В ходе прямой линии для подписчиков журнала «Я – специалист по охране труда» прошедшей 8 октября 2013 года с Жартуном Сергеем Владимировичем, директором ОДО «ПрофиТруд», можно было получить ответы, на все вопросы, касающиеся прав, обязанностей и полномочий службы охраны труда. Ответы на наиболее актуальные вопросы, заданные в ходе прямой линии читайте ниже.
Служба охраны труда: права, обязанности и полномочия
Когда по всей стране проходило обсуждение проекта Закона об охране труда, много внимания уделялось вопросу: кому будет подчиняться служба охраны труда – руководителю организации или по прежнему «главному инженеру»?
В действующей на сегодняшний день редакции Типового положения № 82 указывается, что служба охраны труда организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или одному из его заместителей, назначенному ответственным за организацию работы по охране труда (п. 5 Типового положения № 82).
Поэтому руководитель организации вправе самостоятельно определять, кто из его заместителей будет назначаться должностным лицом, ответственным за организацию охраны труда и, следовательно, кому будет напрямую подчиняться служба охраны труда.
В части пятой ст. 20 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» который Законом № 61-З будет изложен в новой редакции и вступит в силу с 26 января 2014 г. также указывается, что служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю.
Под уполномоченным в соответствии с системой управления охраной труда заместителем подразумевается все тот же «главный инженер» на которого будут возложены «старые» обязанности в соответствие с п. 17 ст. 226 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) – ответственный за организацию охраны труда и «новые» обязанности, предусмотренные государственным стандартом СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта РБ от 24.04.2009 № 19 (далее – СТБ 18001-2009) согласно которым он будет назначаться уполномоченным представителем высшего руководства с особой ответственностью за охрану труда (независимо от других обязанностей) с установленными функциями и полномочиями для обеспечения того, чтобы:
– система управления охраной труда была разработана, внедрена и функционировала в соответствии со стандартом СТБ 18001-2009;
– отчеты о результативности системы управления охраной труда представлялись высшему руководству для анализа и в качестве основы для улучшения системы управления охраной труда.
Если же руководитель организации оставит обязанности уполномоченного в соответствии с системой управления охраной труда за собой, то естественно и служба охраны труда (специалист по охране труда) будет подчиняться непосредственно ему напрямую.
Но какой бы вариант подчинения службы охраны труда не был принят в организации, ответственность за выполнение возложенных на службу задач и функций несет в первую очередь руководитель организации.
Документ:
Типовое положение о службе охраны труда организации утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82 (далее – Типовое положение № 82).
Документ:
Закон РБ от 12.07.2013 № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон № 61-З).
Сколько раз в месяц специалист по охране труда должен проводить контрольных проверок в структурный подразделениях с выдачей предписаний?
Точное количество проверок структурных подразделений организации конкретно нигде не оговорено и не содержится, даже в Типовом положении № 82.
Однако предписания составлять необходимо, потому что они не только фиксируют обнаруженные нарушения, но и предполагают обязательное устранение этих нарушений, что в профилактике безопасных методов и приемов работы является главной задачей направленной на устранение причин обнаруженных несоответствий или других нежелательных ситуаций.
Для систематического выполнения обязанностей, по проведению в подразделениях проверок (обследований) состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, с выдачей руководителям подразделений, другим должностным лицам обязательных для выполнения предписаний и контроля их выполнения, целесообразно разработать и утвердить руководителем организации План работы службы охраны труда, в котором указать периодичность проверок.
А если структурное подразделение ждет проверку, согласно утвержденному плану, значит и готовится к ней, идентифицируя возможности, для предупреждающих действий, тем самым совершенствуя результативность системы управления охраной труда организации.
Важно!
Отменить предписание или выполнение отдельных его мероприятий, а также перенести сроки их выполнения имеет право руководитель организации или его заместитель, которому подчинена служба. Резолюция о принятом решении по названным вопросам должна быть подписана и датирована.
В каком нормативном правовом акте можно найти ответ на вопрос: сколько должно быть работников в службе охраны труда?
В Нормативах численности № 94.
В организациях производственной сферы при численности работающих свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек создается служба (вводится в штат должность специалиста по охране труда) из числа лиц, имеющих необходимую подготовку (п. 18 Типового положения № 82).
При численности работающих в организации 250 и более человек численность службы определяется в соответствии с Нормативами численности № 94.
Нормативы численности специалистов по охране труда в организациях применяются субъектами хозяйствования независимо от наименования и форм собственности.
В качестве базовых нормативов, при которых вводится должность специалиста по охране труда, принимаются:
– в производственной сфере при численности работающих – от 100 до 250 человек;
– в других отраслях при численности работающих – от 200 до 250 человек.
При численности работников 250 и более человек расчет ведется по таблицам Нормативов численности № 94.
В штатное расписание организации могут быть включены структурные подразделения: бюро охраны труда – при численности специалистов по охране труда 2–3 человека, включая начальника, или отдел – при численности 4 и более человек.
Документ:
Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94 (далее – Нормативы численности № 94).
В микроорганизации обязанности специалиста по охране труда возложены на производителя работ (прораба), который непосредственно руководит производством работ на участке. Правильно ли это?
Это не правильно!
В задачи специалиста по охране труда входит организация работы по охране труда во всех структурных подразделения и функциональных службах организации, в том числе:
– координация деятельности подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
– совершенствование системы управления охраной труда;
– внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;
– информирование и консультирование руководителей организации и работающих по вопросам охраны труда.
Осуществление контроля по охране труда, в том числе за:
– обеспечением требований безопасности и гигиены труда;
– соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
– выполнением (соблюдением) локальных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.
Трудовая функция специалиста по охране труда не может ограничиваться одним производственным участком, за который он несет ответственность еще и как непосредственный руководитель работ.
Производитель работ (прораб) обязан постоянно контролировать знание и соблюдение подчиненными работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности, то есть отлучиться на другой участок для выполнения обязанностей специалиста по охране труда для него проблематично.
Если же в организации произойдет несчастный случай, то расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным или тяжелым исходом) должно проводиться, в том числе с участием специалиста по охране труда или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (п. 18 Правил расследования несчастных случаев № 30).
В то же время законодательство запрещает участие в расследовании несчастного случая на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего (п. 19 Правил расследования несчастных случаев № 30).
Кто в данном случае будет участвовать в расследовании несчастного случая от службы охраны труда, если травму получит работник структурного подразделения, которым руководит производитель работ – по совместительству специалист по охране труда?
Наниматели при назначении (возложении обязанностей) специалиста по охране труда в микроорганизациях, должны, по мнению автора, руководствоваться ст. 227 ТК, согласно требованиям, которой при отсутствии службы, специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются одним из руководителей.
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования несчастных случаев № 30).
Новый сотрудник, принятый в организацию инженером по охране труда, требует от нанимателя предоставить ему для работы компьютер и другую оргтехнику, в то время как уволившийся работник в этом не нуждался. Как в данном случае следует поступить нанимателю?
Работникам службы охраны труда должны быть созданы соответствующие условия для работы, включая:
– предоставление помещения, мебели и инвентаря (с возможностью приема посетителей, проведения совещаний и хранения документов);
– обеспечение компьютерной и другой современной оргтехникой, техническими средствами связи и контроля за состоянием охраны труда, необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (п. 30 Типового положения № 82).
Помимо этого, для осуществления функций службы охраны труда по проведению обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок и других мероприятий организуется кабинет охраны труда, оснащенный в соответствии с Типовым положением № 144.
Таким образом, на основании требований указанных нормативных правовых актов нанимателю все же следует обеспечить нового сотрудника принятого в организацию инженером по охране труда компьютером и другой необходимой оргтехникой.
Документ:
Типовое положение о кабинете охраны труда, утвержденное постановлением Минтруда РБ от 08.11.1999 № 144 (далее – Типовое положение № 144).