Как правильно организовать и провести стажировку водителя автомобиля?
Стажировку водителей автомобиля следует проводить в соответствии с требованиями Инструкции № 46.
Согласно Инструкции № 46 необходимо проводить стажировку водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут (далее – водители-стажеры).
Действие Инструкции № 46 распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства.
Основной целью стажировки является подготовка водителей-стажеров к самостоятельной работе на основе совершенствования их профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих безопасность дорожного движения, культуру обслуживания пассажиров и сохранность перевозимых грузов.
Справочно:
количество водителей-наставников определяется исходя из количества водителей-стажеров и продолжительности стажировки (п. 9 Инструкции № 46).
Водители-стажеры допускаются к работе после прохождения стажировки в соответствии с Инструкцией № 46.
Проведение стажировки водителей-стажеров обеспечивает юридическое лицо, эксплуатирующее транспортные средства, самостоятельно.
При отсутствии у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, условий для проведения стажировки стажировка водителей-стажеров проводится на основании договоров с другими юридическими лицами, эксплуатирующими транспортные средства и имеющими возможности для ее проведения.
Стажировка водителей-стажеров должна проводиться на той марке (модели) автомобиля, на том маршруте (кроме автомобиля-такси и автомобильных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки), на котором они будут работать самостоятельно.
Для проведения стажировки водителей-стажеров юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства, определяется лицо из числа опытных водителей (далее – водитель-наставник).
Водителями-наставниками можно назначить водителей, которые соответствуют следующим условиям:
- наличие общего стажа работы на марке (модели) автомобиля, на котором проводится стажировка, не менее 3 лет;
- наличие квалификации водителя 1–2-го класса;
- отсутствие дорожно-транспортных происшествий по их вине на протяжении 3 последних лет;
- отсутствие за последний год работы нарушений трудовой дисциплины;
- качественное выполнение производственных заданий.
Основанием для допуска водителя-стажера к прохождению стажировки, назначения водителя-наставника, определения продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором будет проходить стажировка, является приказ руководителя юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку.
Стажировка водителей-стажеров должна состоять из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть стажировки проводится под руководством водителя-наставника и работников соответствующих структурных подразделений юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, осуществляется как индивидуально с водителем-стажером, так и с группой водителей-стажеров и включает:
- изучение конструкции и руководства по эксплуатации марки (модели) механического транспортного средства, на котором проводится стажировка;
- изучение порядка прохождения ежедневного технического обслуживания, технического обслуживания № 1 и технического обслуживания № 2 механического транспортного средства согласно нормативным документам;
- изучение схемы маршрута, расписания движения, графиков работы водителей (для маршрутных транспортных средств);
- ознакомление с порядком получения и оформления путевой документации;
- ознакомление с порядком и схемой постановки механического транспортного средства на стоянку;
- ознакомление со схемой и особенностями движения по территории юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку;
- изучение правил пользования кассовым суммирующим аппаратом и порядка заполнения билетно-учетного листа (для автобуса).
Справочно:
основанием для допуска водителя-стажера к прохождению стажировки, назначения водителя-наставника, определения продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором будет проходить стажировка, является приказ руководителя юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку (п. 11 Инструкции № 46).
Практическая часть стажировки заключается в самостоятельном управлении механическим транспортным средством водителем-стажером и проводится водителем-наставником, который должен вести учет и оценку работы водителя-стажера в карточке стажировки водителя по соответствующей форме.
Продолжительность стажировки в зависимости от вида транспортного средства и других условий устанавливается приложениями к Инструкции № 46 и составляет, например, для водителя автомобиля категории В, принятого на работу и ранее не работавшего водителем автомобиля, не менее 16 ч.
Для проверки профессиональной пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе юридическое лицо, эксплуатирующее транспортные средства и осуществляющее стажировку, назначает комиссию.
По результатам проверки комиссия в карточке стажировки водителя делает заключение о возможности допуска водителя-стажера к самостоятельной работе.
Для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, основанием для допуска к самостоятельной работе водителя, прошедшего стажировку, является положительное заключение комиссии, оформленное в карточке стажировки водителя, для юридических лиц – заключение комиссии и приказ руководителя.
Карточка стажировки водителя после соответствующего оформления хранится у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства.
Документ:
Инструкция о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 23.10.2012 № 46 (Инструкция № 46).