Основная задача аттестации рабочих мест по условиям труда – выявление и оценка присутствующих на рабочих местах всех вредных и опасных производственных факторов с целью разработки эффективных мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Наниматель должен принять все возможные меры для того, чтобы воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работающих в процессе трудовой деятельности было устранено или минимизировано. О том, что ожидает нанимателя, не проведшего в соответствии с законодательством аттестацию рабочих мест по условиям труда, расскажем в данной статье.
Проведение аттестации рабочих мест контролирует государство
К сожалению, невозможно полностью устранить воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работника в процессе трудовой деятельности. Значительное количество работ (подземные работы, кузнечное, прессовое, штамповочное производства, нефтепереработка, ткацкое производство, работа в инфекционных, психиатрических учреждениях и др.) относится к категории вредных и (или) опасных.
Действующим законодательством предусмотрен ряд компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, например:
– профессиональное пенсионное обеспечение;
– дополнительный отпуск;
– сокращенная продолжительность рабочего времени;
– оплата труда в повышенном размере.
Эти виды компенсаций устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Право работающих на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предусмотрено ст. 13 Закона и ст. 225 ТК.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда прямо предусмотрена абз. 21 части второй ст. 17 Закона и п. 11 ст. 226 ТК.
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 (далее – Положение № 253).
Справочно:
оценка условий труда на рабочем месте производится путем отнесения их к определенному классу в соответствии с Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35.
Соблюдение всех требований при проведения аттестации, объективность и непредвзятость в оценке производственных факторов гарантируют обоснованное предоставление компенсаций работающим за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Надзор за соблюдением требований проведения аттестации
За несоблюдение требований проведения аттестации наниматель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Надзор за соблюдением законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также контроль за качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют органы государственной экспертизы условий труда (абз. 4, 5 ст. 41 Закона, Положение № 694).
Документ:
Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.05.2002 № 694 (далее – Положение № 694).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.09.2012 № 103 «О надзоре за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – постановление № 103).
Постановление № 103 определяет основные формы и способы осуществления надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Проверяется соблюдение проверяемым субъектом законодательства о труде и пенсионном обеспечении, а также выполнение уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам.
Способы проверки
Перечислим способы проверки соблюдения законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:
– посещение и осмотр территории, производственных помещений и рабочих (его) мест (а) с вредными и (или) опасными условиями труда проверяемого субъекта;
– истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий), информации, в т.ч. в электронном виде;
– проведение государственной экспертизы условий труда (гл. 16 Перечня);
Документ:
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Перечень).
– вызов представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
– истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, и др.
Мониторинг является формой предупредительного (профилактического) надзора. Он заключается в наблюдении, анализе, оценке в целях оперативной оценки фактического состояния объекта и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства. Во время мониторинга выявляются и предотвращаются причины и условия, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.
Ответственность нанимателя и уполномоченного должностного лица за несоблюдение требований проведения аттестации
Ответственность как нанимателя, так и уполномоченного должностного лица нанимателя за непроведение в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации, представление документов по аттестации, содержащих недостоверные сведения, установлена ч. 3 ст. 9.19 КоАП.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Санкция данной статьи предусматривает штраф в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 100 базовых величин.
Проведение аттестации обязательно для рабочих мест, определенных:
– списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536;
– перечнем текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490;
– списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 07.07.2014 № 57.
Работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсий, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы), по труду, занятости и социальной защите (часть первая ст. 76 Закона о пенсионном обеспечении).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о пенсионном страховании).
Страхователь обязан проводить оценку условий труда на рабочих местах в соответствии с установленным порядком, уплачивать своевременно и в установленных размерах взносы на профессиональное пенсионное страхование (ст. 19 Закона о пенсионном страховании).
Страхователь несет ответственность за несвоевременность проведения оценки условий труда на рабочих местах и несвоевременную и не в полном объеме уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование в порядке, установленном законодательством.
За нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо предоставление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 9.14 КоАП).
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – ПИКоАП).
Протоколы об административных правонарушениях по ст. 9.14 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то лица районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах (управлений и отделов пенсионного обеспечения) и органов государственной экспертизы условий труда, по ч. 3 ст. 9.19 КоАП – уполномоченные лица органов государственной экспертизы условий труда (ч. 2 п. 2, п. 56 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП).
Справочно:
протоколы, составленные должностными лицами органов государственной экспертизы условий труда, рассматривает суд.
Протокол об административном правонарушении должностное лицо органов государственной экспертизы условий труда составляет в случае выявления нарушений в проведении нанимателем аттестации рабочих мест по условиям труда в ходе проводимой проверки.
Если же нарушения при проведении аттестации выявляются в ходе проведения мониторингов, нанимателю рекомендуется проанализировать результаты аттестации, учитывая замечания, сделанные должностными лицами органов государственной экспертизы условий труда, и внести в результаты аттестации необходимые изменения.
Оксана Ковалева, начальник
государственной экспертизы условий труда
и охраны труда Комитета по труду,
занятости и социальной защите Минского облисполкома