Для защиты крана от перегрузок (при подъеме груза), недопустимых ветровых нагрузок (для кранов, работающих на открытом воздухе), перекосов загрузки контейнеров (для контейнерных кранов), отображения, информации (о фактической массе поднимаемого груза, паспортной грузоподъемности, степени загрузки крана и скорости ветра) грузоподъемные краны оснащаются универсальными приборами безопасности – ограничителями нагрузки кранов (далее – ОНК).
Несмотря на практику применения приборов безопасности, главными условиями обеспечения безопасной работы на кранах являются четкость действий, собранность и повышенное внимание машиниста крана во время работы, а также абсолютное соблюдение им порядка и правил обращения с крановой техникой.
Значительная часть нарушений требований руководства по эксплуатации (РЭ) приборов безопасности происходит, как правило, из-за незнания машинистами кранов элементарных требований РЭ.
Когда происшествие уже произошло, при техническом расследовании его причин обычно выясняется, что владелец крана допустил крановщика к самостоятельной работе, не ознакомив его с особенностями устройства и обслуживания крана (в т.ч. ОНК), не обеспечил прохождение стажировки, не провел проверку знаний РЭ и практических навыков работы.
Рассмотрим распространенные ошибки, допускаемые при эксплуатации ограничителей нагрузки кранов ОНК-160.
1. Работа на кране без проверки перед ее началом правильности установки режимов работы (опорного контура, стрелового оборудования, противовеса и схемы запасовки).
Происшествие 1
03.01.2013 на строительном объекте в г. Гомеле машинист автомобильного крана КС-55713-1К-3 решил самостоятельно устранить возникшую неисправность в возвратном механизме барабана датчика длины стрелы, выдвинув полностью стрелу крана. Из-за стесненных условий на объекте машинист установил кран на выносные опоры без выдвижения их балок, посчитав, что устойчивость крана будет обеспечена, так как подъем груза производиться не будет. При этом он не ввел в ОНК режим работы Р-02, что требуется РЭ крана и ОНК при установке крана на выносные опоры без выдвижения их балок.
Согласно протоколу, составленному по результатам обработки информации регистратора параметров, при угле наклона стрелы в 15о и при ее длине около 17 м произошло срабатывание ограничения по вылету. При дальнейшем выдвижении стрелы и блокировании выходного реле кран теряет устойчивость и опрокидывается с деформированием третьей секции стрелы.
Действия машиниста крана свидетельствуют об отсутствии у него необходимых знаний РЭ крана и ограничителя нагрузки крана ОНК-160С, а также достаточных навыков работы на кране этой модели, что нашло подтверждение при техническом расследовании причин инцидента.
Происшествие 2
01.07.2014 при укладке работниками ООО «Биоком Технология» дорожных плит для устройства временных проездов на объекте «Строительство молокоперерабатывающего предприятия в г. Несвиже Минской области» произошло опрокидывание автокрана КС-55713-1К-3, принадлежащего этому же предприятию. По результатам расследования установлены причины инцидента:
– самовольная установка крана с нарушением требований проекта производства работ;
– работа крана с втянутыми выносными опорами без переключения ограничителя нагрузки крана в положение, соответствующее режиму работы;
– невыполнение должностным лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ кранами в соответствии с технологическими регламентами.
2. Эксплуатация ОНК с поврежденными пломбами или отсутствие пломбы.
Это одно из самых распространенных нарушений РЭ. По мнению автора, одной из причин такого нарушения является то, что некоторые крановщики и специалисты (те, кто допускает это нарушение) воспринимают пломбу как атрибут, который никак не влияет на работоспособность ограничителя, что в общем соответствует действительности. При этом они забывают, что основное назначение пломб при эксплуатации ОНК заключается в контроле несанкционированного вмешательства в работу прибора безопасности.
Снятие и установку пломб на составных частях ОНК могут проводить:
– наладчики приборов безопасности завода-изготовителя крана, имеющие соответствующие удостоверения, при установке ОНК на кран;
– наладчик приборов безопасности после подстройки ОНК по результатам его проверки в составе крана контрольными грузами при проведении сезонного технического обслуживания крана;
– наладчики приборов безопасности специализированных организаций, имеющие соответствующее специальное разрешение (лицензию)
Пример 1
При осмотре автомобильного крана КС-55727-7 было выявлено, что на крышке доступа к кнопке «Настройка» отсутствуют один винт и пломбы. Как оказалось, машинист крана по совету «профессионала» при срабатывании ограничений входил в режим «Настройка» и не только входил, но и, сам того не зная, изменил некоторые настройки ОНК. В результате эксплуатация крана была приостановлена, а для наладки ограничителя пришлось приглашать специалиста.
Определить причину остановки крана помогают выдаваемые на жидкокристаллическом цифровом индикаторе (ИЖЦ) сообщения с кодом ошибки, которое также сопровождается соответствующим текстовым пояснением.
Сообщения о достижении ограничения в режиме «Работа» выводятся на индикатор и сохраняются на нем до устранения причины, вызвавшей остановку крана.
Пример 2
При осмотре автомобильного крана КС-55727-7 было обнаружено отсутствие пломбы на верхней крышке контроллера поворотной части. Сначала предположили, что проводился ремонт, после которого его забыли опломбировать. Однако крановщик опроверг предположения. Он объяснил отсутствие пломбы тем, что там он спрятал запасной комплект ключей от замка зажигания и дверей кабины автомобиля. Ничего не скажешь, надежный тайник.
3. Работа крана при нахождении ОНК в режиме «Настройка», когда разрешены все движения крана, но при этом сигналы на остановку крана по любым ограничениям, в т.ч. по перегрузке, не формируются.
Происшествие 3
09.01.2018 на строительном объекте «Жилой дом № 8 в микрорайоне № 15 г. Речицы» произошел инцидент с автомобильным кра-ном КС-55727-7 (владелец крана – УП «СветлСпецТехника»). При перемещении пачки арматурных каркасов массой 1,68 т при разрешенной грузоподъемности 0,7 т из автомобильного полуприцепа к месту их монтажа в котловане строящегося здания произошло опрокидывание автомобильного крана. В момент инцидента ОНК находился в режиме «Настройка». В результате происшествия была деформирована 3-я секция телескопической стрелы крана.
Владельцы грузоподъемных кранов, ответственные специалисты и машинисты кранов должны помнить следующее:
– при эксплуатации грузоподъемных машин не допускается нарушение требований, изложенных в их паспортах и инструкциях по эксплуатации (п. 420 Правил № 37);
– перед допуском машиниста крана к самостоятельной работе необходимо убедиться, что он знает требования руководства ОНК и умеет использовать его по назначению;
– запрещается эксплуатация ограничителя с поврежденными пломбами;
– крышка доступа к кнопке «Настройка» ограничителя должна быть опломбирована;
– необходимо установить порядок пломбирования ОНК и контроль сохранности (наличия) пломб;
– наличие на кране ограничителя не снимает ответственности с машиниста крана в случае опрокидывания и разрушения элементов крана при подъеме груза.
Документ:
Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее – Правила № 37).
Александр Денисенко, главный государственный инспектор
Гомельского областного управления Госпромнадзора