В учреждении здравоохранения проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в т.ч. были аттестованы рабочие места медицинских сестер. После проведения аттестации наниматель ознакомил работников под роспись с картами аттестации рабочих мест. Однако одна работница (медицинская сестра) отказалась от росписи, так как считает, что оценка условий труда на ее рабочем месте занижена.
Она обратилась к нанимателю с вопросом: где можно обжаловать результаты проведенной аттестации на ее рабочем месте?
Контроль за качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют органы государственной экспертизы условий труда, в т.ч. и путем проведения экспертизы качества аттестации рабочих мест по условиям труда.
Прежде всего хотелось бы напомнить, что аттестацию рабочих мест по условиям труда проводит аттестационная комиссия, созданная приказом нанимателя. Аттестационная комиссия до начала и в ходе проведения аттестации осуществляет ряд предусмотренных Положением функций. Подписями всех членов аттестационной комиссии и ее председателя удостоверяются сведения о результатах оценки условий труда, внесенные в карту аттестации рабочего места по условиям труда (далее – карта). При этом заметим, что аттестационная комиссия не только наделяется определенными полномочиями, но и несет предусмотренную законодательством ответственность за своевременность и качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с возложенными на нее Положением функциями аттестационная комиссия организует ознакомление работников с результатами аттестации. При этом, проставляя подпись, работник удостоверяет не свое согласие или несогласие с результатами аттестации, а факт доведения до его сведения этих результатов.
Контроль за качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют органы государственной экспертизы условий труда, в т.ч. и путем проведения экспертизы качества аттестации рабочих мест по условиям труда.
Экспертиза качества проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривает проверку выполнения требований законодательства к проведению аттестации рабочих мест и оформлению ее результатов, а также проверку правильности оценки условий труда на конкретном рабочем месте.
Однако в соответствии с Инструкцией № 121 экспертиза осуществляется по запросу органов, назначающих пенсии, а также по заявлению других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для урегулирования конфликтной ситуации в данном случае надо обратиться либо в аттестационную комиссию, либо в комиссию по трудовым спорам (если она имеется). В случае признания доводов обо-
снованными аттестационная комиссия вправе принять решение о внесении изменений в результаты аттестации либо обратиться от имени нанимателя в органы государственной экспертизы условий труда о проведении экспертизы качества аттестации, проведенной на конкретном рабочем месте.
Вступили в силу изменения в Закон РБ «Об охране труда», которыми предусматривается проведение медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения некоторых категорий работников. Организация с численностью работников менее 30 человек занимается ремонтом и устройством мягкой кровли. Содержать в штате организации медицинского работника, который бы проводил освидетельствование, экономически нецелесообразно, но и нарушать закон не хотелось бы.
Как поступить в этом случае?
Из числа работников назначить (приказом) ответственного за проведение освидетельствования.
Работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, должны проходить предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ст. 27 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», постановление № 116/119).
Постановлением № 116/119 утверждены перечни работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также Инструкция о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих и Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих (далее – Инструкция).
В соответствии с Инструкцией освидетельствование на предмет нахождения работающего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения проводит работник, уполномоченный на проведение освидетельствования, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств и других веществ.
Оксана Ковалева, начальник государственной
экспертизы условий труда и охраны труда
Комитета по труду, занятости и социальной защите
Минского облисполкома
Как осуществляется организация и каков порядок проведения противопожарного инструктажа и техминимума?
Для изучения правил пожарной безопасности все рабочие и служащие промышленных предприятий должны пройти противопожарный инструктаж.
На предприятиях с повышенной пожарной опасностью для рабочих и служащих должны проводить занятия по специальному пожарно-техническому минимуму.
Ответственность за организацию и проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму возлагается на нанимателя.
Так, рабочие и служащие при оформлении на работу обязаны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности, а затем непосредственно на рабочем месте – вторичный инструктаж.
Направление на первичный инструктаж дает отдел кадров (специалист по кадрам) предприятия.
Вновь принятые служащие и рабочие без прохождения первичного противопожарного инструктажа к работе не допускаются.
Первичный инструктаж должен проводиться в специально выделенном помещении, обеспеченном наглядной агитацией, инструкциями и правилами пожарной безопасности, образцами имеющихся на объекте средств пожаротушения и связи.
Этот инструктаж должен проводить инженерно-технический персонал предприятия. Обычно его проводит инженер по охране труда, совмещая с вводным инструктажем по охране труда.
Вторичный инструктаж проводит лицо, ответственное за пожарную безопасность в цехе, на участке, складе, лаборатории, причем этот инструктаж обязательно должен проводиться при переводе рабочих и служащих из одного цеха в другой применительно к условиям пожарной безопасности цеха, склада или производственной установки. Данный инструктаж совмещают с инструктажем по охране труда на рабочем месте.
На проведение первичного противопожарного инструктажа необходимо отводить не менее 1 ч. Инструктируемые должны ознакомиться:
– с действующими на объекте противопожарными правилами и инструкциями;
– производственными участками, наиболее опасными в пожарном отношении, где запрещается курить, допускать применение открытого огня и где необходимо применять другие меры предосторожности;
– возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предупреждения;
– практическими действиями в случае возникновения пожара (вызов пожарной службы, использование первичных средств пожаро-
тушения, эвакуация людей и материальных ценностей).
При вторичном инструктаже инструктор (непосредственный руководитель) должен рассказать о производственных установках с повышенной пожарной опасностью, об используемых на участке пожароопасных веществах и материалах, мерах предотвращения пожаров и загораний, указать место для курения, ознакомить вновь поступившего с имеющимися в цехе, на участке средствами пожаротушения, показать ближайший телефон и объяснить правила поведения в случае возникновения пожара.
Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения.
В то же время пожарно-технический минимум проводится с целью повышения общих технических знаний рабочих и служащих цехов, складов и производственных установок с повышенной пожарной опасностью, ознакомления их с правилами пожарной безопасности, а также для более детального обучения работающих способам использования имеющихся средств пожаротушения. Порядок проведения занятий по пожарно-техническому минимуму объявляется приказом руководителя предприятия.
Занятия по программе пожарно-технического минимума необходимо проводить непосредственно в цехе, на участке, складе, на производственной установке.
На промышленных предприятиях, где нет цехов, опасных в пожарном отношении, могут организовываться общеобъектовые группы для проведения пожарно-технического минимума с отдельными категориями специалистов и рабочих (электрогазосварщики, электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования, рабочие складского хозяйства, материально ответственные лица).
На пожарно-техническом минимуме целесообразно изучить темы, изложенные в Программе проведения занятий.
По окончании прохождения программы обучения у рабочих и служащих должны быть приняты зачеты.
Каков порядок создания и организации работы внештатных пожарных формирований?
Добровольные пожарные дружины (далее – ДПД) создают на всех объектах независимо от наличия других видов пожарной службы.
ДПД в зависимости от численности работающих на предприятии и местных особенностей могут быть общеобъектовыми и цеховыми (несколько на объект).
На ДПД возлагаются следующие функции:
– контроль за соблюдением противопожарного режима;
– проведение разъяснительной работы среди рабочих, служащих, инженерно-технических работников по соблюдению противопожарного режима на рабочем месте и правил осторожного обращения с огнем в быту;
– надзор за исправностью средств пожаротушения и их укомплектованностью;
– вызов пожарной службы в случае возникновения пожара, принятие мер по его тушению имеющимися средствами пожаротушения.
Численный состав ДПД определяет наниматель из расчета 5 человек на каждых 100 работающих. На предприятиях с численностью работающих до 100 человек количество членов ДПД должно быть не менее 10 человек.
ДПД организуются на добровольных началах из числа рабочих, служащих, инженерно-технических работников предприятия в возрасте не моложе 18 лет.
Работники, желающие вступить в ДПД, подают на имя ее командира письменное заявление.
Зачисление в пожарную дружину и последующие изменения ее состава объявляются приказом по предприятию.
Комплектование ДПД производится таким образом, чтобы в каждом цехе, смене имелись члены этой дружины.
Табель действий ДПД в случае возникновения пожара вывешивается в цехе на видном месте.
Учебные занятия с членами ДПД проводятся по расписанию, составленному командиром дружины или пожарно-технической комиссией и утвержденному руководителем предприятия.
Не реже 1 раза в год все командиры и члены ДПД, входящие в состав расчетов, на пожарных машинах и мотопомпах направляются руководителем предприятия на однодневные учебные сборы с сохранением среднемесячной заработной платы. Занятия и практическая отработка действий расчетов проводятся на базе учебно-методического центра по обучению населения пожарной безопасности (его филиала) или пожарной аварийно-спасательной части. К работе на пожарных машинах и мотопомпах допускаются члены ДПД, имеющие соответствующие удостоверения.
Порядок привлечения членов ДПД к несению дежурства в нерабочее время определяется решением руководства совета (правления) организации.
Что входит в основные обязанности руководителей и других должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности объектов?
Руководители предприятий и организаций обязаны:
– организовать в установленном порядке на объекте добровольную пожарную дружину и пожарно-техническую комиссию и обеспечить их работу;
– организовать на объекте проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму;
– установить в производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях противопожарный режим и постоянно контролировать его соблюдение всеми работающими и обслуживающим персоналом;
– периодически проверять состояние пожарной безопасности объекта, наличие и исправность технических средств борьбы с пожарами, боеспособность объектовой пожарной охраны и добровольной пожарной дружины, принимать необходимые меры к улучшению их работы.
Руководители структурных подразделений (начальники цехов, отделов, завскладами и другие должностные лица) обязаны:
– обеспечить соблюдение на вверенных им участках работы установленного противопожарного режима;
– следить за исправностью приборов отопления, вентиляции,
электроустановок, технологического оборудования и немедленно принимать меры к устранению обнаруженных неисправностей, способных привести к пожару;
– следить за тем, чтобы после окончания работы проводилась уборка рабочих мест и помещений, отключалась электросеть, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям технологического процесса производства должны работать круглосуточно;
– обеспечить исправное содержание и постоянную готовность к действию имеющихся средств пожаротушения, связи и сигнализации.
Каков порядок создания и организации работы пожарно-технической комиссии в организации?
Пожарно-технические комиссии создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением № 571.
Эти комиссии создаются в целях привлечения инженерно-
технических работников, рабочих и служащих к участию в работе по проведению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повышению пожарной безопасности технологических процессов производства на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.
Пожарно-техническая комиссия создается при наличии штатного инженерно-технического персонала, и ее состав утверждается приказом руководителя предприятия.
В состав комиссии могут вводиться представители всех имеющихся на предприятии общественных организаций.
Какие задачи возложены на пожарно-техническую комиссию?
Основными задачами пожарно-технической комиссии являются:
– выявление в технологических процессах производства, в работе машин, агрегатов, установок энергетического оборудования, систем отопления и вентиляции, а также при изготовлении и хранении выпускаемых веществ, материалов и продукции недостатков, которые могут привести к возникновению пожара, взрыва или аварии, и разработка мероприятий по их устранению;
– внедрение научно-технических достижений в противопожарную защиту предприятия;
– определение противопожарного режима в производственных цехах, на складах, в лабораториях, административных и других помещениях, содействие пожарной службе предприятия в проведении профилактической работы по поддержанию установленного администрацией противопожарного режима;
– контроль за внесением в должностные инструкции и инструкции по безопасности на рабочих местах требований правил пожарной безопасности и их выполнением;
– организация рационализаторской и изобретательской работы по вопросам пожарной безопасности;
– проведение массово-разъяснительной работы среди рабочих, служащих и инженерно-технических работников по соблюдению стандартов, норм и правил пожарной безопасности;
– организация добровольных пожарных дружин, руководство их деятельностью в соответствии с положением о них;
– организация работы кабинетов, классов по пожарной безопасности, систематическое обновление их технического оснащения и контроль за выполнением этой работы;
– осуществление контроля за включением требований пожарной безопасности в разрабатываемые технические условия на подготавливаемые к производству вещества, материалы и продукцию;
– организация работы по размещению противопожарной рекламы на выпускаемых товарах народного потребления, упаковках к ним, в инструкциях по их эксплуатации;
– вынесение вопросов пожарной безопасности для обсуждения на производственных, профсоюзных и других совещаниях и собраниях;
– проведение пожарно-технических конференций с участием специалистов пожарной службы, научно-технических работников, профсоюзных и других надзорных и общественных организаций;
– осуществление контроля за ходом освоения средств и материалов, выделенных на противопожарные мероприятия;
– подготовка предложений по вопросам пожарной безопасности для включения их в коллективный договор;
– осуществление контроля за выполнением предписаний органов Государственного пожарного надзора. Комиссия не имеет права отменять или изменять мероприятия, предложенные предписаниями Государственного пожарного надзора;
– рецензирование проектов строительства объектов, модернизации технологического оборудования, расширения, перестройки и ремонта зданий и сооружений с точки зрения соблюдения правил пожарной безопасности.
Пожарно-техническая комиссия не реже 1 раза в полугодие проводит детальную проверку соблюдения норм и правил пожарной безопасности и разрабатывает мероприятия по устранению выявленных нарушений, которые оформляются актом, утверждаемым руководителем организации, и подлежат выполнению в установленные сроки.
Каков порядок расследования пожаров?
Расследованием пожаров занимаются органы государственного пожарного надзора и милиции, которым принадлежит приоритетное право производить проверку, дознание, предварительное следствие с выполнением всех необходимых следственных действий, требовать необходимые документы, давать поручения и т.п.
Каждый случай пожара и загорания независимо от их последствий подлежит расследованию комиссией, создаваемой руководителем организации, в состав которой по согласованию включается представитель государственного пожарного надзора.
Комиссия должна выяснить обстоятельства возникновения пожара и его распространения, причины, характер и размер ущерба, причиненного пожаром, виновность лиц, причинивших вред организации. Все собранные в ходе расследования материалы рассматривает и оценивает комиссия.
Результаты рассмотрения материалов оформляются заключением, в котором описываются факт пожара, характер и размер причиненного ущерба, обстоятельства возникновения и развития пожара, а также определяются лица, виновные в причинении вреда. Заключение должно содержать выводы и рекомендуемые меры по устранению причин, способствующих возникновению пожара. На основании выводов комиссии издается приказ, копия которого направляется в территориальный орган государственного пожарного надзора.
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иные организации обязаны представлять в территориальные органы Белстата сведения о пожарах, происшедших на их объектах и территориях.
Государственный учет пожаров и их последствий осуществляет Белстат.
Михаил Цеха, начальник охраны труда,
техники безопасности и безопасной эксплуатации
грузоподъемных машин ОАО «Белорусское управление механизации»