимателю график проведения периодических медосмотров (не позднее 1 февраля текущего года) (п. 19 Инструкции № 47).
Шаг 5. Составляем список работников, подлежащих периодическому медосмотру
Наниматель на основании списка профессий и полученного графика составляет список работников, подлежащих периодическому медосмотру, по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 47 и за 15 дней до начала периодического медосмотра направляет его в организацию здравоохранения (п. 20 Инструкции № 47).
Шаг 6. Направляем работников для прохождения периодического медицинского осмотра
В организации издается приказ о проведении периодического медосмотра и для прохождения его согласно графику проведения периодических медосмотров в организацию здравоохранения направляются соответствующие работники.
Периодические медосмотры лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, проводятся индивидуально на основании направления нанимателя в организацию здравоохранения (п. 14 Инструкции № 47).
Периодические медосмотры работников, не включенных в список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, осуществляются на основании направления нанимателя в организацию здравоохранения (часть вторая п. 16 Инструкции № 47).
Все периодические медосмотры работников должны быть завершены до 1 декабря текущего года (п. 21 Инструкции № 47).
Шаг 7. Получаем акт периодического медосмотра и медицинскую справку о состоянии здоровья работников
По результатам периодического медосмотра работников, включенных в список работников, подлежащих периодическому медосмотру, в месячный срок с даты окончания медосмотра организация здравоохранения составляет акт периодического медосмотра по форме согласно приложению 7 к Инструкции № 47 (часть первая п. 34 Инструкции № 47).
Акт периодического медосмотра оформляется в трех экземплярах:
– 1-й – в течение 5 рабочих дней направляется нанимателю;
– 2-й – в территориальный орган государственного санитарного надзора;
– 3-й – остается в организации здравоохранения (часть вторая п. 34 Инструкции № 47).
От лиц, направленных на медосмотры по направлению нанимателя, необходимо получить медицинскую справку о состоянии здоровья, выданную им организацией здравоохранения.
Внеочередные медосмотры
Внеочередные медосмотры работающих проводятся в течение их трудовой деятельности.
Проведение внеочередных медосмотров осуществляется в следующих случаях:
1) по инициативе работодателя:
– в случае изменений условий труда работающего;
– при заболевании (травме) работающего с временной утратой трудоспособности свыше 3 месяцев;
– по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3 лет;
2) по инициативе организации здравоохранения:
– при вновь возникшем заболевании и (или) его последствиях, препятствующих продолжению работы;
– необходимости проведения дополнительных исследований, динамического наблюдения, консультаций врачей-специалистов и другого (по результатам периодического медосмотра);
– угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных заболеваний;
3) по инициативе работающего при ухудшении состояния его здоровья.
Работнику выдается направление на прохождение внеочередного медицинского осмотра. Данное направление аналогично направлению на прохождение предварительного медосмотра, в котором указываются назначенное исследование, консультация или другое и срок прохождения.
По результатам медицинского осмотра организация здравоохранения лицу, прошедшему медицинский осмотр, выдает справку о состоянии здоровья (п. 36 Инструкции № 47).
Отстранение работника, не прошедшего медицинский осмотр
Статьей 49 ТК предусмотрена обязанность нанимателя отстранить работника от работы, не прошедшего медицинский осмотр. При этом работнику, не прошедшему медицинский осмотр не по своей вине, производится оплата за все время отстранения от работы.
Отстранение от работы заключается во временном недопущении работника к исполнению своих трудовых обязанностей по распоряжению уполномоченного должностного лица в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 49 ТК, препятствующими работнику продолжить работу по его трудовой функции.
На период отстранения от работы работник не обязан соблюдать установленный режим рабочего времени, выполнять норму труда, ему не начисляется заработная плата.
При отстранении работника, который не прошел медицинский осмотр не по своей вине, производится оплата за все время отстранения от работы в размере не ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада) (часть первая ст. 71 ТК).
Работника, нуждающегося в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии в предоставлении другой работы, наниматель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, соответствующую такому заключению (часть четвертая ст. 30 ТК).
При отказе работника от перевода либо отсутствии подходящей работы трудовой договор расторгается в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п. 2 ст. 42 ТК).
Ответственность за непроведение обязательного медицинского осмотра
Допуск должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего предварительный или периодический медицинский осмотр в случаях, когда прохождение таких осмотров обязательно в соответствии с законодательством об охране труда, влечет наложение штрафа в размере от 8 до 45 базовых величин (БВ) (ч. 2 ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).
Деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 15 до 50 БВ (ч. 3 ст. 9.17 КоАП).
Также должностное лицо может нести уголовную ответственность за непроведение медицинского осмотра работникам, повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание, либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, либо его смерть (ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Павел Кравчинский, главный специалист
отдела охраны труда и государственной
экспертизы комитета по труду, занятости и социальной защите
Могилевского облисполкома