Как показывает практика, при возникновении сложной ситуации для ее решения инженеры по охране труда обращаются к коллегам за помощью и размещают свои вопросы на форуме. Как правило, это вопросы, на которые нет прямого ответа в нормативных документах, или ответ на них содержится совсем не там, где его искали, а поэтому и желающих помочь коллеге не находится. И что делать?
И мы вспоминаем, что «Google знает всё!» Но не тут-то было! На вопросы, которые мы хотим предложить вашему вниманию, Google ответов не знает.
Что делать, если работник исчез во время рабочего дня и никто не знает, где он? Надо ли в данном случае начинать расследование несчастного случая?
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Правила расследования).
В первую очередь нанимателю необходимо выяснить причины отсутствия работника на рабочем месте.
В обязанности нанимателей при организации труда работников входит:
– обеспечение трудовой и производственной дисциплины (п. 2 ст. 55 ТК);
– ведение учета фактически отработанного работником времени (п. 3 ст. 55 ТК);
– организация учета рабочего времени (ст. 133 ТК).
Поэтому если работник в течение смены исчез со своего постоянного рабочего места или не дает о себе знать длительный период, то задача непосредственного руководителя – провести осмотр вероятных мест его нахождения в пределах места работы и опросить работников. Если результаты осмотра ничего не дали, то и начинать специальное расследование нет оснований.
В соответствии с Правилами расследования расследуются несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, повлекшие за собой необходимость перевода потерпевшего на другую работу, временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье, происшедшие:
– в течение рабочего времени;
– во время дополнительных специальных перерывов и перерывов для отдыха и питания;
– в периоды времени до начала и после окончания работ, необходимые для следования по территории организации, страхователя к рабочему месту и обратно, для приведения в порядок оборудования, инструментов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы;
– при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими (п. 3 Правил расследования).
Обязан ли водитель погрузчика пристегиваться ремнем безопасности предусмотренным заводом-изготовителем? Ведь в Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации данного транспорта ничего не сказано об этом. В типовой инструкции для водителя погрузчика тоже об этом нет ни слова.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда» (далее – Межотраслевые правила).
Документ:
Типовая инструкция по охране труда водителя погрузчика (приказ Департамента «Белавтодор» Минтранса Республики Беларусь от 14.06.2012 № 129).
Действующие правила по охране труда никак не раскрывают данный вопрос, так как безопасность движения транспортных средств регулируется в основном Указом № 551.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (вместе с Правилами дорожного движения) (далее – Указ № 551).
Сначала следует разобраться, кто такой водитель транспортного средства.
Водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной) (подп. 2.8 п. 2 Правил дорожного движения).
А относится ли погрузчик к транспортному средству, механическому транспортному средству, самоходной машине либо это что-то другое?
В Указе № 551 этот вопрос также разъяснен:
– механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем (подп. 2.26 п. 2 Правил дорожного движения);
– транспортное средство – устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования (подп. 2.69 п. 2 Правил дорожного движения).
Таким образом, становится понятно, что на водителя погрузчика, управляющего транспортным средством, в полной мере распространяются правовые нормы, изложенные в Указе № 551.
В Указе № 551 содержится следующее требование: водитель обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности (подп. 9.5 п. 9 Правил дорожного движения).
Следовательно, если механическое транспортное средство оборудовано ремнями безопасности, применение их обязательно!
Указ № 551 допускает не пристегиваться ремнями безопасности только:
– лицу, обучающему управлению механическим транспортным средством, когда транспортным средством управляет обучаемый управлению;
– пассажиру транспортного средства оперативного назначения, водителю автомобиля-такси – при движении в населенном пункте;
– пассажиру и водителю с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определяется Минздравом.
В случае оборудования погрузчика местом для пассажира последний так же, как и водитель, обязан быть пристегнутым при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, в любых случаях, кроме вышеперечисленных (подп. 23.2 п. 23 Правил дорожного движения).
Кроме того, согласно Перечню неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении (приложение 4 к Правилам дорожного движения), запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, на которых отсутствуют ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 46 приложения 4 к Правилам дорожного движения).
Можно также обратиться к эксплуатационной документации на транспортное средство, в которой наверняка будет требование об обязанности водителя быть пристегнутым при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности.
Важно!
Нанимателям в организациях, в которых эксплуатируются погрузчики, оборудованные ремнями безопасности, необходимо внести в инструкцию по охране труда для водителя погрузчика требование о его обязанности быть пристегнутым при движении в механическом транспортном средстве и привлекать «забывчивых» водителей за невыполнение требований инструкции к ответственности в соответствии с законодательством.
Может ли технический инспектор труда профсоюза написать жалобу в прокуратуру при неустранении нарушений?
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (вместе с Положением о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверока) (далее – Указ № 240).
Профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль в случаях, установленных законодательными актами.
Общественный контроль осуществляется как в форме проверок, так и в форме мероприятий по наблюдению и анализу (мониторинг) (подп. 1.2.2 Указа № 240), по результатам, которых профсоюзы вправе выдавать нанимателю рекомендации (подп. 1.5 Указа № 240), которые контролируемый субъект обязан рассмотреть и дать ответ профсоюзу.
Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательных норм, в т.ч. нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов и т.д. Если действия профсоюза (и конкретно технического инспектора труда) осуществлялись в соответствии Указом № 240, а наниматель не отреагировал, то технический инспектор труда вправе направить информацию в органы прокуратуры для дачи правовой оценки действиям нанимателя.
Водители просили им выдать на лето вместо ботинок, так как в них жарко, летние туфли. Их понять можно, но как правильно это оформить?
Понять можно. Для примера: ботинки кожаные как средство индивидуальной защиты водителю нужны лишь при выполнении ремонтно-профилактических работ на автомобиле. Управлять же автомобилем удобнее и комфортнее в легкой обуви (при этом обязательно с закрытыми носком и пяткой). Однако оформить такую замену нельзя: замена средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) аналогичными, но с утратой части защитных свойств не допускается!
Органы, дающие разрешение на замену СИЗ, а именно Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты и Государственный санитарный надзор не вправе отступать от требований законодательства.
Типовые нормы выдачи СИЗ не предусматривают различные варианты спецодежды и спецобуви для различных климатических зон.
Документ:
Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110 (далее – Типовые нормы выдачи СИЗ).
Должны ли руководители отделов (начальники отделов) проходить проверку знаний по охране труда?
Руководители и специалисты не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в 3 года, должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях (п. 39 Инструкции № 175).
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция №175)
Если говорить о конкретных руководителях организации – начальниках отделов, их заместителях, то в соответствии с приложением 6 к Инструкции № 175 указанную проверку знаний в обязательном порядке должны проходить руководители и заместители руководителей организаций, структурных подразделений организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны труда по соответствующим направлениям деятельности.
Виктор Северов, инженер по охране труда