Составляем программу обучения безопасным методам и приемам выполнения работ
Компетенция работников представляет собой нематериальный актив организации, который определяет эффективность использования материальных ресурсов в процессе реализации целей и в системе управления организацией является функцией капитала и труда.
В настоящее время достаточно широко распространены случаи, когда организации обучают работников определенным профессиям (специальностям) непосредственно на производстве с последующим присвоением соответствующих квалификационных разрядов (классов, категорий).
Обучение работающих (работников) осуществляется на основании Инструкции № 175.
Обучение по профессиям рабочих включает следующие образовательные программы:
• повышение квалификации рабочих – образовательная программа направлена на профессиональное совершенствование рабочих с присвоением более высоких квалификационных разрядов по профессии;
• переподготовка рабочих – образовательная программа направлена на приобретение профессии лицами, имеющими другую профессию;
• профессиональная подготовка рабочих – образовательная программа направлена на приобретение профессии лицами, не имеющими профессии.
Учебные планы и программы при подготовке рабочих по профессиям должны предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда и производственное обучение безопасным методам и приемам труда.
Теоретическое обучение проходит в рамках специального учебного предмета «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 ч. При обучении профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, предмет «Охрана труда» преподается в объеме:
– не менее 60 ч – в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования;
– не менее 20 ч – при обучении непосредственно в организации.
Теоретическое обучение направлено на овладение слушателями теоретическими знаниями, необходимыми для формирования умений и навыков по профессии (должности).
Важной составляющей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих является производственное обучение.
Продолжительность производственного обучения по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, устанавливается не менее 12 рабочих дней, на других работах – не менее 4 рабочих дней (пп. 17–19 Инструкции № 175).
Производственное обучение можно планировать после теоретического обучения или чередовать с ним.
Производственное обучение направлено на формирование практических умений и навыков по профессии (должности).
Производственное обучение в составе учебной группы проводится в 2 этапа:
– на первом этапе – под руководством мастера производственного обучения на материально-технической базе. При отсутствии специально созданной материально-технической базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах в организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей программы дополнительного образования взрослых;
– на втором этапе (производственная практика) – на рабочих местах в организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей программы дополнительного образования взрослых, под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.
Справочно:
профессиональная компетенция – это комплекс, включающий умения, навыки, опыт, которые позволяют работнику эффективно реализовывать свои профессиональные задачи.
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Кто осуществляет обучение
Обучение при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) проводят педагогические работники и мастера производственного обучения, инструкторы производственного обучения рабочих массовых профессий.
Теоретическое обучение должны осуществлять педагогические работники и могут осуществлять лица, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии.
Для обеспечения непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в организациях могут привлекаться педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений образования, высококвалифицированные специалисты других организаций.
Как организовать обучение. Алгоритм действий
Шаг 1. Определите возможность проведения обучения на предприятии.
Убедитесь в отсутствии/наличии специальных требований в отношении подготовки рабочих по конкретной профессии, устанавливаемых НПА, регламентирующими безопасное проведение работ, для выполнения которых планируется подготовка рабочих.
При отсутствии возможности проведения обучения на предприятии необходимо обратиться в организацию, которая в соответствии с законодательством вправе осуществлять образовательную деятельность, в т.ч. реализацию образовательных программ дополнительного образования взрослых.
Шаг 2. Разработайте и утвердите требуемую для данного вида обучения учебно-программную документацию.
Учебно-программная документация образовательного процесса профессиональной подготовки рабочих включает:
• учебный план организации по профессиям, который разрабатывается на основе типового учебного плана по профессии, на основе тарифно-квалификационных характеристик соответствующих профессий рабочих и устанавливает перечень, объем и последовательность изучения учебных дисциплин, виды учебных занятий, формы и сроки аттестации слушателей. Этот учебный план разрабатывает организация и утверждает руководитель;
• учебные программы организации по учебным дисциплинам. В учебных программах определяют цели и задачи изучения учебных дисциплин, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности слушателей, рекомендуемые формы и методы обучения, перечень необходимых учебных изданий и средств обучения. Эти учебные программы разрабатывает организация и утверждает руководитель.
В содержании учебной программы раскрываются основные вопросы каждой темы учебной дисциплины.
К содержанию учебных программ по учебным дисциплинам профессионального компонента предъявляются следующие требования:
• конкретность, рациональная последовательность, преемственность содержания отдельных тем, разделов;
• соответствие целей изучения тем прогнозируемым результатам их достижения;
• обоснованность последовательности проведения практических занятий (работ).
Важно!
Особое внимание в каждой теме программы производственного обучения безопасным методам и приемам выполнения работ уделите требованиям по охране труда, способам и приемам безопасного выполнения работ, рациональной организации рабочего места, экономному использованию энергоносителей, сырья и материалов, вопросам повышения производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к оборудованию, оснастке, инструменту.
Как должна выглядеть учебная программа производственного обучения
В теоретической части отражается информация:
– об опасных или вредных производственных факторах, воздействующих на работника. Здесь необходимо отразить источники опасностей, исходящие от окружающей обстановки, причины их возникновения и возможное неблагоприятное воздействие;
– о требованиях охраны труда, содержащихся в инструкциях по охра-не труда;
– о требованиях локальных нормативных актов организации;
– о требованиях технической и эксплуатационной документации.
В практической части учебной программы отражается следующее (в порядке изложения):
1) информация об источниках опасностей;
2) действия рабочего, необходимые для соблюдения требований безопасности перед началом работы, например «Проверка исправности рабочего инструмента и СИЗ», «Подготовка станка к работе»;
3) непосредственное обучение навыкам безопасной работы (обучение навыкам безопасной работы должно быть кратким и только называть правила, нормы, положения, которые обязан знать рабочий,
в т.ч. правила эксплуатации используемого оборудования);
4) действия работника в возможных аварийных ситуациях (при необходимости можно конкретизировать, т.е. указать возможные аварийные ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте и на предприятии, особенно если работнику следует не просто покинуть место работы, но и совершить еще ряд определенных действий). Обязателен показ мест расположения первичных средств пожаротушения;
5) действия работника при получении травмы им или другими рабочими. Оказание первой медицинской помощи при переломах. Порядок действий работника при оказании первой помощи пораженному током. Обязателен показ мест расположения аптечек со средствами оказания первой медицинской помощи;
6) действия по окончании работы;
7) требования личной гигиены.
Полезный совет! Чтобы сделать учебную программу более полной и точной, включите в нее краткие и четкие указания о том, что необходимо работнику проверять, какие правила выполнять, какие нормы соблюдать и т.д. Причем эти указания должны быть связаны со спецификой конкретной профессии и конкретных условий труда.
Учебная программа должна в сжатой форме отражать суть знаний и умений, формируемых у слушателей, с учетом требований нормативной документации по стандартизации и иных нормативных правовых актов, правил, инструкций, а также учебного времени, отведенного на изучение учебной дисциплины.
Шаг 3. Оформите процесс обучения распорядительным документом (приказы, распоряжения).
Распорядительный документ должен определять персональный состав слушателей, педагогический состав, сроки, время и места проведения обучения исходя из выбранной формы осуществления образовательного процесса. При обучении в составе группы – определите необходимых специалистов для проведения теоретического и производственного обучения из числа собственных работников или сторонних специалистов.
Шаг 4. Осуществите обучение в соответствии с утвержденной учебно-программной документацией.
По окончании обучения проведите итоговую аттестацию.
Результатом обучения является выдача свидетельства установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии.
Павел Кравчинский, главный специалист
отдела охраны труда и государственной экспертизы
комитета по труду, занятости и социальной защите
Могилевского облисполкома