Сельское хозяйство – зона повышенного риска. Так было всегда: количество несчастных случаев в этой сфере составляло до 40 % от их общего числа. Но времена меняются. Меняется и сама отрасль. Сельское хозяйство на сегодняшний день занимает далеко не 1-е место по травмированию работников. А что касается производства сельскохозяйственной продукции, то здесь на показатели травматизма оказывают влияние различные факторы, причем как в сторону роста, так и в сторону снижения. Самый значимый фактор, повлиявший на снижение травматизма, – снижение количества работающих в отрасли, непосредственно занятых в производстве продукции, поскольку самые безопасные производства – безлюдные производства.
Поэтому основная задача службы охраны труда сельскохозяйственной организации – нивелировать отрицательные факторы, влияющие на работающих – от директора до животноводов.
Начинать эту работу следует с определения функций и задач в области охраны труда каждого из работающих, чтобы ни одно из направлений работы не осталось без ответственного за его реализацию в соответствии с требованиями многочисленных нормативных правовых актов.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Функции и закрепление их за ответственными лицами определяются приказом руководителя в соответствии со ст. 226 ТК. Подготовкой такого приказа (или ряда приказов) обычно занимается специалист по охране труда.
Для примера приведем документ, неофициально и традиционно называемый «приказ № 1». Традиционно – потому что его ежегодное переиздание ранее предписывалось Положением о системе управления охраной труда в организациях Министерства сельского хозяйства и продовольствия; неофициально – потому что в действующем положении такой нормы уже нет. По мнению автора, польза от ежегодного пересмотра этого документа несомненна.
Первое. Практически любой пункт данного документа может быть поводом для издания отдельного приказа. Но сведение всех приказов в один упрощает процедуру ознакомления заинтересованных работников с приказом; позволяет быстро внести изменения в приказ в связи с кадровыми назначениями в организации, что на практике неизбежно.
Второе. Некоторые пункты приказа основываются не на требованиях каких-либо нормативных правых актов, а вытекают из необходимости координации действий специалистов и работников в определенной узкой области. Такими являются, например, пп. 7, 6, 11, 14 приказа.
Третье. Пункты 4, 5 и 6 приказа не тождественны: п. 4 касается производственной среды; п. 5 основывается на штатном расписании организации, а пункт 6 закрепляет обязанности специалистов в части организации работы по охране труда в тех случаях, когда они осуществляют руководство работами, выполняемыми на закрепленном за ним объекте, в т.ч. работниками из других структурных подразделений. Пункт 6 направлен на разрешение трудной управленческой задачи: проблемы чаще всего возникают на стыке ответственности разных структурных единиц.
Внесение изменений в трудовой договор и должностную инструкцию
Нужно ли вносить все нормы приказа в трудовой договор (контракт) и в должностные обязанностей работника? Однозначного мнения у специалистов нет: в этих документах разброс детализации функций и задач, выполняемых работником, колеблется от общих фраз, содержащихся в ТК, до попыток уточнить ответственность специалиста за выполнение каждого конкретного пункта всех нормативных правовых актов в области охраны труда (!), входящих в его компетенцию.
По мнению автора, будет достаточно, если специалист ознакомиттся под подпись с документами СУОТ, оговаривающими права и обязанности должностных лиц организации в области охраны труда. А ознакомление с приказом № 1 означает также, что службы кадров и охраны труда обязаны подготовить назначенных специалистов к выполнению возложенных на них задач, в т.ч. путем обучения (при необходимости, в специализированных учреждениях) и проверки знаний по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.
Виктор Северов, инженер по охране труда