Наверное, сегодня в стране нет организаций, в которых не эксплуатируется автомобильная и тракторная техника различных типов. Нахождение машин вокруг нас и нас внутри них считается естественным порядком вещей в современном обществе.
К этому мы привыкли до такой степени, что даже не пытаемся понимать, что происходит под капотом железного коня, и ограничиваемся знаниями, позволяющими быстро найти отверстие, в которое заливают топливо.
Автомобиль – средство передвижения, позволяющее решать задачи, в т.ч. производственные, быстро и комфортно.
Работодатель, предоставляющий транспортное средство для работы, должен позаботится о его техническом состоянии, а также заранее решить, как будут соблюдаться требования безопасности, установленные для технического обслуживания транспортного средства.
При подготовке к выезду транспортное средство подлежит осмотру в установленном работодателем порядке. Лицо, уполномоченное работодателем, вместе с водителем осматривает перед выездом автомобиль на предмет соответствия его технического состояния требованиям НПА, в т.ч. ТНПА, проверяет его исправность и комплектность. Перед выездом в рейс водителя автомобиля необходимо ознакомить также с метеорологическими условиями по маршруту его движения и особенностями перевозимого груза.
Эксплуатация стартерных аккумуляторных батарей
Из всего многообразия обязанностей, вытекающих из эксплуатации транспортных средств, хочу рассмотреть самую, на первых взгляд, незаметную – эксплуатацию стартерных аккумуляторных батарей (далее – АКБ).
Справочно:
аккумулятор – электрический прибор, который при зарядке от источников постоянного тока накапливает электрическую энергию, а при разрядке отдает ее потребителям, являясь в этом случае источником постоянного тока.
Аккумулятор – простой прибор, поэтому многим он представляется чем-то цельным и долговечным.
Однако это не так!
У АКБ есть одна малоизвестная неприятная особенность, которую необходимо учитывать при эксплуатации. Дело в том, что при его зарядке выделяются газы – водород и кислород. Водород и большая часть выделившегося кислорода выходят из электролита и скапливаются под крышками в каждой ячейке аккумуляторной батареи. Если отверстия в пробках не забиты грязью и нет других препятствий, через них эта смесь газов выходит наружу и легко рассеивается в окружающую среду.
Смесь газов, образующихся в аккумуляторной батарее, имеет такое соотношение кислорода и водорода, при котором при наличии искры или открытого пламени смесь горит во взрывном режиме. Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту.
Скажите, вы сами не заряжаете аккумуляторную батарею? Нет? А кто заряжает?
Сейчас профессия аккумуляторщика реликтовая. В редкой организации встретишь такого специалиста. Зато устройства для зарядки аккумуляторов есть практически у всех, и все без исключения допускаются к самостоятельному обслуживанию АКБ – устройства для хранения энергии в химической форме, которая может использоваться как электричество и нести в себе потенциальную опасность.
Это устройство иногда взрывается!
Что может послужить причиной взрыва?
Ответ прост, как целевой инструктаж по охране труда, – элементарное несоблюдение правил обслуживания аккумуляторных батарей!
Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (неисправен регулятор напряжения) увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение.
При низком уровне электролита (если уровень электролита в банках не контролируется) увеличивается газовый объем под крышками ячеек аккумулятора.
Утепление аккумулятора в зимний период также может препятствовать свободному удалению газов.
Если накопившаяся смесь газов не имеет выхода, достаточно малейшей искры, чтобы произошел взрыв.
Основными причинами взрыва могут быть:
– неисправная электропроводка;
– любой открытый огонь (короткое замыкание, непогашенная спичка или сигарета и т.п.);
– статическое электричество (например, от синтетики);
– момент возникновения повышенной нагрузки на аккумулятор (нарушение контактов в месте соединения проводов с полюсными выходами);
– понижение уровня электролита, которое может привести к образованию искры между деталями внутри АКБ.
К причинам взрыва я бы еще добавил некомпетентность обслуживающего персонала, тех, кто снимает «подсевший» аккумулятор и тянет его на зарядку или заряжает прямо в автомобиле, не имея для этого ни знаний, ни умений.
Требования к обслуживающему персоналу
Обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств должны выполнять работающие с группой по электробезопасности не ниже III (п. 7.12.11 ТКП 427-2012 (02230)).
Документ:
ТКП 427-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок», утвержденный и введенный в действие приказом Минэнерго Республики Беларусь от 28.11.2012 № 228 (далее – ТКП 427-2012 (02230)).
Аккумуляторщик должен в обязательном порядке иметь группу по электробезопасности не ниже III. А какая группа по электробезопасности у тех энтузиастов, на чьи попытки заряжать АКБ уполномоченные должностные лица смотрят сквозь пальцы, стараясь не замечать проблем и наивно полагая, что им за это ничего не будет?
Поэтому во многих организациях нет не только аккумуляторщиков, но даже оборудованных мест для безопасного обслуживания АКБ.
Такое положение дел в этой сфере обусловлено незнанием ответственными должностными лицами своих обязанностей!
Назначение ответственного
Документ:
ТКП 289-2011 (02190) «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания», утвержденный и введенный в действие приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (далее – ТКП 289-2011 (02190)).
Согласно требованиям ТКП 289-2011 (02190), который распространяется на обслуживание и ремонт АКБ, осуществляемый организациями, эксплуатирующими АКБ, производящими их обслуживание и ремонт, ответственность за соблюдение правил эксплуатации, ухода за АКБ и за учетом их работы возлагается на должностное лицо организации (п. 11.4).
Это должностное лицо должно назначаться приказом руководителя организации и вести учет работы АКБ (на каждую АКБ, устанавливаемую на автомобиль, заводится карточка учета ее работы).
Как избежать взрыва?
Необходимо всегда соблюдать меры безопасности и правила эксплуатации АКБ:
– следить за уровнем электролита, своевременно доливать дистиллированную воду;
– очищать от любых загрязнений;
– контролировать износ (состояние корпуса, клемм, соединительных проводов);
– не допускать вибраций и наклонов;
– надежно закреплять на транспортном средстве;
– проверять состояние клемм: они должны быть чистыми и достаточно затянутыми;
– проверять соответствие технических показателей батареи установленным нормативам.
Помните, за взрывом происходит разрушение самого корпуса и внутренних деталей АКБ. Их разлет может нанести травмы людям и привести к разрушениям транспортного средства.
Только соблюдение требований по охране труда и эксплуатационной документации – путь к предотвращению взрыва аккумулятора!
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»