Однажды, анализируя по просьбе одной организации ее деятельность в сфере охраны труда, обратил внимание на то, что в организации полностью игнорируются требования по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда, регламентированные Инструкцией № 159.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159 «Об утверждении Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации» (далее – Инструкция № 159).
На вопрос, почему в организации не осуществляется периодический контроль, ее юрисконсульт пояснил, что именно он убедил своего нанимателя отказаться от такого вида контроля, ссылаясь на письмо вышестоящей организации. В нем некий «специалист» прокомментировал требования, изложенные в Инструкции № 159, заявив, что согласно п. 4 контроль может осуществляться, а следовательно, может и не осуществляться. Другими словами, наниматель сам вправе выбирать, будет он проводить периодический контроль или нет.
Нечто подобное в своем письме данный «специалист» высказал и об уполномоченных лицах по охране труда, которых, по его словам, можно также не выбирать, так как в п. 11 Инструкции № 159 записано, что периодический контроль осуществляется представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда. При отсутствии в организации профсоюза с согласия нанимателя для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников. Если же наниматель такого согласия не дает, то и никаких «уполномоченных» выбирать не нужно.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации» (далее – постановление № 179).
Это нежелание выбирать уполномоченных лиц подкрепляется, кроме того, п. 3 постановления № 179, в котором указывается, что в организации при отсутствии профсоюзов общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников.
И снова в тексте волшебное слово «могут»! Следовательно, можно предположить, что норма о выборе уполномоченных лиц носит рекомендательный характер?!
Нет в организации профсоюза, значит, и общественный контроль можно не осуществлять?!
В связи с чем возникает закономерный вопрос: стоит ли соглашаться с нашим «специалистом», который разъясняет подчиненным организациям, что «действующим законодательством требований об обязательном наличии уполномоченных лиц по охране труда работников организации, в которых отсутствуют профсоюзы, не установлено»?
Давайте разберемся.
Основные виды контроля
1. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями.
2. Контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда.
Документ:
Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98 (далее – Типовое положение о службе охраны труда).
3. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами № 11.
Документ:
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2000 № 11 (далее – Правила № 11).
4. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда или уполномоченных лиц по охране труда работников.
5. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления общественного контроля.
Документ:
Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 (далее – Порядок осуществления общественного контроля).
Пять видов контроля, которые к тому же осуществляются по разным направлениям, разными должностными лицами, – это совсем не так уж много способов поддержания требований по соблюдению законодательства об охране труда на приемлемом уровне.
Отказываться от контроля полностью или частично значит не замечать нарушений требований по охране труда, которые могут совершаться работающими.
Периодический контроль
Возвращаясь к периодическому контролю, давайте сразу выясним: если нет профсоюза в организации и данный вид контроля мы осуществлять все же не хотим, надо ли вообще выбирать уполномоченных лиц, нужны ли они в производственной деятельности?
Конечно, нужны!
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 «Об утверждении Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ» (далее – Инструкция № 176).
В Инструкции № 176 указано следующее:
– инструкции по охране труда разрабатываются руководителями структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и др.) с участием профессиональных союзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации) (п. 14);
– проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), аккредитованным на оказание услуг в области охраны труда, аварийно-спасательной службой, медицинской службой, другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации) (п. 21);
– проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения организации и представляется на согласование профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации) (п. 24).
Как видим, участие уполномоченных лиц в принятии локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ при отсутствии в этих организациях профсоюзов обязательно.
Поэтому первая страница инструкции по охране труда для этих организаций должна выглядеть так:
СОГЛАСОВАНО |
|
УТВЕРЖДЕНО |
Уполномоченное лицо по охране |
|
Руководитель организации |
____________ Петрович Г.Е. |
|
организации, в должностные |
(подпись) (фамилия, инициалы) |
|
обязанности которого входят |
8 мая 2015 г. (дата) |
|
вопросы организации охраны труда) |
|
|
____________ Петров К.В. |
|
|
(подпись) (фамилия, инициалы) |
|
|
8 мая 2015 г. |
|
|
(дата) |
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Правила расследования).
Кроме того, в пп. 14, 18, 29, 36-1, 45, 50, 63, 67 Правил расследования упоминаются уполномоченные представители профсоюза (иного представительного органа работников), которые должны принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если нет профсоюза, иной представительный орган работников (почему бы и не созданный в соответствии с постановлением № 179?) при расследовании будет его альтернативой.
Возвращаемся к п. 4 Инструкции № 159, к которому апеллировал «специалист», поставивший точку после слов «контроль может осуществляться». Он не захотел, видимо, дочитывать предложение названного пункта до конца.
В недочитанной части определено: контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.
Из вышесказанного понятно, что нам не предлагается выбирать: осуществлять контроль или нет, – а предлагается определить для себя форму контроля. Будет это углубленная проверка или же визуальный осмотр – наниматель выбирает сам.
Главное, чтобы обеспечивались создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Выбор формы контроля
При выборе формы контроля необходимо учитывать размер организации, характер ее деятельности, особенности технологических процессов по изготовлению продукции или виды оказываемых услуг.
Если осуществляются сложные производственные процессы, выполняются работы с повышенной опасностью, то тогда, безусловно, в такой организации должны проводиться все этапы периодического контроля: ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный.
В организациях или в структурных подразделениях организаций, где работы с повышенной опасностью не выполняются, можно ограничиться проведением только ежеквартального контроля за состоянием охраны труда.
А вот инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда должна быть разработана и утверждена в установленном порядке в каждой организации. Это требование вытекает из п. 7 Инструкции № 159: в организациях с учетом характера их деятельности на основе Типовой инструкции разрабатываются локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Поэтому наниматель может выбрать для себя наиболее рациональную форму проведения периодического контроля, разработать и утвердить свою инструкцию и осуществлять прописанные в ней мероприятия и процедуры.
Требования к проведению и оформлению контроля
Инструкция должна отражать фактический порядок проведения контроля, а именно: какой участок проверяется, кто конкретно осуществляет контроль (должностное лицо), когда (ежедневно или ежемесячно), какие уполномоченные лица по охране труда работников организации участвуют в процедуре.
В инструкции необходимо конкретно определить, что, например, ежедневный контроль за состоянием охраны труда на производственных участках осуществляется:
– на строительном участке № 1 – производителем работ (прорабом) с участием уполномоченного лица по охране труда работников организации;
– на строительном участке № 2 – мастером с участием уполномоченного лица по охране труда работников организации;
– на участке транспорта – механиком с участием уполномоченного лица по охране труда работников организации.
Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков и нарушений записывают в журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда.
Ежемесячный контроль на производственных участках проводится:
– на строительном участке № 1 – начальником участка с участием производителя работ (прораба), инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда работников организации;
– на строительном участке № 2 – начальником участка с участием мастера, инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда работников организации;
– на участке транспорта – главным инженером с участием механика, инженера по охране труда и уполномоченного лица по охране труда работников организации.
Выявленные недостатки в процессе проведения ежемесячного контроля заносят в журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда, в котором указываются мероприятия, назначаются их исполнители и сроки исполнения.
Ежеквартальный контроль осуществляет директор (его заместитель) с участием руководителей служб, отделов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.
По результатам ежеквартального контроля по каждому структурному подразделению оформляют акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.
В заключение хотелось бы сказать нанимателям (работодателям) и «специалистам», ищущим в законодательстве коллизии, а по сути, не желающим соблюдать установленные им требования о труде и об охране труда.
Не испытывайте судьбу, написано – выполняйте! Потому что осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда безусловно приведет к улучшению условий труда работающих и, как следствие, к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»