В этой статье мы предлагаем, рассмотреть наиболее часто встречающиеся, так называемые «типичные нарушения», которые допускаются работодателями (нанимателями) в сфере охраны труда, а также последствия к которым привело невыполнение тех или иных норм и правил по охране труда.
7 нарушений в сфере охраны труда, за которые нанимателю придется отвечать
Несмотря на четкие требования, содержащиеся в законодательстве о труде и об охране труда, нарушений этих требований (как показывает практика) допускается достаточно много. Причем некоторые нарушения норм законодательства совершаются сознательно, последствия же таких нарушений, как правило, крайне негативные, а плата за халатность или невыполнение предписанных норм – жизнь и здоровье работающих.
Начнем с того, что Конституцией Республики Беларусь закреплено право работающих на здоровые и безопасные условия труда (ст.41), а на нанимателя законодательством о труде возложена обязанность по обеспечению охраны труда, в том числе обеспечение здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте (ст.55 и ст.226 ТК).
Работодатель должен знать
- виды санкций за нарушения в области охраны труда;
- как предусмотреть человеческий фактор и исключить ошибочные действия работников, которые могут привести к крайне негативным последствиям;
- какие правовые меры можно применить к нарушителям правил и норм по охране труда;
- когда можно и нужно прибегнуть к крайней мере воздействия на нарушителя – увольнению.
Типичные нарушения в сфере охраны труда
1. Непроведение инструктажа по охране труда
Справочно: наниматель обязан провести вводный инструктаж при приеме на работу (п.3 части первой ст. 54 ТК).
Сюда же можно отнести такие нарушения, также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Документ: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 №175 «Об утверждении инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда»
Вышеперечисленные нарушения могут повлечь для организации следующие последствия:
- нарушение работниками требований охраны труда, невыполнение требований техники безопасности;
- внеплановую проверку соблюдения правил и норм по охране труда (Департамент государственной инспекции труда) ;
-предписание государственного инспектора труда об устранении выявленных нарушений;
-административную ответственность, предусмотренную ст. 9.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях «Нарушение правил по охране труда» (к административной ответственности в виде штрафа привлекается как юридическое лицо так и виновные должностные лица) ;
- несчастный случай на производстве;
- специальное расследование;
- судебное разбирательство с пострадавшим либо с членами его семьи.
Пример 1
Во время передвижения по платформе автомобильного разгрузчика работник упал с высоты 1,7 м. В результате падания он получил травму позвоночника. По результатам проведения проверки, государственный инспектор труда установил, что работодатель при проведении инструктажа по охране труда с потерпевшим не указал на безопасный способ передвижения к завальной яме зерносушильного комплекса через автомобильный разгрузчик. Кроме того, работнику не была выдана специальная обувь необходимая для выполнения работы.
Данные нарушения законодательства об охране труда представляли реальную угрозу жизни и здоровью работника. Кроме того, в ходе проверки организации были выявлены работники, с которыми не провели инструктаж (вводный, на рабочем месте). Эти работники, по требованию уполномоченных государственных органов, были отстранены от выполнения работ.
Пример 2
При проведении разгрузочных работ, на складе принадлежащем ООО «Н» черепно-мозговую травму получил 18 летний работник. Расследование несчастного случая показало, что молодой человек при разгрузке товара потерял равновесие и упал с кузова автомобиля «ЗИЛ», получив травму головы. В журнале регистрации инструктажа по охране труда ООО «Н» отсутствовала отметка о прохождении работником вводного и первичного инструктажей по охране труда. Молодой человек был принят на работу без прохождения предварительного медицинского осмотра, работодатель не обеспечил его спецодеждой и обувью. Должностные лица организации были привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
2. Нарушение режима труда и отдыха работников
Справочно: режим труда и отдыха работников, устанавливается законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. (п.4 части первой ст. 226 ТК).
Режим труда и отдыха определяет продолжительность работы и рациональное чередование периодов работы (трудовой деятельности) и перерывов для отдыха. Организация с учетом производственного процесса и категории работников определят режим труда и отдыха на конкретном рабочем месте. Не соблюдение работниками режима труда и отдыха способствуют увеличению количества случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Трудовой договор, заключаемый с работниками, должен содержать в качестве обязательных условия о режиме труда и отдыха работников (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя) (ст. 19 ТК).
Время, необходимое для приема пищи на тех работах, где по условиям производства перерыв установить нельзя, и предоставляемое работнику в течение рабочего дня, включается в рабочее время. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются нанимателем в соответствии с коллективным договором, соглашением либо правилами внутреннего трудового распорядка.
Наниматель, а также виновные должностные лица, при выявлении данного вида нарушения привлекаются к административной ответственности виде штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин («Нарушение законодательства о труде» ст. 9.19 КоАП)).
Чаще всего подобные нарушения встречаются в транспортных организациях.
Пример 3
В ходе проверки организации, основным видом деятельности которой является оказание внутриреспубликанских автомобильных перевозок и международных автомобильных перевозок было выявлено нарушение режима труда и отдыха работников, а именно, не был организован контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, не разработаны графики их работы. Тем самым были нарушены требования п.4 части первой ст. 226 ТК, требования постановления Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» (вместе с «Порядком применения норм времени нахождения грузового транспортного средства на погрузке и разгрузке, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой груза»), требования постановления Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей и признании утратившим силу постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13».
3. Необеспечение работников спецодеждой и средствами защиты
Внимание! Обеспечение работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, организация надлежащего хранения и ухода за этими средствами - обязанность нанимателя при организации труда работников (п. 8 ст. 55 ТК).
Выполнение некоторых трудовых функций требует использования работниками средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Именно на работодателя возложена обязанность приобретать за счет собственных средств и обеспечивать работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством порядке, в соответствии с установленными нормами.
А на работника возложена обязанность по соблюдению установленных НПА требований по охране труда и безопасному ведению работ, использованию средств индивидуальной защиты. Данная обязанность должна неукоснительно выполняться работниками занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Наниматель же обязан контролировать применение работниками СИЗ и не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника не использующего требуемые СИЗ, обеспечивающие безопасность труда (п. 3 часть вторая ст. 49 ТК, п. 55 Инструкции).
Справочно: порядок обеспечения работников СИЗ установлен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция). Требования Инструкции распространяются на всех работников и нанимателей независимо от их организационно-правовых форм и видов экономической деятельности.
Важно! Если нормы выдачи СИЗ по какой-либо профессии или должности не предусмотрены в соответствующих отраслевых нормах, работники должны обеспечиваться СИЗ согласно Типовым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.09.2006 № 110.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (п. 8 части первой ст. 55 ТК). Если требования трудового законодательства в отношении СИЗ, а также требования нормативных правовым актов в сфере охраны труда в части обеспечения работников СИЗ нанимателем не выполняются, или выполняются не надлежащим образом, это может привести к :
- травмам работников (несчастным случаям на производстве);
- административной ответственности за нарушение правил по охране труда;
- судебными спорами с работниками.
Такие нарушения встречаются довольно часто при проверках государственными контролирующими органами на промышленных предприятиях, при работе в котельных, производственных цехах организаций, на строительных площадках и др.
Пример 4
При демонтаже электрического устройства электрик не воспользовался (СИЗ) и был смертельно травмирован электрическим током. Несчастный случай признан производственным.
4. Допуск сотрудников к работе без обязательного медосмотра
Обязанность нанимателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров и медосвидетельствования, предусмотрена постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь», ст. 228 ТК, ст. 27 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда). Помимо вышеперечисленного, работающие на работах с повышенной опасностью, должны проходить предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (часть третья ст. 27 Закона об охране труда).
Работники моложе 18 лет принимаются на работу лишь после прохождения предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника не прошедшего медицинский осмотр.
Справочно: медосмотры подразделяются на:
1) предварительные (при поступлении на работу);
2) периодические (во время трудовой деятельности);
3) внеочередные (при ухудшении здоровья работника).
Нарушения подобных требований грозят нанимателю:
- травмами работников или даже смертью (несчастным случаем на производстве), наступившими в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
- административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.
5. Непроведение аттестации рабочих мест
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. В соответствии с законодательством наниматель обеспечивает проведение аттестации рабочих мест по условиям труда на рабочих местах, на которых работник занят с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день. По результатам аттестации может быть изменено санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников, обоснованно установлены ограничения труда для отдельных категорий работников, определены вредные факторы рабочих мест и, соответственно, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставлены льготы, предусмотренные ТК (сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и т.д.). Справочно: Основным документом, регламентирующим порядок проведения, а также цели и задачи аттестации рабочих мест по условиям труда является постановление Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (в ред. от 11.01.2014).
Не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда грозит нанимателю :
- предписанием государственного контролирующего надзорного органа;
- административной ответственностью при установлении нарушения;
- иском в суд по инициативе государственного контролирующего надзорного органа
6. Невыполнение требований по расследованию несчастных случаев на производстве
Как правило, нарушения и ошибки при проведении расследований несчастных случаев на производстве возникают по причине незнания порядка действий, которые организация (наниматель) должен предпринять при наступлении несчастного случая на производстве. К наиболее частым ошибкам и нарушением можно отнести: не соблюдение сроков оповещения о факте несчастного случая органов, указанных в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (в ред. от 14.08.2013) (далее – Правила); оповещение о несчастном случае на производстве не всех органов и организаций указанных в Правилах.
Между тем такое нарушение требования по оповещению о несчастном случае и его расследованию может быть расценено как сокрытие несчастного случая работодателем, что влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - от 50 до 100 базовых величин.
7. Отсутствие службы охраны труда, специалиста по охране труда
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают службу охраны труда из числа лиц, имеющих необходимую подготовку (ст. 227 ТК). Исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников (часть восьмая ст. 20 Закона об охране труда). Нарушителями чаще всего здесь выступают небольшие предприятия.
Подводя итог, отметим, что нарушений в сфере охраны труда, допускается достаточно много, но в данной публикации мы привели лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся.
Особо хотелось бы отметить тот факт, что нарушения требований ном и правил по охране труда влекут не только дисциплинарную, административную, но и уголовную ответственность. Но, пожалуй, самое печальное состоит в том, что даже после уплаты штрафов, судебных разбирательств, травмы, полученные работниками при исполнении своих трудовых обязанностей, остаются на всю жизнь, а в некоторых случаях и вовсе являются смертельными.
Справочно: Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст.41 Конституции Республики Беларусь).
Дмитрий Щербина, инженер по охране труда