Кому из работников, занятых в производстве эпоксидных смол, предоставляется лечебно-профилактическое питание? Какие продукты должны включаться в рацион и каков порядок обеспечения таким питанием? Можно ли дополнительно к лечебно-профилактическому питанию выдавать молоко, а также пектин?
Право на получение лечебно-профилактического питания по рациону № 4, установленному Рационом питания № 152/123 (далее – рацион № 4) имеют следующие категории работников:
– аппаратчики, непосредственно занятые на основных технологических стадиях производства;
– лаборант химического анализа;
– пробоотборщик;
– слесарь-ремонтник;
– сливщик-разливщик;
– уборщик помещений (производственных, служебных), занятый уборкой производственных помещений;
– электрогазосварщик;
– электросварщик ручной сварки;
– мастер;
– начальник смены (глава 52 «Производство эпоксидных смол» Перечня на бесплатное получение питания № 152/123).
Рацион № 4 включает следующие продукты (цифрами указано количество в граммах нетто): хлеб пшеничный – 100; хлеб ржаной – 100; мука пшеничная – 15; крупа, макароны – 15; картофель – 112; овощи – 20; томат–пюре – 3; мясо – 80; молоко (кефир) – 200; масло сливочное – 15; творог – 110; сметана – 20; яйцо – 10; рыба – 28; масло растительное – 10; сахар – 45; соль – 5; чай – 0,5.
Кроме этого, дополнительно выдается витамин С (аскорбиновая кислота) в количестве 150 мг, а на работах с соединениями мышьяка, фосфора, ртути и с теллуром – витамин В1 (тиамин) в количестве 4 мг.
Химический состав набора продуктов (округленно): белки – 65 г; жиры – 45 г; углеводы – 181 г. Энергетическая ценность рациона – 1390 ккал.
В рационе лечебно-профилактического питания, рассчитанном на 1 прием (день), допускается отклонение в расходовании продуктов, но в течение 7 календарных дней они должны быть использованы в полном объеме.
Допускается отклонение показателей химического состава и энергетической ценности +/-10 %.
Готовые блюда, приготовленные на основе рациона лечебно-профилактического питания, выдаются разово перед началом рабочего дня (смены) независимо от его продолжительности.
По согласованию с органом или учреждением, осуществляющим государственный санитарный надзор, допускается выдача лечебно-профилактического питания в иное время, но не позднее чем в обеденный перерыв.
Лечебно-профилактическим питанием обеспечиваются работники в дни фактической занятости не менее половины рабочего дня (смены) на производствах, профессиях, должностях, работах, предусмотренных Перечнем на бесплатное получение питания № 152/123 (подп. 2.1 п. 2 постановления № 1386).
Выдача лечебно-профилактического питания за прошлое время и денежная компенсация за своевременно не полученное лечебно-профилактическое питание не производят.
При разъездном характере работы или в служебных командировках при выполнении работ, дающих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания, работникам на его приобретение выплачивается денежная компенсация на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Дополнительная бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, а также пектина работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание, не производится.
Документ:
Перечень производств, профессий, должностей и работ, занятость на которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный приложением 1 к постановлению Минтруда и соцзащиты РБ, Минздрава РБ от 23.11.2007 № 152/123 (далее – Перечень на бесплатное получение питания № 152/123, постановление № 152/123).
Документ:
Рационы лечебно-профилактического питания, выдаваемого бесплатно работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные приложением 2 к постановлению № 152/123 (далее – Рационы питания № 152/123).
Документ:
Нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные приложением 3 к постановлению № 152/123 (далее – Нормы выдачи № 152/123).
Документ:
Постановление Совета Министров РБ от 23.10.2007 № 1386 «О бесплатном обеспечении лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – постановление № 1386).
Обязаны ли уборщицы служебных помещений проходить предварительный медицинский осмотр при приеме на работу?
Обязаны.
При решении вопроса о прохождении медицинских осмотров работников следует руководствоваться Инструкцией № 47 и учитывать характеристику выполняемых работ.
Так медицинские осмотры в соответствии с Инструкцией № 47 проводят при выполнении работ:
– связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры, согласно приложению 1 к Инструкции № 47;
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры, согласно приложению 2 к Инструкции № 47;
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, согласно приложению 3 к Инструкции № 47 (п. 3 Инструкции № 47).
Предварительный медицинский осмотр лиц, поступающих на работу, осуществляется по направлению работодателя, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с графой 2 приложений 1–3 к Инструкции № 47 (п. 9 Инструкции № 47).
Характеристика работ уборщика помещений (производственных, служебных) изложена в выпуске 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33, и предусматривает в частности чистку и дезинфицирование душевых, гардеробных и других мест общего пользования. Приготовление моющих и дезинфицирующих растворов.
Вместе с тем для допуска к работам по приготовлению и использованию средств дезинфекции (А) требуется проведение предварительного и периодического медицинского осмотра (подп. 1.2.8 п. 1.2 приложения 1 к Инструкции № 47).
Таким образом, если данные работы фактически будут выполняться уборщиком служебных помещений, проведение предварительных медицинских осмотров и далее не реже 1 раза в год периодических медицинских осмотров обязательно.
Если в будущем трудовая деятельность человека, принимаемого на работу уборщиком служебных помещений, будет соприкасаться с вредными и (или) опасными факторами производственной среды, показателями тяжести и напряженности трудового процесса, а также соответствовать характеру проводимых работ, указанных в приложениях 1–3 к Инструкции № 47, то наниматель обязан направить его на прохождение соответствующего медицинского осмотра, чтобы получить медицинское заключение о возможном допуске его к выполнению той или иной работы в пределах его трудовой деятельности.
Документ:
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Необходимо ли на предприятии проводить проверку знаний работников по охране труда? Если да, то кто эту проверку должен проводить?
Необходимо. Комиссия для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.
Работающие в установленном законодательством порядке проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями (часть четвертая ст. 19 Закона № 356-З).
Помимо этого, законодательство предусматривает, как обязанность работодателя осуществлять проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Инструкцией № 175 (абз. 5 части первой ст. 13 Закона № 356-З) так и обязанность работника проходить в установленном законодательством порядке проверку знаний по вопросам охраны труда (абз. 4 части первой ст. 15 Закона № 356-З).
Вопросы создания и деятельности комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, создаваемых в организациях (далее – комиссия), урегулированы Положением № 210.
Так комиссия создается приказом руководителя организации. Возглавляет комиссию руководитель организации или его заместитель, ответственный за организацию охраны труда. В ее состав включаются специалисты службы охраны труда, юридической службы, главный энергетик, главный механик, главный технолог и другие главные специалисты, уполномоченные представители профессиональных союзов, специальных государственных органов надзора и контроля (при необходимости и по согласованию с этими органами) (п. 2 Положения № 210).
При невозможности создания комиссии проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда или в соответствующих комиссиях учреждений образования, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров по вопросам охраны труда, или в комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности (часть восьмая ст. 19 Закона № 356-З, п. 12 Положения № 210).
Кроме того, вне зависимости от наличия или отсутствия комиссии на предприятии руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ (часть первая п. 6 Положения № 210, часть пятая ст. 19 Закона № 356-З).
Если организация не находится в подчинении республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ, другой организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда указанных выше лиц проводится в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов (часть вторая п. 6 Положения № 210, часть шестая ст. 19 Закона № 356-З).
Документ:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З).
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Документ:
Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 (далее – Положение № 210).
Назначается ли гражданину, выполнявшему работу по договору подряда пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
Ответ на данный вопрос в полной мере зависит от того, каков характер распределения между сторонами договора подряда (гражданином, работающим по данному договору (подрядчиком), и организацией, в которой работает данный гражданин по данному договору (заказчиком)) ответственности за контроль за безопасным ведением работ, являющихся предметом договора.
Это обусловлено тем, что правом на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве как одним из видов страховых выплат, обеспечиваемых за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обладают не все категории граждан, работающих по гражданско-правовым договорам (одним из разновидностей которых и является договор подряда), а только те из них, в отношении которых страхователем (т.е. заказчиком) обеспечивается контроль за безопасным ведением работ. Такое условие определено абз. 3 п. 243 Положения № 530, которым урегулированы порядок и условия проведения данного вида обязательного страхования.
С данным условием согласуются также Правила расследования несчастных случаев № 30, которыми предусмотрено, что их действие распространяется, в том числе и на работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя (подп. 2.4.8 п. 2 Правил расследования несчастных случаев № 30).
Позиция относительно более однозначного порядка применения рассматриваемой оговорки выражена в части третьей п. 3 постановления № 12, согласно которому отличительной особенностью гражданско-правовых договоров, по которым исполнители – физические лица подлежат обязательному страхованию, является наличие у заказчика-страхователя обязанности осуществлять контроль за безопасным ведением ими работ. Такая обязанность может быть возложена техническим нормативным правовым актом, устанавливающим правила безопасности данного вида работ, либо предусмотрена в гражданско-правовом договоре.
Если работа выполнялась гражданином (группой граждан) по гражданско-правовому договору без обязанности заказчика по контролю за ее безопасным ведением, ответственность за наступление вредных последствий определяется по нормам Гражданского кодекса РБ (часть четвертая п. 3 постановления № 12).
В организации, исходя из особенностей производства, составляется перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности (далее – наряд-допуск), требующих осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством (огневые работы на временных рабочих местах, работы на крыше зданий, в резервуарах, колодцах, подземных сооружениях и иные) (п. 18 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70).
Типовой перечень работ с повышенной опасностью определен приложением 1 к Инструкции № 175.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации предметом гражданско-правового договора (договора подряда) являются работы, в отношении которых техническим нормативным правовым актом, устанавливающим правила безопасности данного вида работ, на страхователя (заказчика) возложена обязанность по осуществлению контроля за их безопасным ведением и (или) такая обязанность предусмотрена условиями самого гражданско-правового договора (договора подряда), гражданин, выступающий в качестве исполнителя (подрядчика) по данному договору, подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и, следовательно, обладает правом на страховое обеспечение по данному виду обязательного страхования, в том числе на пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве.
В противном случае такой гражданин не подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и не обладает правом на страховое обеспечение, в том числе на пособие по временной нетрудоспособности, осуществляемое за счет средств данного вида обязательного страхования.
Вопрос об обеспечении такого гражданина пособием по временной нетрудоспособности может быть рассмотрен из иных источников его финансирования.
Документ:
Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее – Положение № 530).
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования несчастных случаев № 30).
Документ:
Постановление Пленума Верховного Суда РБ от 22.12.2005 № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – постановление № 12).
Руслан Кононов, специалист по охране труда
Организация занимается складированием различных строительных материалов. В каких нормативных правовых актах можно посмотреть на какую максимальную высоту выкладывается штабель из мешков? И какие требования предъявляются при проведении данных работ?
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими выполнение погрузочно-разгрузочных работ, являются Межотраслевые общие правила № 70 и Межотраслевые правила № 173.
Максимально допустимая высота штабелей определяется в зависимости от вида упаковки материалов и изделий, их веса и условий механизации погрузочно-разгрузочных работ (п. 230 Межотраслевых общих правил № 70).
Не допускается выступание частей, краев материальных ценностей и упаковки за габариты штабеля (часть третья п. 231 Межотраслевых общих правил № 70).
Мешки складируют на специальные поддоны секциями по 3 или 5 мешков (тройками или пятерками) с соблюдением порядка увязки укладываемых мешков и перпендикулярности штабеля (часть первая п. 244 Межотраслевых общих правил № 70).
При формировании пакетов на плоских поддонах с целью обеспечения устойчивости пакета вес груза распределяется симметрично относительно продольной и поперечной осей поддона. Верхняя плоскость пакета должна быть ровной (часть вторая п. 244 Межотраслевых общих правил № 70).
Для устойчивости штабеля через каждые 5-6 рядов мешков по высоте – прокладывают доски (часть третья п. 244 Межотраслевых общих правил № 70).
Грузы в мешках и кулях должны укладываться в штабеля в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается (п. 92 Межотраслевых правил № 173).
Высота штабелей при ручной укладке затаренных грузов в мешках до 70 кг, не должна превышать 2 м (п. 415 Межотраслевых правил № 173).
Высота штабелей при механизированной укладке затаренных грузов не должна превышать в мешках до 70 кг – 3,8 м (п. 416 Межотраслевых правил № 173).
Грузы в мешках, не сформированные в пакеты, необходимо укладывать в штабеля вперевязку. Для устойчивости штабелей следует через каждые 5 рядов мешков прокладывать доски (часть первая п. 417 Межотраслевых правил № 173).
Укладку грузов в бумажных мешках следует производить с прокладкой досок между каждым рядом (часть вторая п. 417 Межотраслевых правил № 173).
При ручной укладке мешков в штабель может быть уложено не более 8 рядов, при механизированной укладке – не более 12 (для сахара-песка, упакованного в тканевые мешки, – не более 46 рядов, в тканевые мешки с полиэтиленовыми вкладышами – 24 рядов) (п. 418 Межотраслевых правил № 173).
Мешки должны быть целыми, чистыми, без пропуска стежков. Нити швов должны быть закреплены и не иметь свободных концов (подп. 435.4 п. 435 Межотраслевых правил № 173).
Наибольший свес груза с поддона на сторону не должен превышать:
– для грузов в мешковой таре (тканевой, джутовой) – 100 мм;
– для грузов в бумажных мешках – 50 мм (подп. 435.6 п. 435 Межотраслевых правил № 173).
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые общие правила № 70)
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 12.12.2005 № 173 (далее – Межотраслевые правила № 173).
Одна из операций работы сотрудника связана с периодическим 1–2 раза за смену переносом вручную мешков с сахаром весом 50 кг и последующей засыпкой сахара в варочный котел из мешка. Противоречит ли данная операция работы правилам по охране труда?
Противоречит.
При организации работ, связанных с подъемом и перемещением грузов вручную, необходимо учитывать параметры, характеризующие тяжесть и напряженность труда, установленные Санитарными нормами № 211.
Однако, судя по описанию выполняемых работ, перемещение мешков с сахаром это не разовый перенос груза, а одна из операций технологического процесса.
Наряду с этим перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации (п. 63 Межотраслевых правил № 173).
Таким образом, данная операция работы противоречит правилам по охране труда и должна быть механизирована.
Документ:
Санитарными нормами и правилами «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденными постановлением Минздрава РБ от 28.12.2012 № 211 (далее – Санитарными нормами № 211).
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»