Документ:
постановление Минтранса РБ от 23.10.2012 № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» вступило в силу 24.02.2013.
На основании абзаца четвертого ст.12 Закона РБ от 05.01.2008 «О дорожном движении» и п.п.5.9 п.5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций РБ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", Минтранс утвердило Инструкцию о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств (далее – Инструкция).
Порядок проведения стажировки
Инструкция определяет порядок проведения стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут (далее - водители-стажеры) (п.1 Инструкции).
Таким образом, при приеме на работу водителя автомобиля, имеющего перерыв в выполнении работ более одного года, наниматель вправе допустить его к самостоятельной работе только после прохождения стажировки (п. 1. 4 Инструкции).
Это важно!
Стажировку необходимо провести и с работающим водителем, в том случае, если он переведен на другую марку (модель) автомобиля.
Справочно:
стажировка проводится с целью подготовки водителей-стажеров к самостоятельной работе на основе совершенствования их профессиональных знаний и навыков, обеспечивающих безопасность дорожного движения, культуру обслуживания пассажиров и сохранность перевозимых грузов.
Кто проводит стажировку в организации?
Организация, эксплуатирующая транспортные средства, самостоятельно проводит стажировку. В случае отсутствия условий для проведения стажировки ее проводят на основании договора с юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства и имеющим возможность для ее проведения (п. 5 Инструкции).
Справочно:
водители-стажеры допускаются к работе после прохождения стажировки. Проведение стажировки водителей-стажеров обеспечивается юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства, самостоятельно.
Периодичность проведения стажировки
Стажировка должна проводиться на той же марке (модели) автомобиля, на которой впоследствии будет работать водитель-стажер (п. 6 Инструкции).
Для проведения стажировки на основании приказа (распоряжения) нанимателя определяется водитель-наставник, из числа опытных водителей. Водителем-наставником может быть водитель автомобиля при наличии следующих условий (п. 7 Инструкции):
- общий стаж работы на марке (модели) автомобиля, на котором проводится стажировка, не менее трех лет;
- наличие квалификации водителя 1-го - 2-го класса;
- отсутствие дорожно-транспортных происшествий по его вине на протяжении трех последних лет;
- отсутствие за последний год работы нарушений трудовой дисциплины;
- качественное выполнение производственных заданий.
При этом, количество водителей-наставников определяется исходя из количества водителей-стажеров и продолжительности стажировки.
Это важно!
В случае отсутствия водителя-наставника по уважительной причине (болезнь, командировка и другие причины) для проведения оставшихся часов стажировки определяется другой водитель-наставник.
Для каждого водителя-стажера в зависимости от его стажа работы водителем механического транспортного средства продолжительность стажировки определяется согласно приложениям Инструкции.
Таким образом, допуск водителя-стажера к стажировке, назначение водителя-наставника, определение продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором проводится стажировка, осуществляются на основании приказа (распоряжения) руководителя юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку (п. 11 Инструкции).
Требования, предъявляемые к водителю-наставнику
Водитель-наставник должен:
- знать и уметь на практике показать приемы безопасного управления механическим транспортным средством в различных условиях движения;
- знать опасные для движения участки улиц и дорог на конкретном маршруте движения и обучить водителя-стажера навыкам безопасного управления механическим транспортным средством на данных участках;
- обучить водителя-стажера порядку проведения ежедневного технического обслуживания механического транспортного средства, на котором проводится стажировка, и обеспечить его выполнение;
- обучить водителя-стажера порядку проверки укомплектованности механического транспортного средства, а также безопасным приемам проверки его исправности перед выездом на линию;
- соблюдать порядок проведения стажировки, полноту и качество обучения;
- вести в соответствии с требованиями Инструкции учет и оценку работы водителя-стажера в карточке стажировки водителя по форме согласно приложению 6 Инструкции;
- по окончании стажировки дать объективное заключение в карточке стажировки водителя о готовности водителя-стажера к самостоятельной работе на механическом транспортном средстве, на котором проводилась стажировка.
Во время нахождения в автомобиле водителя-стажера водитель-наставник не может покидать свое рабочее место (п. 13 Инструкции).
Рабочая смена водителя-стажера определяется графиком и продолжительностью рабочей смены водителя-наставника (п. 19 Инструкции).
Справочно:
для информирования участников дорожного движения на маршрутном транспортном средстве, используемом при проведении стажировки водителя, устанавливается табличка с надписью "Стажер" согласно Государственному стандарту РБ СТБ 1389-2003 "Сооружения станционные пассажирские, автомобили, троллейбусы, трамваи. Основные требования к информационному оформлению", утвержденному и введенному в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 19.03.2003 № 15.
Комиссия по проверке пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе
С целью проверки профессиональной пригодности водителя-стажера назначается комиссия, которая в карточке стажировки водителя дает заключение о возможности его допуска к самостоятельной работе (п. 21, 22 Инструкции).
Справочно:
для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, основанием для допуска к самостоятельной работе водителя, прошедшего стажировку, является положительное заключение комиссии, оформленное в карточке стажировки водителя, для юридических лиц - заключение комиссии и приказ руководителя.
После соответствующего оформления карточка стажировки хранится у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства (п. 24 Инструкции).
Работники юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку, в пределах их должностных обязанностей контролируют ход и качество проведения стажировки (п. 25 Инструкции).
Владимир Кац, специалист по охране труда.