В свете изменений, произошедших в 2018 г., контрольная (надзорная) деятельность государственных органов стала в большей степени направлена на предупреждение и профилактику нарушений: проведение мониторингов, разъяснительной работы, различных мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, проведение семинаров, конференций, лекций и выступлений в средствах массовой информации и т.д.
Вместе с тем, как и прежде, с целью пресечения нарушений законодательства назначаются и проводятся проверки (внеплановые, выборочные), которые в отношении проверяемого субъекта возможны только при наличии определенных достоверных сведений, материалов и иных оснований.
Как правильно взаимодействовать с инспектором труда, какие требования проверяющего обязаны соблюдать должностные лица проверяемого субъекта, расскажем в статье.
Справочно:
Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – ДГИТ).
Уведомляют ли проверяющие о проведении проверки?
Обязанность направлять уведомление проверяемому субъекту о проведении внеплановой проверки законодательно не закреплена.
В свою очередь, о проведении выборочной проверки в адрес проверяемого субъекта направляется соответствующее уведомление (не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения). Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п. 22 Положения о порядке организации и проведения проверок).
В уведомлении должны быть указаны:
- наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;
- наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения);
- месяц начала проверки;
- проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке);
- указание на основание проведения проверки (пункт плана выборочных проверок);
- исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (п. 23 Положения о порядке организации и проведения проверок).
Справочно:
форма уведомления установлена Советом Министров Республики Беларусь.
ВАЖНО!
Не подделывайте документы, чтобы исправить в них ошибки! Вся документация в организациях взаимосвязана между собой, а также с действиями должностных лиц. Нестыковки при подмене документов будут очевидны.
Совет № 1. Подготовьте работников к проверке
Если руководителю проверяемого субъекта известна дата начала проверки, целесообразно провести собрание с трудовым коллективом, распределить обязанности, проинструктировать работников, как себя вести во время проверки.
Если же времени на организацию и проведение общего собрания с коллективом нет, то можно организовать совещание с руководителями структурных подразделений, чтобы в дальнейшем они довели до сведения подчиненных информацию о назначении и проведении контрольными (надзорными) органами проверки.
Совет № 2. Подготовьте заранее документы, материалы, сведения
Если известен предмет проверки, заблаговременно изучите документы организации, которые могут потребовать при проверке, проверьте, нет ли в них ошибок, опечаток, которые могут значительно изменить ход проверки. По возможности откорректируйте документы, прекратите продолжение противоправного деяния, желательно до начала проведения проверки (в добровольном порядке исполните возложенную обязанность, за неисполнение которой может быть наложено административное взыскание).
Совет № 3. Спросите у проверяющего документ, подтверждающий его полномочия
Доступ на территорию или в помещение проверяемого субъекта проверяющих осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого проверяемого субъекта (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) (п. 38 Положения о порядке организации и проведения проверок).
Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (индивидуальных предпринимателей, учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка.
Совет № 4. Не препятствуйте проверке
Если проверяющий не допущен на указанные территории или в помещения, он составляет акт.
При отказе проверяемого субъекта или его представителя подписать акт в нем делается соответствующая запись.
Препятствие проведению проверки может повлечь за собой административный штраф в размере от 10 до 50 базовых величин (ст. 23.2 КоАП).
Совет № 5. Не отказывайте в представлении документов
Должностные лица ДГИТ, являющиеся государственными инспекторами, имеют право знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде и об охране труда, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения (подп. 9.2 п. 9 Положения о Департаменте). Помимо изучения документации проверяемого субъекта, ДГИТ осуществляет посещение и осмотр территории, служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта.
В ходе проверок используются также следующие способы:
- проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
- истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий, выписок из них), в т.ч. в электронном виде, иной информации, касающейся его деятельности и имущества;
- истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;
- привлечение экспертов, специалистов, назначение экспертиз (исследований);
- получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
- вызов в ДГИТ представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
- использование при проведении проверки технических средств, в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений, для надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
- изъятие у проверяемого субъекта подлинников документов (иных носителей информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо истребование выписок из них или копий;
- истребование письменных и устных объяснений (разъяснений) от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
- проведение отбора проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
- иные способы выявления и пресечения нарушений законодательства о труде и об охране труда.
ВАЖНО!
Вы можете отказать только в представлении документа, сведений, материалов, которые не относятся к вопросам, подлежащим проверке.
Пример
Проверяющий пришел, чтобы удостовериться в выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений. Истребованы могут быть документы, относящиеся к вопросу устранения нарушения. В такой ситуации рекомендуем при направлении ответа на требование (предписание) прилагать заверенные в надлежащем порядке копии документов, подтверждающих выполнение каждого пункта. Если документально подтвердить устранение нарушений не представляется возможным, не препятствуйте проверяющему выполнять его работу и производить изучение документов, осмотр территории, зданий, сооружений, цехов, оборудования и др.
Представитель проверяемого субъекта вправе выяснить или уточнить необходимость представления определенных документов, осмотра территории и т.д. Однако производить эти действия следует вежливо и тактично, чтобы не усматривались признаки противодействия проверяющему.
Совет № 6. Представьте дополнительно к запрашиваемым документы, которые помогут увидеть организацию в лучшем свете
Полагаем, что не будет лишним представить те документы, которые имеют значение при выяснении всех обстоятельств дела. Тем самым вы поможете проверяющему объективно взглянуть на ситуацию. Более того, представленное докажет, что субъектом хозяйствования и его должностными лицами принимались все возможные меры по недопущению того или иного нарушения.
Наш совет не противоречит рекомендации представлять только те материалы, которые относятся к теме проверки. Проверяющий не знает систему документов организации, что и как принято у субъекта хозяйствования, особенно если процедура оформления четко не изложена в нормативных правовых актах.
Совет № 7. Сделайте запись в акте проверки о своем несогласии с указанием пункта акта, с которым вы не согласны
По результатам проведения внеплановой или выборочной проверки в течение 5 рабочих дней структурным подразделением ДГИТ составляется акт (справка) проверки, который(-ая) в течение 2 рабочих дней вручается проверяемому субъекту.
Если у проверяемого субъекта имеются возражения по акту (справке), то он или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде данные возражения в проверяющий орган.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 71 Положения о порядке организации и проведения проверок).
Структурным подразделением ДГИТ на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, выносится решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, выявленных при проверке.
Совет № 8. Не пропустите сроки устранения выявленных нарушений
Документом, обязывающим устранить нарушения, выявленные в ходе проверки, является требование (предписание).
Решение или требование (предписание) составляется и вручается в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений – в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям (п. 73 Положения о порядке организации и проведения проверок).
При этом субъектам хозяйствования предоставлено право на обжалование требования (предписания) (части первая и вторая п. 78, часть первая п. 79 Положения о порядке организации и проведения проверок).
Так, для обжалования проверяемый субъект должен обратиться в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или к вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены (в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения или требования). Обжалование решения по жалобе осуществляется через суд в порядке и сроки, установленные законодательством.
И еще, безусловно, никто не запретит вам устранять неоконченные нарушения во время проверки и после получения акта проверки.
Документ:
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510
«О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Положение о порядке организации и проведения проверок).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», в редакции от 03.12.2018 (Положение о Департаменте).