Ситуация. После проведения плановой проверки соблюдения правил и норм по охране труда проведенной Департаментом государственной инспекции труда министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь было выдано предписание, в котором содержалось требование о необходимости прохождения директором организации проверки знаний по вопросам охраны труда и указан срок исполнения. Поскольку организация негосударственная, а директор является еще и одним из ее учредителей, он отказывается проходить проверку знаний и предлагает послать на обучение другого работника. Может ли директор отказаться от прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда и какая ответственность за это предусмотрена?
Проведение проверки
Департаментом государственной инспекции труда министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее- Департамент) и его территориальные подразделения осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (часть первая ст. 40 Закона об охране труда, подп. 7.1 п. 7 Положения о Департаменте, часть третья п. 23 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом №510).
Документ: ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 июня 2008 г. N 356-З ОБ ОХРАНЕ ТРУДА (далее- закон об охране труда)
Документ: ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 июля 2006 г. N 959 ( далее- Положение о Департаменте)
Документ: ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК, утверждено УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2009 г. N 510 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (далее- Положение о проверках)
Документ: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 декабря 2009 г. N 144 О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 510 (далее- Постановление №144)
Основной функцией Департамента является надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (часть первая п.1 Положения о Департаменте).
Он осуществляется путем:
- проверки работы по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда;
- проверки выполнения уполномоченными должностными лицами организаций возложенных на них обязанностей по соблюдению законодательства о труде и об охране труда;
- мониторинга соответствия деятельности организаций требованиям законодательства о труде и об охране труда (п.п.1.1 п.1 Постановления N 144).
При проведении проверки Департамент может затронуть любые вопросы, касающиеся сферы соблюдения законодательства о труде, в том числе, проведение работы по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда.
Оформление результатов проверки
Если в ходе проверки выявлены нарушения правил и норм по охране труда - составляется акт проверки. При наличии в действиях проверяемого субъекта составов административных правонарушений также составляются протоколы об административном правонарушении и (или) выносится постановление по делу об административном правонарушении;
Справочно: Днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту по последнему известному проверяющему органу месту нахождения проверяемого субъекта или месту жительства его представителя (часть первая п.59 Положения о проверках).
Обучение руководителя
Документ: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 ноября 2008 г. N 175 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ, СТАЖИРОВКИ, ИНСТРУКТАЖА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ РАБОТАЮЩИХ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА (далее- Инструкция №175).
Согласно Инструкции № 175, принятые на работу или переведенные на другую должность руководители и специалисты допускаются к самостоятельной работе после ознакомления их уполномоченным должностным лицом организации с должностными обязанностями, в том числе, по охране труда, нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами по охране труда, соблюдение требований которых входит в их должностные обязанности, условиями и состоянием охраны труда в структурных подразделениях (на объектах) организации.
Естественно, в негосударственных организациях, не имеющих вышестоящих органов управления, проводить допуск директора к работе некому, иначе зачем было бы искать его на стороне, если в организации уже есть человек («уполномоченное должностное лицо»), которое вправе и в обязанности ознакомить директора с тем, что ему надлежит сделать. Документ: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2008 г. N 210 О КОМИССИЯХ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА (далее- Постановление №210).
Поэтому в обязанности местных исполнительных и распорядительных органов, которые в отдельных вопросах выполняют роль вышестоящих организаций для подобных структур.
В соответствии с Постановлением №210 местные исполнительные и распорядительные органы организуют проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей организаций, их заместителей, ответственных за организацию охраны труда, главных специалистов, руководителей (специалистов) служб охраны труда, членов комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда организаций, подчиненных местному исполнительному и распорядительному органу, а также организаций, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций (далее - руководители и члены комиссий организаций), физических лиц (нанимателей).
Руководители и члены комиссий организаций, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций (далее - комиссия организации) обязаны не позднее одного месяца со дня назначения на должность или включения в состав комиссии организации, а также периодически, не реже одного раза в три года, проходить проверку знаний по вопросам охраны труда.
Комиссия исполкома
В целях проведения проверки знаний решением исполкома (администрации района г. Минска) создается комиссия исполкома, действующая на постоянной основе, в состав которой включаются представители структурных подразделений местного исполнительного и распорядительного органа, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), а также Федерации профсоюзов Беларуси (по согласованию). Возглавляет комиссию заместитель председателя местного исполнительного и распорядительного органа, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда на территориальном уровне. Участие в работе комиссии ее председателя или его заместителя, а также представителя Департамента государственной инспекции труда является обязательным. Чтобы комиссия была правомочной, ее решение должно приниматься при участии в работе комиссии не менее половины ее членов.
В обязанности комиссии исполкома, помимо организации и проведения проверки знаний руководителей и членов комиссий организаций по вопросам охраны входит также оказание организационной и методической помощи комиссиям организаций для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее - комиссии организаций); содействие в организации обучения руководителей и членов комиссий организаций по вопросам охраны труда. Комиссия исполкома вправе проверять работу комиссий организаций, рассматривать аппеляции работающих на решения комиссий организаций и, при необходимости, проводить проверку знаний указанных работающих по вопросам охраны труда, вносить руководителям организаций предложения о соответствии занимаемой должности лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда.
Результаты проверки знаний оформляются протоколом согласно приложению 1 к Положению о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденному Постановлением № 210 (всего постановлением утверждены 3 положения о комиссиях различного уровня).
Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение по форме согласно приложению 2 к указанному Положению.
Член комиссии организации, не прошедший проверку знаний повторно, исключается из состава комиссии организации. В состав комиссии организации включается другой специалист, который обязан пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в установленном порядке.
Что касается руководителя организации, дважды не сдавшего экзамен (или не явившегося на комиссию без уважительных причин), то комиссия исполкома вправе направить сведения о факте нарушения законодательства об охране труда – повторное непрохождение проверки знаний по вопросам охраны труда - в Департамент государственной инспекции труда, который может начать административный процесс в отношении данного руководителя.
Административная ответственность за нарушение требований по охране труда
Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных нормативных правовых актах, влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.
Деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -
влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин ( ст.9.17 КоАП)
Документ: КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 21 апреля 2003 г. N 194-З (далее- КоАП)
Виктор Северов, инженер по охране труда