В статье Эллы Горюновой «Поможет ли аутсорсинг избежать ответственности?», опубликованной в журнале «Я – специалист по охране труда» 2017, № 14, с. 41, затронуты важные вопросы, обсуждение которых необходимо продолжить.
Вначале уточним соответствующие термины.
При аутсорсинге (англ. «outsourcing (outer-source-using)», – использование внешнего источника ресурсов) происходит передача организацией на основании договора определенных производственных функций на выполнение другой организации (аутсорсеру), специализирующейся в соответствующей области деятельности.
Как правило, передаваемые на аутсорсинг функции не являются основными, профильными видами деятельности организации (например, услуги юридических, бухгалтерских, транспортных организаций; организаций, занимающихся уборкой зданий; организаций по приготовлению и доставке обедов в офис и др.).
По договору аутсорсинга происходит передача не работников, а функций, которые ранее осуществляли внутренние подразделения заказчика.
Предметом договора при аутсорсинге является результат выполнения соответствующей работы (оказанной услуги).
Аутсорсинг не связан с физическим движением персонала из компании исполнителя в компанию заказчика.
При аутсорсинге заказчик может оценивать только результат самой оказанной услуги, но не процесс деятельности работников исполнителя (фактически это обычные гражданско-правовые отношения между двумя организациями).
При аутсорсинге заказчик может предъявить исполнителю претензии только за конечный результат.
В договорах аутсорсинга оплата привязана к качеству результата и объему работ (услуг).
В отличие от услуг сервиса, имеющих разовый, случайный характер, на аутсорсинг в большинстве случаев передаются определенные функции на основе длительного контракта (не менее 1 года).
Аутсорсинг целесообразно осуществлять в случае, если поставщик услуг способен обеспечить экономию ресурсов и (или) более высокий уровень услуг, в т.ч. за счет специализации, более дешевых трудовых ресурсов или эффекта масштаба.
Аутстаффинг (англ. out – «вне» staff – «штат») – вывод сотрудника за штат организации-заказчика и оформление его в штат организации-подрядчика. В рассматриваемой ситуации речь идет о выполении работы внешним персоналом (по отношению к организации-заказчику).
При аутстаффинге персонал организации заключает трудовые договоры не с организацией-заказчиком, а с другой организацией (организацией-исполнителем или организацией-провайдером). Иначе говоря, по договору аутстаффинга организация-провайдер обязуется за плату предоставить организации-заказчику работников определенной профессии и квалификации для использования их труда в его производственном процессе.
Одновременно между организацией-провайдером и работником заключается трудовой договор, в котором организация-провайдер выступает как наниматель. При этом работник согласно трудовому договору должен по указанию организации-провайдера (своего нанимателя) выполнять трудовую функцию у другого хозяйствующего субъекта – организации-заказчика.
Исполнение договора аутстаффинга о предоставлении персонала подтверждается периодически оформляемыми организацией-провайдером и заказчиком актами, в которых фиксируются факт предоставления (приемки-передачи) работников, отработанное работниками за отчетный период рабочее время и др.
При этом между организацией-заказчиком и работниками организации-провайдера никаких юридических правоотношений не оформляется, потому что фактическим нанимателем является организация-провайдер.
При аутстаффинге задачи работникам ставит сотрудник заказчика.
При аутстаффинге за результат труда предоставленных работников отвечает заказчик. Претензии организации-исполнителю могут быть предъявлены только в случае, если несвоевременно или в недостаточном количестве предоставлен персонал организации-заказчику.
Исходя из этих положений, рассмотрим, что из обязанностей службы охраны труда может быть передано на исполнение по договору аутсорсинга, а что – по договору аутстаффинга.
Документ:
Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98 (далее – Типовое положение).
Обязанности и права службы охраны труда организации, установлены в Типовом положении:
«Служба охраны труда, специалист по охране труда:
принимает участие в координации деятельности структурных подразделений по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;
участвует в работе организации по пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда, сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда, информированию о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты и об иных вопросах, связанных с охраной труда;
осуществляет совместно с иными структурными подразделениями подготовку документов по вопросам охраны труда, в том числе перечня инструкций по охране труда, документов по вопросам обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний, и иным вопросам, предусмотренным законодательством об охране труда;
участвует в организации проведения инструктажей по охране труда в порядке, установленном законодательством;
принимает участие в коллективных переговорах при рассмотрении вопросов охраны труда, подготовке проектов разделов коллективного договора, касающихся охраны труда, разработке плана мероприятий по охране труда;
участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мер по их профилактике и предупреждению;
разрабатывает совместно со структурными подразделениями мероприятия по внедрению и функционированию системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности;
проводит в организации проверку состояния условий труда (организация рабочих мест, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и др.) и соблюдения требований по охране труда (соблюдение в организации нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов, содержащих требования по охране труда);
организует совместно со структурными подразделениями проведение обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
участвует в работе комиссий, в том числе комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, по общему техническому осмотру зданий (помещений), по охране труда и других;
вносит предложения либо участвует в подготовке предложений по вопросам:
совершенствования системы управления охраной труда, разработке локальных нормативных правовых актов в области охраны труда;
внедрения безопасных технологических процессов, производственного оборудования;
вывода из эксплуатации травмоопасных, не соответствующих требованиям безопасности оборудования, приспособлений и инструмента;
организует обеспечение структурных подразделений необходимыми нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями, плакатами по охране труда;
участвует в организации проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда, в оформлении информационных стендов, уголков по охране труда;
осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством».
Однако приведенным перечнем деятельность службы охраны труда, специалиста по охране труда не исчерпывается. Ряд других нормативных правовых актов предусматривает, в частности, участие службы охраны труда, специалиста по охране труда в других мероприятиях.
Например, служба охраны труда оказывает методическую помощь:
– структурным подразделениям в разработке инструкций по охране труда, содействует обеспечению их необходимыми типовыми инструкциями по охране труда, другими нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда (п. 17 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176);
– в проведении паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда (п. 8 Инструкции по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 04.02.2004 № 11).
Работники службы охраны труда включаются в состав аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда (п.4 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253).
Специалист по охране труда включается в состав комиссии по проведению общих технических осмотров зданий и сооружений (п. 5.5 технического кодекса установившейся практики «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (ТКП 45-1.04-305-2016 (02250), утвержденного и введенного в действие приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 30.12.2016 № 321).
Служба охраны труда, специалист по охране труда принимают участие и в других мероприятиях по обеспечению охраны труда в организации.
Работники службы охраны труда имеют право:
– проводить проверки состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;
– запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;
– выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда;
– приостанавливать (запрещать) в установленном законодательством порядке эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения;
– организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками по вопросам охраны труда;
– вносить предложения нанимателю по улучшению условий и охраны труда работников, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Служба охраны труда вправе вносить предложения руководителю организации о поощрении и материальном стимулировании работников за соблюдение требований по охране труда.
Анализ перечисленных обязанностей показывает, что лишь некоторые из них могут быть переданы по договору аутсорсинга. В этом случае организацию-заказчика интересует результат труда, а не процесс выполнения работы и кто ее выполнил.
Бо́льшая часть обязанностей службы охраны труда может быть передана на исполнение только по договору аутстаффинга. При этом предметом договора является процесс труда работника аутстаффинговой организации, поступившего в распоряжении организации-заказчика, которая поручает ему выполнение соответствующей работы и руководит им.
Но при реализации договора аутстаффинга возникает целый ряд вопросов.
Как сформулировать предмет договора?
Многие виды деятельности службы охраны труда, специалиста по охране труда требуют конкретизации.
Например, что следует понимать под «участием в координации деятельности структурных подразделений по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда»? Достаточно ли ограничить это участие присутствием на каком-то совещании или нужно выполнить какую-то работу и в чем она должна состоять?
Аналогичные вопросы могут возникнуть при рассмотрении любых других обязанностей, когда идет речь о чем-то совместном, об участии в чем-то.
Что означает требование о внесении или участии в подготовке предложений по совершенствованию охраны труда, и как расценить ситуацию, если таких предложений не последовало?
Что означает «организует обеспечение структурных подразделений необходимыми нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями, плакатами по охране труда»? Выходит, что указанное обеспечение является проблемой других должностных лиц, а специалист по охране труда только организует эту работу. Как он может что-либо организовать, не обладая полномочиями?
Иными словами, трудно измерить в затратах труда и оценить в деньгах выполнение многих работ, выполняемых специалистом по охране труда.
Возможно, необходимо в виде приложения к договору составлять конкретный перечень работ на определенный период времени и определять стоимость этих работ. Естественно, выполнение работ должно оформляться актами, являющимися основанием для их оплаты.
Не просто разрешить вопросы, связанные с процессом исполнения работником аутстаффинговой организации работ по договору.
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования).
Лишь в Правилах расследования предусмотрено участие в расследовании несчастного случая наряду со специалистом по охране труда организации, страхователя или другим специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда, руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда.
Заметим, именно руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя). Не предусматривается участие работника такой организации, например, по доверенности руководителя.
Ни в Типовом положении, ни в других упомянутых выше НПА аналогичного права не предусмотрено (необходимо при очередной корректировке НПА предусмотреть такую возможность). Поэтому в настоящее время работник аутстаффинговой организации не имеет возможности воспользоваться правами, предоставленными специалисту по охране труда организации.
Конечно, руководитель организации-заказчика, заключив договор аутстаффинга, должен издать приказ, в котором объявит о привлечении работника аутстаффинговой организации, а также о необходимости взаимодействовать с ним при выполнении последним работ по договору (представлять требуемые документы, давать соответствующие пояснения и т.д.).
Вряд ли наряду с этим возможно предоставление работнику аутстаффинговой организации права:
– требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;
– выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда;
– приостанавливать (запрещать) эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения.
Работнику аутстаффинговой организации, который будет выполнять работу по договору, необходимо представлять требуемые документы, следить за полнотой и качеством выполняемых им действий. Для этого организация-заказчик должна назначить своего работника, который будет осуществлять то, что указано выше. Не получится ли так, что работники организации-заказчика в таком случае будут подручными у работника аутстаффинговой организации? Осуществление указанного взаимодействия потребует затрат времени на составление документов о передаче по описи тех или иных сведений, причем возникает и риск утечки конфиденциальной информации.
Кроме того, исполнитель должен составлять отчеты и фиксировать факт выполнения работ и их соответствие условиям заключенного договора. При некачественном выполнении работ по договору организации-заказчику необходимо предъявлять санкции, а также требовать в установленном порядке возмещения ущерба, нанесенного из-за некачественного выполнения работ по оказанию услуг.
Важен также вопрос о режиме и времени работы работника аутстаффинговой организации. Может возникнуть ситуация, когда работник аутстаффинговой организации может отказаться от выполнения работ в неоговоренное договором время.
Изложенное наводит на серьезные размышления о том, что же экономически выгодно и менее хлопотно – воспользоваться услугами сторонней организации или принять на работу инженера по охране труда. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что аутстаффинговые организации уступят в определении стоимости своих услуг.
Данной статьей не исчерпываются вопросы, связанные с получением и оценкой услуг по выполнению обязанностей специалиста по охране труда сторонней организацией.
Изложенное – точка зрения автора, который не считает ее бесспорной и приглашает читателей к продолжению обсуждения затронутых вопросов.
Владимир Семич, инженер, член общественного объединения
«Сообщество трудового права»