Ситуация, описанная в статье, и вопросы поступили в редакцию журнала от читателя. Нанимая сотрудников, наниматель берет на себя обязательство заботиться об их здоровье, в т.ч. организуя медосмотры. Какие документы необходимы, чтобы организовать проведение медосмотра работников? Какая служба организации обязана организовать прохождение медосмотра, а кто осуществляет за этим контроль? Ответы на эти и другие вопросы даны в статье.
Ситуация
В организации согласно проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда есть работники, занятые во вредных условиях труда. Имеется список контингентов для прохождения медицинских осмотров по прошлой аттестации. После проведения очередной аттестации «профессиональные вредности» у некоторых профессий изменились: в карте аттестации рабочих мест по условиям труда, например, у машиниста крана, отсутствует такой показатель условий труда, как «работа на высоте». Соответственно и в списках контингентов для прохождения медицинской комиссии указывать фактор «прил. 2 п. 1 «работа на высоте» уже мы не можем.
Документ:
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция).
Комментарий к ситуации
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (далее – медосмотр) лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен в Инструкции.
Работы на высоте – это работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденного перепада по высоте 1,3 м и более (п. 1 приложения 2 к Инструкции).
Непосредственное отсутствие в карте аттестации рабочего места по условиям труда такого показателя трудового процесса, как «работа на высоте» не дает основания не рассматривать его при определении необходимости проходить медосмотр. Это объясняется следующим:
– п. 4 «Результаты оценки напряженности трудового процесса» карты аттестации рабочего места по условиям труда содержит показатель «4.3.2. Степень риска для собственной жизни», который используется при характеристике работ, связанных с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения с вероятной угрозой здоровью и жизни (примеры работ: строительные специальности, связанные с работой на высоте (монтажники, машинисты кранов и др.); водители транспортных средств; работы в действующих электроустановках свыше 1000 В (электромонтеры, электрослесари и др.); профессии горнодобывающей промышленности (взрывники, рабочие очистных забоев и др.);
– по приложению 2 «Работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры» к Инструкции рассматриваются работы вне зависимости от проведения (непроведения) аттестации рабочих мест по условиям труда и ее результатов.
Вопросы к ситуации
Кто является ответственным за организацию прохождения медицинских осмотров: составляет списки работников, подлежащих периодическому медосмотру, следит за окончанием сроков медосмотров?
Прямое указание на ответственного за организацию прохождения медицинских осмотров в действующем законодательстве отсутствует. По этой причине до сих пор ведутся дискуссии о том, кто им должен быть – специалист по кадрам или специалист по охране труда, кто должен составлять списки на медосмотр, контролировать его прохождение работающими и т.д.
Анализируя положения законодательства по вопросам медосмотра, выделим следующее.
Медосмотр проводится, в частности, для лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (п. 1 Инструкции). При этом в любой организации таким отбором (подбором) персонала занимается кадровая служба (специалист по кадрам) согласно следующим документам:
– п. «б» ст. 26 ТК;
– п. 2.3 Типового положения о кадровой службе предприятия (организации), утвержденного постановлением Минтруда Республики Беларусь от 18.12.1997 № 118:
«Основными задачами кадровой службы являются: <…>
2.3. Осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами»;
– выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД):
«Должности служащих для всех видов деятельности»: <…>
Специалист по кадрам. Должностные обязанности. Выполняет работу по комплектованию организации кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации. Принимает участие в работе по подбору, отбору, расстановке кадров».
Значит, кадровая служба (специалист по кадрам) в организации медосмотров точно задействована, обеспечивая прием на работу, имея личные данные работающих и другую необходимую информацию.
Согласно п. 1 Инструкции медосмотр проводится, в частности, для работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, о которых осведомлены служба охраны труда (специалист по охране труда) и руководители подразделений.
В Типовом положении о службе охраны труда организации, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98, прямого указания на участие в медосмотре этой службы нет.
Однако тот же выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности» гласит, что инженер по охране труда оказывает методическую помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры.
Получается, что инженер по охране труда непосредственно не обязан составлять указанные списки, этим должны быть заняты сами руководители подразделений (аналогично ситуации, когда многие считают, что инструкции по охране труда должен разрабатывать инженер по охране труда, а в действительности это обязанность руководителей подразделений).
Если проанализировать выпуск 2 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов производств», то можно обнаружить следующее: в обязанности начальника отдела охраны труда входит организация контроля за прохождением работниками медицинских осмотров. То есть указанный начальник организует, чтобы кто-то (подчиненный специалист по охране труда либо кто-то другой) контролировал этот вопрос. Хотя сама формулировка «организует контроль» представляется спорной, так как возникает вопрос: имеет ли место «организация организации»? Ведь любую работу, в т.ч. по охране труда, организовывают и контролируют, а если имеет место «организация контроля», то это уже не непосредственный контроль.
Во избежание споров и для обеспечения системности в этом вопросе логичным видится назначить ответственным за организацию и контроль прохождения медицинских осмотров специалиста по кадрам, который будет взаимодействовать:
– со специалистом по охране труда – в части составления списков на медосмотры;
– с руководителями подразделений – в части доведения до их сведения этих списков и обеспечения явки подчиненных им работников на медосмотр.
Кто определяет список контингентов и необходимо ли его утверждать (кем должен быть утвержден)?
Понятие «список контингентов» в настоящее время не используется.
С введением в действие Инструкции появились следующие списки:
– список профессий (должностей) работающих, подлежащих периодическим медосмотрам (приложение 5 Инструкции);
– список работающих, подлежащих периодическому медосмотру (приложение 6 Инструкции).
Необходимость утверждения указанных списков отсутствует.
Обязан ли наниматель заключать договор на прохождение медицинских осмотров с учреждением здравоохранения или работники имеют право самостоятельно проходить медкомиссию по месту командирования или месту жительства, в последующем приложив чеки для возмещения расходов на прохождение медкомиссии?
Оказание медицинских услуг при проведении медосмотров лиц, поступающих на работу и работающих, осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения»:
– платные медицинские услуги оказываются гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг;
– обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями.
Исходя из вышеизложенного, если организация является бюджетной, а медосмотр необходим для работника без вредных и (или) опасных условий труда, то договор с нанимателем не обязателен.
Как документально оформить прохождение медкомиссии, как поступить с работниками, не явившимися в учреждение здравоохранения для прохождения медкомиссии?
Во-первых, работники должны знать, что на основании ст. 49 «Отстранение от работы» Трудового кодекса наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, что оформляется приказом. Причем за период отстранения от работы заработная плата не начисляется.
Во-вторых, необходимо своевременно информировать работников о предстоящем медосмотре. Для этого обычно издается приказ с заблаговременным доведением под роспись графика проведения периодических медосмотров и списка работников, подлежащих периодическому медосмотру.
Должны ли проходить медкомиссию работники, принятые на практику по профессии с вредными условиями труда (старше 18 лет)?
Медосмотр проводится для лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (п. 1 Инструкции).
Проведение предварительных медосмотров обеспечивает учреждение образования (гл. 2 Инструкции) до направления на практику.
Документ:
Закон Республики Беларусь 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Работающие – физические лица, работающие по трудовым договорам, физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами; военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Закон об охране труда).
Обязан ли наниматель требовать от работника медицинскую справку водителя (медкомиссия физического лица для вождения личного автомобиля) или достаточно справки о прохождении медосмотра?
Наниматель не обязан требовать от работника наличия действующей медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению механическими транспортными средствами, с правом найма на работу, но имеет на это право.
Что касается медицинской справки о состоянии здоровья работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то наниматель обязан ее требовать, чтобы убедиться в годности работника к соответствующей профессии (должности).
Александр Тылиндус,
инженер по охране труда и учредитель ЗАО «БелНовация»