Нарушение установленного процесса работы приводит к серьезным травмам и материальным потерям.
Важно, чтобы каждый работник соблюдал культуру охраны труда и знал, что ему делать в случае происшествия, куда бежать и звонить, кого звать на помощь и как ее при необходимости оказать. Ведь даже небольшой инцидент может перерасти в настоящее бедствие.
Спешка и невнимательность при выполнении работ приводят к травмам работников
Происшествие 1
01.06.2016 в 23:50 (в конце рабочей смены) слесари по ремонту автомобилей А. и Р. получили от старшего мастера Г. заявку на ремонт автобуса МАЗ 103065. Автобус был поставлен в ремонтную зону технического обслуживания. Согласно листку учета технического обслуживания и ремонта движущегося состава автотранспорта в данном автобусе имелись следующие неисправности: травила передняя правая тормозная камера, не работал звуковой сигнал.
02.06.2016 в 00:05 слесари по ремонту автомобилей А. и Р. проводили замену правой передней тормозной камеры на автобусе МАЗ 103065. Старший мастер Г. при этом не присутствовал, так как раздавал заявки на ремонт автобусов на других постах.
Р. спустился в осмотровую канаву. Как следует из его объяснений, смена заканчивалась, и чтобы ускорить работы по ремонту автобуса, он с напарником в нарушение технологического процесса снятия установки тормозной камеры переднего моста автобуса, стали принудительно накачивать пневмостойки подвески оси воздухом при отсоединенной тяге датчика уровня пола. Передняя часть автобуса поднялась. В этот момент А. находился возле правого переднего колеса автобуса. После того как передняя часть автобуса поднялась на достаточную высоту, образовался проем между колесом и аркой автобуса. Чтобы зафиксировать кузов автобуса, А. взял подставку и просунул голову в переднюю правую арку автобуса. В этот момент произошел разрыв правой передней пневморессоры, автобус резко опустился вниз и придавил голову А. Сразу же потерпевший смог сам освободить голову. К нему подбежали Р., который находился в осмотровой канаве под автобусом, и слесарь по ремонту автомобилей В., который находился рядом и выполнял ремонт по другой заявке.
В. сообщил о случившемся старшему мастеру Г., который позвал медицинскую сестру для оказания первой медицинской помощи и вызвал скорую помощь. А. был госпитализирован в учреждение здравоохранения.
В результате несчастного случая А. получил травму – двусторонний перелом нижней челюсти, скальпированную рану, гематому теменно-затылочной области.
В пробе крови обнаружен этиловый спирт в количестве 0,7 промилле.
Из объяснений А. следует, что он, находясь в учреждении здравоохранения, из-за очень сильной головной боли принял корвалол и настойку боярышника, которые носил с собой.
На вопрос, почему при ремонте автобуса не соблюдался технологический процесс, потерпевший ответил, что процесс со специальным подъемником занял бы слишком много времени, а у них заканчивалась рабочая смена.
Степень вины потерпевшего А. определена в размере 25 %.
В ходе специального расследования установлено следующее:
Справочно:
ЛНПА – локальные нормативные правовые акты.
1. Потерпевший нарушил следующие требования ЛНПА:
1.1. выполнение работ по ремонту тормозной камеры переднего моста автобуса при наличии воздуха под давлением и пневмосистеме автобуса, неиспользование специализированного подъемного оборудования (канавных, стоечных подъемников или домкратов) и осуществление принудительной накачки пневмостоек подвески оси воздухом при отсоединенной тяге датчика уровня пола, что привело к нерегулируемой подаче воздуха в пневмо-стойки и разрыву резинокордной оболочки, чем нарушены требования Технологического процесса «Снятие, установка тормозной камеры переднего моста автобусов МАЗ-101, МАЗ-103, МАЗ-103С, МАЗ-104, МАЗ-104С и их модификаций (пост канавный)», а также требований безопасности Руководства по эксплуатации автобуса МАЗ-103;
1.2. нахождение потерпевшего на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушены требования Инструкции по охране труда для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
В действиях потерпевшего усматривается грубая неосторожность.
2. Нарушение другим лицом требований ЛНПА, выразившееся:
– в выполнении работ по ремонту тормозной камеры переднего моста автобуса при наличии воздуха под давлением и пневмосистеме автобуса;
– неиспользовании специализированного подъемного оборудования (канавных, стоечных подъемников или домкратов);
– осуществлении принудительной накачки пневмостоек подвески оси воздухом при отсоединенной тяге датчика уровня пола, что привело к нерегулируемой подаче воздуха в пневмостойки и разрыву резинокордной оболочки.
По заключению специального расследования допустили нарушения законодательства по охране труда:
1) слесарь по ремонту автомобилей А. – нарушил требования ЛНПА и находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
2) слесарь по ремонту автомобилей Р. – нарушил требования ЛНПА.
Происшествие 2
03.06.2016 в 8:30 М. и К., выполнявшие работы по договору подряда, получили задание от директора Б. на проведение монтажа электрооборудования и элементов электроразводки в машинном помещении пассажирского лифта ЛП-0610БГЭ1 в третьем подъезде строительного объекта «Многоквартирный жилой дом со встроенными-пристроенными помещениями» и приступили к выполнению порученной работы.
В течение 2 ч они смонтировали:
– вводное устройство;
– блок аварийного освещения;
– низковольтное комплектное устройство;
– разводку электропроводки.
Затем пришли электрики и сообщили, что трехфазное электрическое напряжение в машинное помещение будет подано только на следующей неделе. Без трехфазного электрического напряжения нельзя было вести дальнейший монтаж электрооборудования и его наладку.
Без соответствующего задания руководителя работ М. и К. самовольно решили произвести монтаж тяговых канатов. С этой целью на концы шести бухт тяговых канатов было установлено 12 клиновых обойм. Далее М., зная, что под кабиной лифта отсутствуют поперечные страховочные балки, влез на крышу кабины лифта через открытые двери шахты 10-го этажа, через проем между крышей кабины лифта и верхним проемом шахты. Затем К. подал через отверстие в полу машинного помещения 6 концов канатов. Они были прикреплены к верхней балке кабины лифта. М., находясь на кабине лифта, видел, что внизу кабины рычаг привода ловителей прикручен вязальной проволокой 6–8 мм к левому кронштейну крепления направляющей к стене шахты над кабиной. Далее М. вылез из шахты лифта и поднялся в машинное помещение, где уложил 6 канатов в ручьи отводного блока и канатоведущего шкива и лично затянул по 2 гайки на 2 наложенных на канатах струбцинах.
М. и К. растормозили тормоз лебедки и начали поднимать кабину лифта вверх, чтобы снять ее с ловителей. Приподняв кабину на 150–200 мм монтажники услышали характерный щелчок, что свидетельствовало о снятии кабины с ловителей. Данная операция, со слов М., проводилась для того, чтобы без лишней «перечалки» клиновых обойм закрепить концы тросов к противовесу, приподнятому от уровня буфера противовеса на 200 мм при помощи подкладок.
Монтажники сделали перерыв в работе порядка 10 мин, чтобы убедиться в том, что кабина лифта надежно удерживается струбцинами. Со слов М., разговора с К. о том, чтобы «отпустить» одну струбцину, откручивая гайку, не было.
М. вновь забрался на кабину лифта, чтобы завести вторые ветви канатов в шахту к противовесу. Из шести уложенных в машинном помещении бухт канатов их концы с прикрепленными клиновыми втулками через отверстия в полу машинного помещения в шахту лифта должен был подавать К.
Находясь на крыше кабины лифта, М. раскрутил конец проволоки (отсоединил проволоку от кронштейна крепления направляющих к стене шахты), который фиксировал рычаг привода ловителей, так как проволока препятствовала опусканию канатов в шахту между кабиной и стенкой шахты. Далее произошел рывок и кабина начала резко опускаться. В результате падения кабины лифта были травмированы М. (находящейся на крыше кабины лифта) и К. (канатами, уложенными в бухты в машинном помещении лифта).
Согласно объяснениям К., полученными 04.06.2016, при переносе им одной из струбцин на последующее место монтажа на шкиве подъемного механизма на ней сорвалась резьба и кабина лифта начала самопроизвольно скользить вниз по шахте лифта. Левая нога К. была зажата тросами и травмирована. Потерпевший самостоятельно освободил ногу. Далее кто-то из рабочих вызвал скорую медицинскую помощь.
Из объяснений директора общества Б. следует, что указаний на выполнение работ по сборке конструкций для фиксации лифтов с тросами и иным техническим оборудованием он М. и К. не давал. Вместе с тем данное должностное лицо пояснило, что на строительном объекте требовался монтаж 4 лифтов, для чего имелись 2 комплекта страховочных балок. В момент несчастного случая данные балки были установлены в шахтах лифтов первого и второго подъездов. Б. знал, что в шахте лифта третьего подъезда страховочные балки отсутствовали и не принял мер по установке страховочных балок, либо иных средств страховки.
В результате несчастного случая М. получил тяжелую сочетанную травму: открытая легкая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибленная рана лба; закрытая травма грудной клетки; перелом 2–6 ребер слева, ушиб левого легкого, гемопневмоторакс слева; ушиб сердца; закрытый вывих грудного конца правой ключицы; множественные ссадины туловища; неполный вывих 11-го зуба; гематома щеки слева.
09.06.2016 К. скончался в учреждении здравоохранения. Согласно заключению Управления государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь смерть К. наступила от оскольчатых переломов нижних концов большеберцовой и малоберцовой костей, левой малоберцовой кости в нижней трети, ушибленной раны области левого голеностопного сустава, осложнившейся жировой эмболией легких.
В ходе специального расследования установлено следующее:
1. Нахождение незачаленной кабины лифта в шахте лифта третьего подъезда строительного объекта без наличия страховочных балок либо иных методов страховки кабины лифта – нарушение требований Руководства (инструкции по монтажу) по эксплуатации ФБИР.483310.001.РЭ по лифтам пассажирским ЛП-0611Б, ЛП-0610БГ, ЛП-0610БЭ, ЛП-0610БГЭ1 завода-изготовителя.
2. Допуск потерпевших к выполнению работ по монтажу лифта без проведения им проверки знаний по вопросам охраны труда, без истребования документов, подтверждающих ими медицинского осмотра – нарушение требований:
– пп. 3, 23 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175;
– п. 14 Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47;
– части второй подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.05.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».
3. Потерпевшие М. и К. нарушили требования ЛНПА:
3.1 выполнение работ по монтажу тяговых канатов лифта без получения задания от руководителя работ, чем нарушена Инструкция по охране труда для монтажника электрических подъемников (лифтов), утвержденная директором общества;
3.2. нарушение порядка монтажа тяговых канатов, а именно проведение работ по монтажу тяговых канатов со следующими нарушениями:
– отсутствие страховочных балок либо иных методов страховки при проведении монтажа тяговых канатов;
– снятие кабины лифта с ловителей при проведении монтажа тяговых канатов;
– поднятие кабины при помощи канатов, закрепленных к канатоведущему шкиву струбцинами при проведении монтажа тяговых канатов, чем нарушены:
Инструкция по охране труда для монтажника электрических подъемников (лифтов), утвержденная директором общества;
Инструкция по монтажу лифтов ВСН 210-80 ММСС СССР Центральное бюро научно-технической информации, согласованая с Госстроем СССР 22.08.1979;
требования Руководства (инструкции по монтажу) по эксплуатации ФБИР.483310.001.РЭ по лифтам пассажирским ЛП-0611Б, ЛП-0610БГ, ЛП-0610БЭ, ЛП-0610БГЭ1 завода-изготовителя.
По заключению специального расследования нарушили законодательство по охране труда:
1. Директор Б. допустил нахождение незачаленной кабины лифта в шахте лифта третьего подъезда строительного объекта без наличия страховочных балок либо иных методов страховки кабины лифта и допустил потерпевших к выполнению работ по монтажу лифта без проведения им проверки знаний по вопросам охраны труда, без истребования документов, подтверждающих ими медицинского осмотра
2. М. и К., выполнявшие работы по договору подряда, нарушили требования ЛНПА:
– приступили к выполнению работ по монтажу тяговых канатов лифта без получения задания от руководителя работ;
– нарушили порядок монтажа тяговых канатов, а именно провели монтаж тяговых канатов со следующими нарушениями:
отсутствие страховочных балок либо иных методов страховки при проведении монтажа тяговых канатов;
снятие кабины лифта с ловителей при проведении монтажа тяговых канатов;
поднятие кабины при помощи канатов, закрепленных к канатоведущему шкиву струбцинами при проведении монтажа тяговых канатов.
Павел Кравчинский, главный специалист
отдела охраны труда
и государственной экспертизы
комитета по труду, занятости
и социальной защиты
Могилевского облисполкома