Ситуация 1. Водитель отправился в рейс, не пройдя периодический медосмотр
Около 18:30 логист ООО «А» получил заявку от организации «Б» на доставку грузов. С учетом массы груза и мест его доставки он сформировал маршрут и около 19:00 по мобильному телефону сообщил водителю автомобиля Т., находившемуся второй день на выходном, что для него сформирован маршрут. В маршруте заложено время отдыха, в т.ч. в гостинице.
В этот же день в 21:00 водитель автомобиля Т. прибыл на транспортный участок для получения путевого листа и соответствующих сопроводительных документов, необходимых для отправки в рейс. Согласно маршруту следования Т. должен был произвести загрузку продукции в организации «Б» с последующей ее доставкой в торговые точки, расположенные по маршруту движения.
В 21:30 механик Н. после выписки путевого листа осмотрел техническое состояние автомобиля и проверил наличие документов у Т. на право управления автомобилем. По окончании осмотра технического состояния автомобиля Н., не обнаружив неисправностей, в путевом листе поставил штамп «Механик выезд разрешаю» и заверил подписью, после чего Т. уехал. Затем водитель автомобиля прошел предрейсовый медицинский осмотр, и в путевом листе была сделана отметка о допуске его по состоянию здоровья к управлению автомобилем.
Ранним утром на 22-м километре внешнего кольца МКАД согласно плану «Производство работ по текущему ремонту деформационных швов» организация «Г» производила плановые ремонтные работы. Место производства работ, расположенное во второй полосе движения МКАД, было обозначено дорожными знаками, ограждено пластмассовыми блоками, в т.ч. автомобилем прикрытия. В период с 03:10 до 03:15 ч главный инженер А., находясь на расстоянии 40 м от автомобиля прикрытия, увидел, как автомобиль прикрытия начал движение. При этом двигатель не работал, в кабине водителя не было. Данный автомобиль проехал 5 м и остановился. А., подойдя к автомобилю прикрытия, увидел стоящий позади него грузовой автомобиль. Водитель грузового автомобиля был зажат в кабине и видимых признаков жизни не подавал. Главный инженер вызвал бригаду скорой медицинской помощи и сотрудников ГАИ.
Прибывшие на место врачи констатировали смерть водителя автомобиля Т.
Согласно письму Управления государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь смерть Т. наступила в результате тупой травмы нескольких областей тела.
Что установлено в ходе специального расследования
1. Потерпевший был утомлен, а затем уснул во время управления автомобилем. Это привело к столкновению управляемого им автомобиля со стоящим во второй полосе движения автомобилем перекрытия (о чем свидетельствует отсутствие следовой информации его автомобиля в виде следов торможения на проезжей части), чем нарушены требования подп. 7.2 п. 7, подп. 10.2 п. 10 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, п. 28 Инструкции по охране труда для водителя автомобиля.
2. Водитель автомобиля был допущен к участию в дорожном движении и управлению транспортным средством без прохождения периодического медицинского осмотра. Водитель не имел права управления транспортным средством.
Лица, допустившие нарушения законодательства об охране труда по заключению специального расследования:
1) водитель автомобиля Т.;
2) механик Н., который допустил к участию в дорожном движении и управлению транспортным средством водителя автомобиля Т., не прошедшего периодический медицинский осмотр и не имеющего права управления транспортным средством.
Ситуация 2. Плотник в состоянии алкогольного опьянения упал с кровли
Бригаде работников организации «А» под руководством мастера Г. 30 июля 2016 г. было поручено выполнение работ по ремонту кровли навеса напольной сушилки, расположенной на территории зернотока СПК «М». Г. провел целевой инструктаж по вопросам охраны труда и выдал наряд-допуск на проведение работ на высоте. В 8:30 бригада работников, получив каски, страховочные пояса и рабочий инвентарь, выехала на производственный объект.
В 09:10 бригада приехала на территорию зернотока. Мастер Г. поделил бригаду на 2 звена: 1-е звено – А. (плотник), П. и Ю. (монтажники санитарно-технических систем и оборудования), Р. (газоэлектросварщик); 2-е звено – Б. (плотник), Ф. и К. (электромонтажники), Л. (мастер санитарно-технических систем и оборудования). Бригада в складском помещении СПК «М» получила шифер и деревянные бруски, после чего 1-е звено приступило к изготовлению деревянных трапов для передвижения по крыше навеса, 2-е звено работников приступило к ремонтным работам с северной стороны кровли навеса напольной сушилки.
В 10:10 на территорию зернотока приехала автовышка для производства работ на высоте. Мастер Г. подошел к водителю автовышки и показал ему место проведения работ. В 10:15 с помощью автовышки А. и П., надев страховочные пояса и каски, поднялись на высоту на уровень крыши навеса напольной зерносушилки. Ю. и Р. передали им изготовленные деревянные трапы. П. положил трап на крышу справа от проема, перелез на него из люльки автовышки, закрепив страховочный пояс к балке. Плотник А. таким же образом перелез на крышу здания слева от проема. В этот момент мастер Г. ушел ко 2-му звену, для того чтобы проконтролировать их работу.
Из объяснительных работников установлено, что А. начал гвоздями крепить трап к деревянным брускам кровли навеса, не закрепив фал страховочного пояса к надежно укрепленным элементам стропильной системы кровли навеса. Установка страховочных канатов на крыше навеса не производилась.
В 10:25 монтажник санитарно-технических систем и оборудования Ю., находившийся под навесом, услышал треск ломающегося шифера и увидел, как А. упал с кровли навеса на асфальт (высота 5,5 м). В крыше навеса над тем местом, где лежал А., был виден пролом. Образовавшийся пролом находился с левой стороны трапа, на котором находился А.
Водитель автовышки, увидев А. лежащим на земле, с помощью люльки автовышки снял П. с крыши. В это же время все работники подбежали к А. и начали оказывать ему первую доврачебную помощь. А. был доставлен в учреждение здравоохранения.
Согласно заключению Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь смерть А. наступила в результате тупой травмы головы, туловища и конечностей, сопровождавшейся переломами костей свода и основания головного черепа, кровоизлияниями под оболочками и в вещество головного мозга, переломами 5–8 ребер слева, ушибом левого легкого, кровоизлиянием в ворота селезенки, кровоподтеками и ссадинами на верхних конечностях, осложнившейся отеком головного мозга.
В пробе крови А. обнаружен этиловый спирт в концентрации 2,49 промилле.
Из объяснительных работников и мастера Г. установлено, что наличие признаков алкогольного опьянения у плотника А. ими 30 июля 2016 г. замечено не было.
Документ:
ТКП 45-1.03-44-2006 Технического кодекса установившейся практики «Безопасность труда в строительстве. Строительное производство» (далее – ТКП 45-1.03-44-2006).
Документ:
Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Минтруда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила при работе на высоте).
Что установлено в ходе специального расследования
1. Работы по ремонту кровли навеса сушилки для зерна выполнялись без разработанного проекта производства работ, чем нарушены требования п. 11.1 ТКП 45-1.03-44-2006, п. 691 Правил при работе на высоте.
2. Наряд-допуск на выполнение работ не содержал мероприятий по безопасному производству работ, чем нарушены требования п. 15 Правил при работе на высоте.
3. Потерпевший – плотник по профессии – был допущен к выполнению кровельных работ, относящихся к работам с повышенной опасностью, без прохождения медицинского осмотра, без проведения с ним инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда. Этим нарушены требования пп. 694, 944 Правил при работе на высоте.
4. С потерпевшим не были проведены предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В результате этого к выполнению кровельных работ потерпевший был допущен в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушены требования п. 4 ст. 49 ТК, части третьей ст. 27 Закона об охране труда.
5. Потерпевший нарушил трудовую дисциплину и требования ЛНПА по охране труда, что выразилось в нахождении на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Этим нарушены требования п. 1.5.1 Инструкции по охране труда при выполнении работ на высоте, лесах и подмостях, утвержденной директором организации «А».
В действиях потерпевшего усматривается грубая неосторожность (установленная степень вины – 20 %).
6. Должностное лицо нанимателя не выполнило обязанностей по охране труда, что выразилось в отсутствии контроля за соблюдением работниками трудовой дисциплины, требований ЛНПА по охране труда. Этим нарушены требования подп. 9.1 п. 9 Типовой инструкции о проведении контроля.
Документ:
Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 (далее – Типовая инструкция о проведении контроля).
Должностные лица, допустившие нарушения законодательства об охране труда
По заключению специального расследования нарушения законодательства об охране труда допустили:
1) директор организации «А»:
– допустил выполнение работ без разработанного проекта производства работ;
– допустил выполнение работ по ремонту кровли навеса сушилки для зерна по наряду-допуску, который не содержал мероприятий по безопасному производству работ;
– не организовал проведение на предприятии предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
2) мастер Г.:
– производил работы без разработанного проекта производства работ;
– допустил потерпевшего к выполнению кровельных работ, относящихся к работам с повышенной опасностью, без прохождения в медицинского осмотра, без проведения с ним инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда;
– не обеспечил контроль за соблюдением работниками трудовой дисциплины, требований ЛНПА по охране труда;
3) плотник А. нарушил трудовую дисциплину, требования ЛНПА по охране труда, поскольку находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
Медицинские осмотры и освидетельствование – профилактика травмирования, профзаболеваний и гибели работников
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья (ст. 27 Закона об охране труда).
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Инструкцией № 47 определен порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных (при ухудшении здоровья) медицинских осмотров.
Медицинские осмотры (медосмотры) проводятся в целях:
– обеспечения безопасности труда, охраны здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний;
– определения пригодности к выполнению поручаемой работы;
– своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;
– профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.
Какая служба организации отвечает за направления на медосмотры
При проведении медицинских осмотров (предварительных и периодических) между службой охраны труда и отделом кадров возникают разногласия по поводу распределения функций: кто должен заключать договор с медицинским учреждением, составлять списки работников, подлежащих медосмотру, оформлять направления на медосмотры, отслеживать сроки, вести учет и хранение медицинских заключений по результатам проведенных обследований.
Справочно:
законодательством не установлено, на какое структурное подразделение организации возлагаются обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров. Это вопрос решает наниматель.
Чтобы исключить разногласия, распределите и укажите функции, связанные с проведением медосмотров, в ЛНПА подразделений, а также отразите их в должностных инструкциях работников, обязанных обеспечить их исполнение.
Справочно:
практика показывает, что организация проведения обязательных медицинских осмотров осуществляется совместно отделом кадров и службой (специалистом) охраны труда в зависимости от того, к компетенции какого из указанных структурных подразделений относится (или близок) конкретный организационный вопрос.
На основании перечней, утвержденных законодательством, кадровая служба совместно со службой по охране труда разрабатывает перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работы и перечень контингента, подлежащего предварительным и периодическим осмотрам для предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Предварительный (при поступлении) на работу медицинский осмотр
Такой медосмотр проводится для лиц:
1) занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (часть первая ст. 228 ТК, часть первая ст. 27 Закона об охране труда);
2) претендующих на должности (профессии), подпадающие под факторы, работы, указанные в приложениях к Инструкции № 47;
3) моложе 18 лет.
Осуществляется по направлению работодателя, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса (с гр. 2 приложений 1–3 к Инструкции № 47).
Проводится в организации здравоохранения по заключенному с работодателем договору. Если такой договор не заключен, то соискатель проходит медосмотр по направлению нанимателя в поликлинике по месту жительства.
Лицу, прошедшему медосмотр, выдается медицинская справка о состоянии здоровья.
Без прохождения кандидатом на работу медосмотра при наличии противопоказания к работе в данной профессии (должности) наниматель не вправе допускать работника к работе (часть вторая ст. 26, п. 4 части второй ст. 49 ТК). В таком случае отказ в приеме на работу не является дискриминацией (часть третья ст. 14 ТК).
Периодический медосмотр
При организации проведения периодических медосмотров наниматель ежегодно составляет список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам (далее – список профессий). Списки профессий составляются с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных факторов и показателей, приведенных в приложении 1 к Инструкции № 47, и работ, указанных в приложениях 2 и 3 к Инструкции № 47.
Список (профессий) должен быть составлен и направлен в организацию здравоохранения до 1 января года, в течение которого необходимо проведение запланированного периодического медосмотра (п. 18 Инструкции № 47).
Организация здравоохранения на основании представленного ей списка профессий составляет и направляет нанимателю график проведения периодических медосмотров (не позднее 1 февраля текущего года) (п. 19 Инструкции № 47).
Наниматель на основании списка профессий и полученного графика составляет список работников, подлежащих периодическому медосмотру, по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 47 и за 15 дней до начала периодического медосмотра направляет его в организацию здравоохранения (п. 20 Инструкции № 47).
В организации издается приказ о проведении периодического медосмотра и для прохождения его согласно графику проведения периодических медосмотров в организацию здравоохранения направляются соответствующие работники.
Периодические медосмотры лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, проводятся индивидуально на основании направления нанимателя в организацию здравоохранения (п. 14 Инструкции № 47).
Периодические медосмотры работников, не включенных в список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, осуществляются на основании направления нанимателя в организацию здравоохранения (часть вторая п. 16 Инструкции № 47).
Все периодические медосмотры работников должны быть завершены до 1 декабря текущего года (п. 21 Инструкции № 47).
По результатам периодического медосмотра работников, включенных в список работников, подлежащих периодическому медосмотру, в месячный срок с даты окончания медосмотра организация здравоохранения составляет акт периодического медосмотра по форме согласно приложению 7 к Инструкции № 47 (часть первая п. 34 Инструкции № 47).
Акт периодического медосмотра оформляется в 3 экземплярах, один из которых в течение 5 рабочих дней направляется нанимателю, второй – в территориальный орган государственного санитарного надзора, а третий остается в организации здравоохранения (часть вторая п. 34 Инструкции № 47).
Направленные на медосмотры по направлению представляют нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья.
Работника, нуждающегося в соответствии с заключением ВКК или МРЭК в предоставлении другой работы, наниматель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, соответствующую такому заключению (часть четвертая ст. 30 ТК).
При отказе работника от перевода либо отсутствии подходящей работы трудовой договор расторгается по п. 2 ст. 42 ТК.
Внеочередные медосмотры
Внеочередные медосмотры работающих проводятся в течение их трудовой деятельности.
Проведение внеочередных медосмотров осуществляется в следующих случаях:
1) по инициативе работодателя:
– в случае изменений условий труда работающего;
– при заболевании (травме) работающего с временной утратой трудоспособности свыше 3 месяцев;
– по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
2) по инициативе организации здравоохранения:
– при вновь возникшем заболевании и (или) его последствиях, препятствующих продолжению работы;
– при необходимости проведения дополнительных исследований, динамического наблюдения, консультаций врачей-специалистов и др. (по результатам периодического медосмотра);
– при угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных заболеваний;
3) по инициативе работающего при ухудшении состояния его здоровья.
Работнику выдается направление на прохождение внеочередного медицинского осмотра. В нем указывают назначенное исследование, консультацию и срок их прохождения.
По результатам медицинского осмотра организацией здравоохранения лицу, прошедшему медицинский осмотр, выдается справка о состоянии здоровья (п. 36 Инструкции № 47).
Павел Кравчинский, главный специалист отдела охраны труда и государственной экспертизы комитета по труду, занятости
и социальной защите Могилевского облисполкома