Все нормативные правовые акты по охране труда, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, в т.ч. и напольного безрельсового транспорта, основаны на единых принципах и правилах.
Для обеспечения безопасной эксплуатации погрузчиков при выполнении погрузочно-разгрузочных и складских работ необходимо выполнять требования по охране труда, установленные:
– Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (далее – Межотраслевые правила № 165);
– Межотраслевыми общими правилами по охране труда, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые правила № 70);
– Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 12.12.2005 № 173 (далее – Межотраслевые правила № 173).
Так, безопасная эксплуатация погрузчиков подразумевает назначение приказом из числа специалистов лиц, ответственных:
– за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта;
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта.
К управлению погрузочно-разгрузочной техникой допускаются лица, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 17 Межотраслевых правил № 165).
О прохождении в установленном порядке подготовки (обучения), переподготовке по профессии «водитель погрузчика» у работника должно иметься свидетельство установленного образца о присвоении профессии «Водитель погрузчика».
Водители, занятые управлением электропогрузчиками, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.
Обязательно ли удостоверение водителя автомобиля для управления автопогрузчиком?
Нет, не обязательно, так как за пределами территории организации их эксплуатация запрещается. Достаточно пройти подготовку (обучение) в установленном порядке.
Водителю погрузчика запрещается передавать управление погрузчиком другим лицам без разрешения непосредственного руководителя (абз. 1 п. 42 Межотраслевых правил № 165).
Кроме того, для обеспечения безопасной эксплуатации особую роль играет и технологически правильная организация ремонтных работ, механизация и модернизация этого процесса.
Происшествие 1
Согласно заключенному контракту между ООО «К» и подсобным рабочим В. предусмотрено рабочее время с 08:00 до 17:00. Вместе с тем по инициативе самих работников, заработная плата которых зависит от выработанной кубатуры леса, директор ООО «К» разработал и утвердил внутренний распорядок рабочего времени, согласно которому рабочий день начинается в 08:00 и заканчивается в 20:00. Этот график работы был согласован с работниками, однако данный факт не нашел отражения в табеле учета рабочего времени и не был оформлен приказом ООО «К».
После 17:00 подсобный рабочий В. вместе с подсобными рабочими Л. и К. выполняли работу по распиловке древесины. По окончании распиловки отпиленную наружную часть бревна, у которого одна сторона не обработана (горбыль), раскряжевывали по 2 м, выносили из цеха и укладывали в стойки для обвязки. После заполнения стойки горбылем Л. и К. обвязали пакет посередине упаковочной лентой при помощи ручного механического инструмента (натяжителя). В. отправился за автопогрузчиком, чтобы транспортировать пакет в цех № 1, где происходила дальнейшая переработка горбыля.
Из объяснений подсобного рабочего В. следует, что задание на транспортировку пакетов с горбылем и готовой продукцией ему дал непосредственно мастер М. из-за отсутствия после 17.00 водителя погрузчика. Водитель погрузчика Н. работает с 8:00 до 17:00. По объяснениям В. Л. и К., погрузочно-разгрузочные работы и работы по транспортировке пиломатериалов при помощи автопогрузчика после 17:00 мог осуществлять любой рабочий, так как автопогрузчик находится в свободной доступе и ключ от замка зажигания постоянно находится в самом замке. Подъехав к стойкам, в которых располагался горбыль, В. вместо того, чтобы захватить вилами автопогрузчика только пакет с горбылем, в целях исключения его развала, так как пакет обвязали только одной лентой, поднял полностью стойки, в которых располагается обвязанный пакет, и начал транспортировку. Так он доехал до места разгрузки, расположенной в цеху № 1. Чтобы выгрузить пакет с горбылем и уложить его на поддон, В. необходимо было освободить пакет от боковых стоек. Поэтому двое подсобных рабочих Л. и К. расположились по обеим сторонам от стоек и вытащили их из-под пакета. Пакет, обвязанный одной лентой, при освобождении от приспособления, исключающего развал горбыля, начал разъезжаться. Лента, не выдержав натяжения, лопнула. Так как вилы автопогрузчика с пакетом находились в поднятом положении на уровне рабочего места водителя, лопнувшая лента от сильного натяжения отскочила в глаз В., находившегося на месте водителя.
Согласно заключению учреждения здравоохранения диагноз – травма конъюнктивы и ссадина роговицы.
По результатам специального расследования установлено, что причинами несчастного случая явились:
1. Необеспечение безопасной эксплуатации напольного безрельсового транспорта. Это выразилось:
1.1. в эксплуатации автопогрузчика марки «Моnitou» без инвентарного номера с неисправной системой освещения (фар), без проведения ему технического обслуживания и ремонта, испытаний, осмотров, технических освидетельствований, не укомплектованного эксплуатационными документами организации-изготовителя – чем нарушены требования п. 18 Межотраслевых правил № 165;
1.2. допуске к управлению автопогрузчика марки «Моnitou» без инвентарного номера лица, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессии водитель погрузчика, – нарушены требования п. 17 Межотраслевых правил № 165;
1.3. неназначении из числа специалистов лиц ответственных:
– за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек. Этим нарушены требования п. 12 Межотраслевых правил № 165.
2. Некачественная разработка технологических документов, выразившаяся в неотражении в них требований безопасности по обвязке при формировании пакетов с пилопродукцией и горбыля. Тем самым нарушены требования пп. 92, 94 Межотраслевых правил № 70.
3. Допуск к выполнению погрузочно-разгрузочных работ лиц, не прошедших в установленном порядке, подготовку (обучение), стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, – нарушены требования п. 9 Межотраслевых правил № 173.
Лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, ТНПА и ЛНПА:
1. Директор ООО «К» Е. Она не обеспечила безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, что выразилось:
1.1. в некачественной разработке технологического процесса изготовления пиломатериалов обрезных и необрезных, в котором не отражены требования безопасности по обвязке при формировании пакетов с пилопродукцией и горбыля;
1.2. неназначении приказом из числа специалистов лиц, ответственных:
– за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
1.3 допуске к эксплуатации автопогрузчика марки «Моnitou» без инвентарного номера с неисправной системой освещения (фар), а также без проведения ему технического обслуживания и ремонта, испытаний, осмотров, технических освидетельствований, не укомплектованного эксплуатационными документами организации-изготовителя.
2. Мастер М., являясь лицом, ответственным за руководство на производственном участке и за проведение погрузочно-разгрузочных работ, допустил:
2.1. к управлению погрузчиком без инвентарного номера лицо, не прошедшее в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессии «водитель погрузчика»;
2.2. выполнению погрузочно-разгрузочных работ подсобных рабочих, не прошедших в установленном порядке, подготовку (обучение), стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Происшествие 2
Из письменных объяснений подсобного рабочего сельскохозяйственного предприятия «П» Г. следует, что он, придя на работу к 08:00, получил задание от заведующей складом М. на перегрузку свеклы, а затем картофеля возле ленты транспортера сортировочного пункта. С другой стороны ленты транспортера сортировочного пункта, управляя погрузчиком с вильчатым захватом модели FD30T3 (далее – погрузчик), подсобный рабочий П. составлял ящики с картофелем в стопку. Примерно в 12:50 Г. закончил работу и собирался на обед. Он обошел ленту транспортера сортировочного пункта и пошел вдоль стены ангара. В это время справа от него работал погрузчик. Пройдя мимо погрузчика, Г. двинулся к центру площадки, т.е. правее от стены ангара, к своему велосипеду, находящемуся в начале ангара. Г. не слышал звукового сигнала, подаваемого автоматически при движении погрузчика задним ходом, и в этот момент получил удар. Со слов Г., после удара он потерял сознание. После того как он пришел в себя, оказалось, что его левая нога находится под левым задним колесом погрузчика.
По объяснениям П., он, придя на работу, получил от заведующей складом М. задание сортировать картофель. Работа П. на погрузчике заключалась в том, что он брал пустой ящик и подставлял его под ленту транспортера сортировочного пункта, по которой в ящик подавался картофель. С другой стороны ленты транспортера сортировочного пункта работал подсобный рабочий Г. Примерно в 12:50 П. подъехал к стопке ящиков и поставил очередной ящик. Глядя через левое плечо, П. заметил М., прошедшую за погрузчиком. Удостоверившись, что она прошла, П. начал сдавать назад, при этом он выворачивал руль влево. Что происходило с правой стороны, П. не видел. Практически остановившись, для того чтобы начать движение вперед, он услышал сзади крик. Он увидел, что сзади лежит Г., который сказал, что у него болит нога и нужно вызвать скорую помощь. При этом в руках у Г. был мобильный телефон. В момент наезда Г. был в наушниках от мобильного телефона. После того как Г. увезли на машине скорой медицинской помощи, П. поставил погрузчик под ленту транспортера сортировочного пункта.
Из письменных объяснений заместителя начальника цеха переработки К.: в связи с производственной необходимостью на период уборки овощей с конца августа П. был переведен для работы водителем погрузчика, так как у него есть удостоверение тракториста. Отдельного человека, обученного и имеющего право управлять погрузчиком, в СП «П» нет.
Из письменных объяснений подсобного рабочего С.: около 12:50, собираясь обедать, С. вышел из цеха переработки и увидел, что подсобный рабочий Г. стоял и смотрел в сторону контейнеров. В этот момент погрузчик двигался задним ходом, при этом звуковой сигнал работал. Г. не реагировал на звуковой сигнал погрузчика. С. закричал, чтобы Г. отошел в сторону, но тот не реагировал. В момент наезда погрузчика Г. разговаривал по мобильному телефону.
Из письменных объяснений заведующей складом М. следует, что она неоднократно предупреждала Г., чтобы он не использовал на работе наушники и не разговаривал в рабочее время по мобильному телефону. Однако, он игнорировал замечания М. в свой адрес. М. вызвала машину скорой медицинской помощи, на которой пострадавший Г. был доставлен в учреждение здравоохранения.
Согласно заключению учреждения здравоохранения диагноз – закрытый оскольчатый перелом костей левой голени со смещением; закрытый перелом малоберцовой кости с вывихом стопы снаружи и разрывом ДМС; алкоголь в крови потерпевшего не обнаружен.
По результатам специального расследования установлено, что причинами несчастного случая явились:
1. Необеспечение безопасной эксплуатации напольного безрельсового транспорта. Это выразилось:
1.1. в допуске к эксплуатации погрузчика с вильчатым захватом модели FD30T3 с неисправными средствами обзорности, а именно с отсутствующими боковыми зеркалами заднего вида, что не соответствует требованиям руководства по его эксплуатации и обслуживанию – нарушены требования п. 18 Межотраслевых правил № 165;
1.2. допуске к управлению погрузчиком с вильчатым захватом модели FD30T3 лица, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, – нарушены требования п. 17 Межотраслевых правил № 165;
1.3. отсутствии транспортно-технологической схемы и дорожных знаков для регулирования движения погрузчика с вильчатым захватом модели FD30T3 на погрузочно-разгрузочной площадке – нарушены требования п. 53 Межотраслевых правил № 165;
1.4. неназначении из числа специалистов лиц, ответственных:
– за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, чем нарушены требования п. 12 Межотраслевых правил № 165.
Лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, ТНПА и ЛНПА:
1. Директор СП «П» А., который:
1.1. допустил эксплуатацию погрузчика с вильчатым захватом модели FD30T3 с неисправными средствами обзорности, а именно с отсутствующими боковыми зеркалами заднего вида, что не соответствует требованиям руководства по его эксплуатации и обслуживанию;
1.2. не назначил из числа специалистов лиц, ответственных:
– за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.
2. Заместитель начальника цеха переработки К. Он допустил к управлению погрузчиком с вильчатым захватом модели FD30T3 лицо, не прошедшее в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
По результатам специального расследования были разработаны соответствующие мероприятия по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий:
1. Запретить допуск к эксплуатации напольного безрельсового транспорта в техническом состоянии, которое не соответствует его эксплуатационным документам.
2. Запретить допуск работников к управлению напольного безрельсового транспорта, не прошедших в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
3. Назначить из числа специалистов лиц, ответственных:
– за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.
4. Разработать транспортно-технологическую схему напольного безрельсового транспорта на погрузочно-разгрузочных площадках и на подъездных путях, и организовать движение по транспортно-технологической схеме.
5. Провести анализ состояния действующей системы управления охраной труда, провести оценку ее эффективности. При необходимости разработать корректирующие действия по внесению в систему управления охраной труда изменений, направленных на повышение ее эффективности с учетом имевшего места несчастного случая на производстве.
6. Провести внеплановый инструктаж по охране труда по причинам и обстоятельствам данного несчастного случая со всеми работниками СП «П».
7. Руководителям и специалистам СП «П» провести внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующей комиссии организации.
Павел Кравчинский, главный специалист отдела охраны
труда и государственной экспертизы комитета по труду,
занятости и социальной защите Могилевского облисполкома