Обеспечение охраны труда в организациях сельского хозяйства имеет свою специфику ввиду того, что в соответствии с уставом организации любое решение принимает общее собрание членов сельскохозяйственного производственного кооператива (далее – СПК) либо правление СПК (периодичность заседаний, как правило, 1 раз в месяц), что, конечно, влияет на оперативность принимаемых решений. Поэтому инженер по охране труда, пришедший в СПК после производства, попадает в затруднительное положение при решении тех или иных задач. По просьбе наших читателей мы ответим на несколько вопросов, возникающих у инженера по охране труда в такой ситуации.
Ситуация 1
В начале года обновляется документация по охране труда (положения, программы, распоряжения), но так как в СПК приказы не издаются, издается решение правления № 1 (которое не отвечает требованиям по охране труда). В этом решении первыми рассматриваются, как правило, производственные вопросы (минимум листа 4), далее кадровые и многие другие, поэтому в данном локальном документе можно «потеряться».
Как все же правильно обновлять документацию по охране труда – все указывать в одном документе или же целесообразно издать отдельные распоряжения под № 1, № 2.., в которых будут конкретно отражаться требования по охране труда, например распоряжение № 1 «О закреплении ответственных лиц за обеспечение охраны труда в пределах порученных участков работ на строительных объектах» и т.д.?
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Справочно:
для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством (ст. 227 ТК).
Начнем с того, что обновление документов (актуализация локальных нормативных актов по охране труда) не должно производиться «в начале года». Это процесс постоянный и непрерывный. Многих смущает требование издания в начале календарного года приказа (распоряжения, решения правления) о распределении обязанностей и ответственности должностных лиц сельскохозяйственной организации в области охраны труда. Но это требование, ранее существовавшее в системе Минсельхозпрода, отменено с утверждением системы управления охраной труда в министерстве и сохраняется сегодня уже как традиция.
Лица, ответственные за организацию работы по охране труда в подразделении, лица, ответственные за производство отдельных видов работ, назначаются одновременно с назначением их на определенную должность при соблюдении определенных условий: обучение, проверка знаний, в отдельных случаях стажировка. Если назначение состоялось в феврале, недопустимо ждать января следующего года, чтобы возложить на данное лицо обязанности проведения инструктажей с подчиненными, организации работы по обеспечению пожарной безопасности и т.д. В течение месяца этот человек должен;
– пройти соответствующее обучение (например, как лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами);
– пройти проверку знаний в объеме обязанностей, закрепленных за ним должностной инструкцией и системой управления охраной труда в организации;
– приступить к исполнению этих обязанностей.
В дальнейшем не требуется подтверждать возложения этих обязанностей ежегодно, нужно только соблюдать сроки прохождения повышения квалификации и сроки проведения проверки знаний у этих работников. А издание приказов (распоряжений, решений правления) с возложением обязанностей и ответственности необходимо при кадровых изменениях, при изменениях в технологии производства и других аналогичных случаях.
Это же касается и обновления различных перечней.
Перечень инструкций, действующих в организации, должен переутверждаться:
– при издании любой новой инструкции;
– пересмотре действующих с изменением даты утверждения;
– прекращении действия устаревших.
Перечень работ и профессий работников, связанных с работами с повышенной опасностью, переутверждается с введением в штатное расписание организации любой такой профессии.
Состав комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда (комиссии для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, по безопасности дорожного движения, по пожарной безопасности и т.д.) должен переутверждаться при любых изменениях в кадровом составе и вводе-выводе в состав комиссии их членов.
Это важно!
Все вышеуказанное специалист по охране труда должен отслеживать регулярно!
И тогда отпадает надобность в распоряжении № 1.
Во-первых, не потребуется переиздавать громоздкий документ при уходе секретаря какой-либо комиссии в декретный отпуск. Во-вторых, подготовка и издание распоряжения № 1 при наличии актуальных локальных документов не составят никаких трудностей, если уж есть такая необходимость.
Все перечисленные документы не требуют регулярного пересмотра при наступлении какого-то определенного календарного срока. На практике каждый из них хоть раз в год, да подвергнется правке и переизданию.
Ситуация 2
В СПК имеется штатный медицинский работник – медсестра. СПК осуществляет деятельность в области автомобильного транспорта, на которую не требуется специального разрешения (лицензии).
Как определить род деятельности медсестры – это приборный контроль, освидетельствование, медицинский осмотр, если помимо водителей автомобилей, трактористов – машинистов сельхозпроизводства, строительных специальностей она привлекается, например, для освидетельствования «лица под градусом» на животноводческой ферме?
Как правильно ей оформить отстранение работника от работы в данной ситуации? Какими нормативными документами следует руководствоваться?
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (вместе с Инструкцией о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, Инструкцией о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих) (далее – постановление № 116/119).
Справочно:
в журнале «Я – специалист по охране труда», 2016, № 4, в статье «Четыре инструкции – какую применять?!» мы уже анализировали ситуацию с многочисленными неувязками в нормативных правовых актах по организации приборного контроля.
На сегодняшний день в республике действуют 5 (пять!) нормативных документов, регулирующих вопросы предрейсового осмотра, в частности водителей механических транспортных средств, изданные четырьмя министерствами. Контролирует эти вопросы пятое – МВД в лице ГАИ (не считая многочисленных решений исполкомов).
В общем случае необходимо руководствоваться требованиями постановления № 116/119 (вступило в силу с 25 января 2014 г.). Этим постановлением утверждены 2 инструкции: о порядке проведения предсменных медицинских осмотров и о порядке проведения освидетельствования.
Причем, если проведение медицинских осмотров регламентировано только в отношении работников отдельных профессий, то освидетельствование в порядке, оговоренном Инструкцией о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, допускается не только в отношении работников упомянутых профессий (для них проведение предсменного приборного контроля обязательно), но и в отношении любого работника, поэтому освидетельствование животноводов проводить можно.
Но! В перечне профессий, в отношении которых согласно этой инструкции обязателен предсменный контроль физического состояния, присутствуют только отдельные представители водителей механических транспортных средств: водители погрузчиков, электротележек, машинисты специальной техники, машинист автокрана.
Это важно!
Водителей автомобиля и тракториста-машиниста нет! Поэтому в отношении указанных работников необходимо руководствоваться Инструкцией № 25/28.
Документ:
Инструкция о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденная постановлением Минтранса и Минсельхозпрода Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28.
Но! В приведенных нормативных актах формы документов – того же акта освидетельствования – различны. Нет формы журнала, в котором фиксируется факт проведения освидетельствования. Нет указаний, что именно нужно писать в путевом листе и как часто проводить освидетельствование в течение смены (везде предусмотрен только предсменный контроль).
Выход в такой ситуации один: издавать собственную инструкцию, согласовывать ее с ГАИ и местным исполнительным и распорядительным органом.
Вопрос о том, как заполнить путевой лист, похоже, уже решен отменой путевых листов как таковых.
Рекомендуем следующий алгоритм действий по проведению приборного контроля:
1. Приказом (распоряжением) по организации назначаем не менее 3–4 человек, которые вправе проводить освидетельствование работников с использованием алкотестеров (в т.ч. это может быть и медицинский работник).
2. Предоставляем право отстранения от работы нарушителей трудовой дисциплины нескольким должностным лицам организации.
3. Приобретаем 2 прибора-алкотестера. Любая организация должна иметь не менее 2 сертифицированных приборов-алкотестеров: они поверяются с периодичностью 1 раз в 6 месяцев, что занимает определенное время, а приборный контроль должен проводиться ежедневно и круглосуточно.
4. Фиксируем каждый факт проведения освидетельствования, особенно в части проведения контроля водителей механических транспортных средств (предрейсовый и послерейсовый контроль), в журнале, независимо от результатов освидетельствования. Форма такого журнала не регламентирована. В Минской области разработку формы такого журнала в сельскохозяйственной отрасли взял на себя Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома. Естественно, для соблюдения требований законодательства и возможных разбирательств в судах необходимо иметь еще 2 журнала для фиксации сведений о нарушителях: по формам, предусмотренным постановлением № 116/119 (общий, табл. 2) и Инструкцией № 25/28 (для водителей механических транспортных средств, табл. 3).
Виктор Северов, инженер по охране труда