Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
Прокуратурой Советского района г. Минска проверялось исполнение законодательства об охране труда за 9 месяцев 2012 г. Проверки проводились в следующих организациях: СУ ОАО «Стройтрест», КУП «ЖЭУ ЖРЭО Советского района г. Минска», ОАО «Минский экспериментально-фурнитурный завод» (далее – ОАО «МЭФЗ»), СООО «Космос ТВ».
Нарушения законодательства об охране труда
Документ:
Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176 «Об утверждении Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда и профессий отдельных видов работ (услуг)».
Документ:
Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда».
Документ:
Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 29.12.2011 № 141 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений».
Документ:
Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда».
Документ:
Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты».
В ходе проведения проверок установлены следующие нарушения законодательства об охране труда:
– не разработана и не внедрена система управления охраной труда, обеспечивающая выявление производственных опасностей и оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению (п. 10 Межотраслевых правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 (далее – МОПОТ));
– в инструкции по охране труда не включен перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам (п. 32 Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176));
– допущено нахождение лиц без защитных касок (п. 204 МОПОТ);
– со стороны генерального подрядчика не обеспечен контроль за нахождением на территории строительной площадки подмостей высотой до 4 м, принятых на инвентарный учет, а также после приемки их прорабом или мастером с регистрацией в «Журнале приемки и осмотра лесов и подмостей» (п. 8.4.15 ТКП 45-1.03-40-2006 (далее – ТКП), подп. 2.6 п. 2 Положения о генеральном подрядчике в строительстве, утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 31.08.1999 № 260);
– над проездами разводка временных электросетей напряжением до 1 000 В, используемых при электроснабжении объектов строительства, высота над уровнем земли, настила была менее 2,5 м над рабочими зонами и менее 3,5 м – над проходами (п. 6.4.4 ТКП);
– в перечне профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, указаны не все профессии (например, уборщик служебных помещений, подсобный рабочий, машинист компрессора) (п. 25 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175));
– в перечне профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, указаны не все профессии (например, маляр, подсобный рабочий, машинист компрессора) (п. 27 Инструкции № 175);
– в разработанном перечне профессий неэлектротехнического персонала, которому присваивается группа по электробезопасности I, включены профессии рабочих, которым необходимо присваивать II группу по электробезопасности (п. 12 Межотраслевых правил по охране труда при работе в электроустановках, утвержденных постановлением Минэнерго и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 59/205);
– в разделе «Общие требования по охране труда» Инструкции по охране труда не отражены нормы полагающихся средств индивидуальной защиты (п. 34 Инструкции № 176);
– в перечне профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, указаны работники, которые обязаны проходить инструктажи (главный бухгалтер, экономист) (п. 55 Инструкции № 175);
– средства индивидуальной защиты выдаются не в полном объеме (п. 5 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209));
– член комиссии, председатель профкома не прошел проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок (п. 6 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 (далее – Положение № 210));
– ведется журнал регистрации инструкций по охране труда неустановленной формы, что является нарушением (п. 30 Инструкции № 175);
– не обеспечена в полном объеме выдача бесплатно работникам средств индивидуальной защиты по установленным нормам на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, например: водителю не выданы сапоги резиновые, аппаратчику апперетирования не выданы респиратор и очки защитные, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования не выданы головной убор и сапоги резиновые (подп. 5.7 п. 5 Инструкции № 209);
– на сварочном аппарате не нанесен инвентарный номер (в гараже), что является нарушением (п. 105 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2011 № 70 (далее – Межотраслевые правила №70));
– рабочие станки в инструментальном цехе не очищаются от металлической стружки после окончания рабочей смены (п. 33 Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.07.2004 № 7/92 (далее – Межотраслевые правила № 7/92));
– баллоны с газами, хранящиеся в вертикальном положении, не ограждаются оградительными барьерами и не устанавливаются в специально оборудованных гнездах (п. 247 Межотраслевых правил № 70);
– автопогрузчик не оснащен огнетушителем (п. 11 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта, утвержденных постановлением Минтруда и Соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165);
– губки тисков не имеют насечек, которые обеспечивают надежный зажим обрабатываемых изделий (инструментальный цех) (п. 746 Межотраслевых правил № 7/92);
– на территории предприятия не производится своевременно ремонт дорожного покрытия (имеются выбоины) (п. 30 Межотраслевых правил № 70);
– результаты всех осмотров зданий не отражаются в журнале технической эксплуатации зданий (записи о результатах технических осмотров зданий последний раз вносились в журнал по техническому эксплуатаций зданий в 2008 г.) (п. 22 Межотраслевых общих правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонту зданий и сооружений, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 29.12.2011 № 141);
– руководитель организации не прошел проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда администрации Советского района г. Минска (п. 6 Положения № 210);
– в инструкции по охране труда для водителя автомобиля не указан перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам (п. 32 Инструкции № 176);
– на лицевой стороне личных карточек учета средств индивидуальной защиты отсутствуют сведения об ознакомлении работника с установленными нормами выдачи средств индивидуальной защиты (приложение 2 к Инструкции № 209);
– инженер средств радио и телевидения своевременно не обеспечен предусмотренной по нормам спецодеждой (костюмом х/б) (часть пятая ст. 226 Трудового кодекса РБ).
Результаты проверок
По результатам проведенных проверок на имя руководителей проверенных организаций внесены представления об устранении нарушений действующего законодательства, в т.ч. и об охране труда.
Справочно:
1. Нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 300 базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 100 до 400 базовых величин (ст. 9.17 КоАП РБ).
По результатам рассмотрения указанных представлений выявленные нарушения в области законодательства об охране труда устранены руководителями организаций, а виновные в указанных нарушениях лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
Наказания
За нарушение законодательства объявлено замечание главному инженеру СУ ОАО «Стройтрест» Н. и заместителю начальника М.
Минским городским управлением Департамента государственной инспекции труда по поручению прокуратуры Советского района г. Минска к административной ответственности привлечены: юридическое лицо – КУП «ЖЭУ ЖРЭО Советского района г. Минска», главный инженер КУП «ЖЭУ ЖРЭО Советского района г. Минска» П.
К дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения в «Космос ТВ» В., после чего с ним прекращены трудовые отношения.
Минским городским управлением Департамента государственной инспекции труда по поручению прокуратуры Советского района г. Минска к административной ответственности привлечены: юридическое лицо – ОАО «МЭФЗ», должностное лицо – начальник производства и маркетинга ОАО «МЭФЗ» Р.
Руслан Минец, заместитель прокурора
Советского района г. Минска