Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон № 64-З), вступившим в силу 28 августа 2013 г. (за исключением отдельных положений), в Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) внесены существенные изменения в части ответственности за нарушения законодательства об охране труда. О них и об административной ответственности вообще читайте в данной статье.
Административная ответственность за нарушения законодательства по охране труда
Новое в ответственности за нарушения правил по охране труда
Общая ответственность за нарушения законодательства по охране труда предусмотрена ст. 9.17 «Нарушение правил по охране труда» Особенной части КоАП.
Ранее действовавшая редакция ст. 9.17 КоАП предусматривала ответственность за нарушение требований по охране труда как физических лиц (уполномоченных должностных лиц, ответственных за их соблюдение), так и работодателей – юридических лиц.
В новой редакции статьи ответственность юридических лиц за нарушение требований по охране труда исключена. Также уменьшены размеры штрафов, налагаемых за указанные нарушения на физических лиц.
Так, ранее нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах лицом, ответственным за их соблюдение предусматривало административную ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влекло наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин.
Новая редакция ст. 9.17 КоАП предусматривает, что нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин.
То же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 15 до 50 базовых величин.
Важно!
Под уполномоченным должностным лицом работодателя юридического лица, следует понимать лицо, ответственное за данное направление работы в организации, на которое локальными нормативными правовыми актами (приказ, распоряжение, должностная инструкция и т.д.) возложены соответствующие обязанности.
Работник, непосредственно нарушивший на своем рабочем месте требования п. 5 части первой ст. 53 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) (соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты) может быть привлечен нанимателем к дисциплинарной ответственности, но не подлежит административной ответственности по указанному основанию.
Ответственность за сокрытие страхового случая
Административную ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливает ст. 9.20 КоАП. При этом разделяет ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, санкция данной статьи за указанное нарушение предусматривает наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин на должностное лицо, на индивидуального предпринимателя – от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 100 базовых величин.
Дело об административном правонарушении и его рассмотрение
Дело об административном правонарушении рассматривают в 15-дневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 11.2 ПИКоАП).
Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят постановление (ч. 1 ст. 11.9 ПИКоАП).
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ст. 11.11 ПИКоАП). По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, его представителя, защитника им под расписку вручают копию постановления по делу об административном правонарушении.
Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение 3 дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Справочно:
Протоколы по делам об административных правонарушениях за нарушение правил по охране труда имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица: Департамента; органов, осуществляющих государственный санитарный надзор; органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов.
Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, его представителем, защитником (ст. 12.1 ПИКоАП). Постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.
Также могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу постановления органа, ведущего административный процесс по делам об административных правонарушениях за нарушения законодательства по охране труда, в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, постановление суда – 23 в вышестоящий суд (ст. 12.2 ПИКоАП).
Жалоба (протест) направляется в суд, орган, вынесший постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение 3 суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее в соответствии с ч. 1 ст. 12.2 ПИКоАП.
С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, за исключением жалобы на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему.
Из приведенной нормы следует, что не вступившие в законную силу постановления органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы только 1 раз – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Следует также пояснить, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана только одному и рассмотрена только одним вышестоящим должностным лицом. Порядок, при котором в случае отказа в удовлетворении жалобы лицо, в отношении которого вынесено постановление, имело бы право обратиться с такой же жалобой к другому должностному лицу, вышестоящему по отношению к ранее рассмотревшему жалобу, законодательством не предусмотрен.
В то же время обращение с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении к вышестоящему должностному лицу и принятие должностным лицом решения по жалобе лишают лицо, в отношении которого оно вынесено, права обжаловать постановление еще и в суде.
Сроки при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении
Срок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 12.4 ПИКоАП.
Так, жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, – не позднее 10 суток со дня получения постановления (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП).
Жалоба (протест), поданная с пропуском срока, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест.
Жалобу (протест) на постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о труде рассматривают судья, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления (ст. 12.7 ПИКоАП).
Справочно:
Штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом – не позднее 15 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления – не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ч. 1 ст. 15.3 ПИКоАП).
Вадим Браташ, юрист