В организации имеется несколько машин разного предназначения.
Как правильно организовать контроль состояния водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения?
Порядок проведения контроля определен в Инструкции № 25/28 (нормы Инструкции № 25/28 применяются, если водители транспортных средств участвуют в дорожном движении).
Инструкция № 25/28 определяет порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специальное разрешение (лицензия), состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Приборный контроль опьянения проводит работник, назначенный руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем вне зависимости от его квалификации, с использованием приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (Инструкция № 25/28).
Таким образом, достаточно приобрести алкотестер, одному работнику научиться им пользоваться в соответствии с инструкцией и своевременно проводить поверку алкотестера.
При несогласии водителя с результатами приборного контроля опьянения, а также в иных случаях по решению руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя приборный контроль опьянения может проводиться на основании гражданско-правового договора, заключенного с организацией здравоохранения, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Приборный контроль опьянения проводится перед началом рабочей смены (рабочего дня) водителей или перед началом осуществления перевозки грузов или пассажиров (в случае выполнения данной перевозки в течение нескольких дней).
По решению руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя приборный контроль опьянения может также проводиться во время и после окончания рабочей смены (рабочего дня) водителей.
Водитель после прохождения приборного контроля опьянения вправе ознакомиться с показаниями приборов, экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), которые ему доводятся работником, уполномоченным на проведение приборного контроля опьянения. На основании показаний приборов, экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), подтверждающих отсутствие у водителя состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, информация о допуске к работе водителя вносится в установленном законодательством порядке в путевой лист.
Справочно:
участниками дорожного движения являются физические лица, находящиеся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы (ст. 3 Закона о дорожном движении).
При выявлении в результате приборного контроля опьянения у водителя состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, работник, уполномоченный на проведение приборного контроля опьянения, обязан:
- довести до сведения руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя информацию о результатах приборного контроля опьянения по соответствующей форме из приложения 1 к Инструкции № 25/28;
- зарегистрировать результаты приборного контроля опьянения в журнале регистрации водителей, отстраненных от работы, по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 25/28.
Отказ водителя от прохождения приборного контроля опьянения является основанием для отстранения его от работы.
Этот порядок применяется в отношении водителей, участвующих в дорожном движении.
Если водители самоходных машин не участвуют в дорожном движении, в отношении их применяются нормы постановления № 116/119.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения» (далее – постановление № 116/119).
Документ:
Инструкция о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденная постановлением Минтранса и Минсельхозпрода РБ от 09.07.2013 № 25/28 (далее – Инструкция № 25/28).
Документ:
Закон РБ от 05.01.2008 № 313З «О дорожном движении» (далее – Закон о дорожном движении).
Как правильно организовать и провести стажировку водителя автомобиля?
Стажировку водителей автомобиля следует проводить в соответствии с требованиями Инструкции № 46.
Согласно Инструкции № 46 необходимо проводить стажировку водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут (далее – водители-стажеры).
Действие Инструкции № 46 распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства.
Основной целью стажировки является подготовка водителей-стажеров к самостоятельной работе на основе совершенствования их профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих безопасность дорожного движения, культуру обслуживания пассажиров и сохранность перевозимых грузов.
Справочно:
количество водителейнаставников определяется исходя из количества водителейстажеров и продолжительности стажировки (п. 9 Инструкции № 46).
Водители-стажеры допускаются к работе после прохождения стажировки в соответствии с Инструкцией № 46.
Проведение стажировки водителей-стажеров обеспечивает юридическое лицо, эксплуатирующее транспортные средства, самостоятельно.
При отсутствии у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, условий для проведения стажировки стажировка водителей-стажеров проводится на основании договоров с другими юридическими лицами, эксплуатирующими транспортные средства и имеющими возможности для ее проведения.
Стажировка водителей-стажеров должна проводиться на той марке (модели) автомобиля, на том маршруте (кроме автомобиля-такси и автомобильных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки), на котором они будут работать самостоятельно.
Для проведения стажировки водителей-стажеров юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства, определяется лицо из числа опытных водителей (далее – водитель-наставник).
Водителями-наставниками можно назначить водителей, которые соответствуют следующим условиям:
- наличие общего стажа работы на марке (модели) автомобиля, на котором проводится стажировка, не менее 3 лет;
- наличие квалификации водителя 1–2-го класса;
- отсутствие дорожно-транспортных происшествий по их вине на протяжении 3 последних лет;
- отсутствие за последний год работы нарушений трудовой дисциплины;
- качественное выполнение производственных заданий.
Основанием для допуска водителя-стажера к прохождению стажировки, назначения водителя-наставника, определения продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором будет проходить стажировка, является приказ руководителя юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку.
Стажировка водителей-стажеров должна состоять из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть стажировки проводится под руководством водителя-наставника и работников соответствующих структурных подразделений юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, осуществляется как индивидуально с водителем-стажером, так и с группой водителей-стажеров и включает:
- изучение конструкции и руководства по эксплуатации марки (модели) механического транспортного средства, на котором проводится стажировка;
- изучение порядка прохождения ежедневного технического обслуживания, технического обслуживания № 1 и технического обслуживания № 2 механического транспортного средства согласно нормативным документам;
- изучение схемы маршрута, расписания движения, графиков работы водителей (для маршрутных транспортных средств);
- ознакомление с порядком получения и оформления путевой документации;
- ознакомление с порядком и схемой постановки механического транспортного средства на стоянку;
- ознакомление со схемой и особенностями движения по территории юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку;
- изучение правил пользования кассовым суммирующим аппаратом и порядка заполнения билетно-учетного листа (для автобуса).
Справочно:
основанием для допуска водителястажера к прохождению стажировки, назначения водителянаставника, определения продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором будет проходить стажировка, является приказ руководителя юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку (п. 11 Инструкции № 46).
Практическая часть стажировки заключается в самостоятельном управлении механическим транспортным средством водителем-стажером и проводится водителем-наставником, который должен вести учет и оценку работы водителя-стажера в карточке стажировки водителя по соответствующей форме.
Продолжительность стажировки в зависимости от вида транспортного средства и других условий устанавливается приложениями к Инструкции № 46 и составляет, например, для водителя автомобиля категории В, принятого на работу и ранее не работавшего водителем автомобиля, не менее 16 ч.
Для проверки профессиональной пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе юридическое лицо, эксплуатирующее транспортные средства и осуществляющее стажировку, назначает комиссию.
По результатам проверки комиссия в карточке стажировки водителя делает заключение о возможности допуска водителя-стажера к самостоятельной работе.
Для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, основанием для допуска к самостоятельной работе водителя, прошедшего стажировку, является положительное заключение комиссии, оформленное в карточке стажировки водителя, для юридических лиц – заключение комиссии и приказ руководителя.
Карточка стажировки водителя после соответствующего оформления хранится у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства.
Документ:
Инструкция о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 23.10.2012 № 46 (далее – Инструкция № 46).
Какие инструктажи должны проводиться с водителями автомобиля по вопросам безопасности дорожного движения?
Порядок проведения инструктажей водителей по безопасности дорожного движения определен в Рекомендациях.
Организация проведения инструктажей, контроль за ними и учет своевременности и полноты их выполнения возлагаются на службу безопасности дорожного движения перевозчика или работника, выполняющего эти функции.
С водителями проводятся: вводный, предрейсовый, сезонный и специальный инструктажи по безопасности дорожного движения, а также специальный инструктаж, проводимый работником технической службы перевозчика. Регистрация инструктажей ведется в соответствующих журналах по формам согласно приложению к Рекомендациям.
Вводный инструктаж проводит работник службы безопасности движения или работник, выполняющий эти функции, со всеми водителями, принимаемыми на работу, перед допуском их к самостоятельной работе, независимо от их стажа работы и квалификации. В процессе проведения вводного инструктажа до водителя должна быть доведена общая информация по организации работы по безопасности дорожного движения на предприятии. Факт проведения вводного инструктажа по безопасности дорожного движения фиксируется в журнале вводного инструктажа и в личной карточке водителя.
Предрейсовый инструктаж проводит работник службы эксплуатации перевозчика при необходимости перед выездом водителя на линию. При междугородних перевозках пассажиров и грузов, туристско-экскурсионных перевозках, перевозке детей, групп учащихся, перевозке опасных грузов, перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, международных перевозках пассажиров или грузов, а также при движении в организованной транспортной колонне до водителей доводятся особенности движения, возможные маршруты и т.д. Факт проведения предрейсового инструктажа фиксируется в журнале и в путевом листе с указанием времени, даты и подписи лица, проводившего инструктаж.
Сезонный инструктаж проводится при подготовке перевозчика к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Сезонный инструктаж проводят работники службы безопасности дорожного движения перевозчика или работник, выполняющий эти функции. Проведение сезонного инструктажа целесообразно осуществлять:
- в весенне-летний период эксплуатации, совмещая с плановыми занятиями по повышению профессионального мастерства водителей (февраль, март);
- в осенне-зимний период – при подготовке водителей перевозчика к работе в осенне-зимний период года (октябрь, ноябрь). Факт проведения сезонного инструктажа фиксируется только в журнале сезонного и специального инструктажей.
Специальный инструктаж проводится с водителями, направляемыми в командировку, для работы в отрыве от постоянного места стоянки, с водителями автобусов, впервые направляемыми самостоятельно на маршрут, с водителями, впервые назначаемыми для работы на новых моделях автомобильных транспортных средств, а также со всеми водителями перевозчика при получении информации о ДТП, совершенном водителем перевозчика.
Специальный инструктаж проводят работники службы эксплуатации или работник службы безопасности дорожного движения перевозчика.
Специальный инструктаж по особенностям эксплуатации новых моделей автомобильных транспортных средств, влиянию их конструктивных и эксплуатационных параметров на безопасность дорожного движения проводят работники технической службы перевозчика. Факт проведения специального инструктажа фиксируется в соответствующих журналах.
Документ:
Методические рекомендации по организации деятельности автомобильного перевозчика в сфере безопасности дорожного движения, утвержденные приказом Минтранса РБ от 10.06.2010 № 286Ц (далее – Рекомендации).
Александр Жук, инженер по охране труда
С какой периодичностью и какой продолжительности должны предоставляться перерывы медицинским работникам, работающим в кабинете ультразвуковой диагностики?
Медицинским работникам кабинета ультразвуковой диагностики через 2 ч после начала рабочей смены должен быть установлен перерыв продолжительностью 15 мин, через 2 ч после обеденного перерыва – перерыв продолжительностью 15 мин (часть вторая п. 61 СанПиН № 194).
Данные перерывы включаются в рабочее время и предназначены для кратковременного отдыха, предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья работников.
Документ:
постановление Минздрава РБ от 18.11.2008 № 194 «Об утверждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах ультразвуковой диагностики» (далее – СанПиН № 194).
Алла Чесновская, специалист по охране труда