В соответствии со ст. 226 Трудового кодекса РБ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на нанимателя, который, в свою очередь, должен организовать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
Ответы на проблемные вопросы , с которыми сталкиваются на практике инженеры по охране труда, читатели нашего журнала смогли получить в ходе «Прямой линии» проведенной 06.03.2014 с, начальником государственной экспертизы условий труда и охраны труда Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома, Ковалевой Оксаной Николаевной
Проблемные вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда
Существует ли четко оговоренный срок, в течение которого наниматель обязан предоставить в органы государственной экспертизы условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда?
Существуют, на бумажном носителе в месячный срок после завершения аттестации, в электронном виде необходимо представить иные документы по аттестации, в том числе:
до 31 декабря 2014 г. – документы по аттестации, действующей на 1 января 2014 .;
до 1 января 2017 г. – документы по аттестации, действующей на 1 января 2009 г.
До недавнего времени нормативными документами, регламентирующими проведение аттестации рабочих мест по условиям труда не предусматривались конкретные сроки, в течение которых наниматель должен был предоставить в органы государственной экспертизы условий труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда.
Прежде всего, считаю необходимым напомнить, какие документы оформляются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, по итогам аттестации (по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты) составляются:
Документ: Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее – Положение).
1) перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее – списки);
2) перечень рабочих мест работниц текстильных профессий для целей профессионального пенсионного обеспечения;
3) перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
4) перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
5) перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
6) план мероприятий по улучшению условий труда.
Вышеуказанные перечни рабочих мест, согласованные с профсоюзом (профсоюзами), утверждаются приказом нанимателя (далее – приказ). В приказе также указываются рабочие места, на которых результатами аттестации не подтверждены (с указанием конкретных причин) условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия труда, влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.
Аттестация считается завершенной и ее результаты применяются со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов.
Положением предусматривалось предоставление нанимателем в областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов и управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите районных, городских исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения организации по одному экземпляру копий перечня рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, и приказа. В областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов также нанимателю необходимо предоставить план мероприятий по улучшению условий труда. Конкретные сроки при этом не оговаривались.
Постановлением. № 15 в Положение внесены дополнения и изменения. В частности, оговорен срок и порядок предоставления нанимателем результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
С 25 января 2014 г. (даты вступления в силу внесенных дополнений и изменений) наниматель предоставляет в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительного комитетов (далее – органы госэкспертизы условий труда) вышеуказанные документы по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда на бумажном носителе в месячный срок после завершения аттестации.
Например, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в организации утверждены приказом нанимателя от 25 января 2014 г. Следовательно, представить итоговые документы на бумажном носителе в органы госэкспертизы условий труда необходимо не позднее 24 февраля 2014 г.
Кроме того, в органы госэкспертизы условий труда в электронном виде необходимо представить иные документы по аттестации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты, в том числе:
до 31 декабря 2014 г. – документов по аттестации, действующей на 1 января 2014 .;
до 1 января 2017 г. – документов по аттестации, действующей на 1 января 2009 г.
Документ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2014 №15 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Минисров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 №253» (далее- Постановление №15)
Срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда в организации заканчивается 1 марта текущего года. До этой даты в соответствии с действующим законодательством должна быть завершена очередная аттестация. Однако через 3 месяца производство переносится в новые построенные здания, значительно увеличится количество рабочих мест. Возможно, ли продлить срок действия ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда на несколько месяцев и предоставлять компенсации работникам по результатам этой аттестации?
Продление сроков действия аттестации действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено, по мере освоения новых производственных мощностей необходимо будет проводить аттестацию на вновь созданных рабочих местах.
Документ: Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее – Положение).
В соответствии с Положением, аттестация проводится один раз в пять лет. При этом начало и продолжительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации.
Продление сроков действия аттестации действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Аттестация на вновь созданных рабочих местах проводится по мере освоения производственных мощностей в соответствии с утвержденными проектами о новом строительстве и реконструкции объектов производственного назначения. Приказ нанимателя об утверждении результатов аттестации должен быть издан в 6-месячный срок со дня создания новых рабочих мест.
Результаты аттестации, проведенной на новых рабочих местах, применяются со дня создания этих рабочих мест, если они подтверждают право работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, устанавливают обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.
В данном случае по мере освоения новых производственных мощностей необходимо будет проводить аттестацию на вновь созданных рабочих местах.
В настоящих условиях, если не провести аттестацию, образуется так называемый «неаттестованный период», предоставлять компенсации работникам, занятым на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, за который не имеется правовых оснований.
При этом хочу обратить внимание, что пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и(или) опасными условиями труда по результатам аттестации предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и(или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.
Справочно: под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и(или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), предусмотренной законодательством.
Вполне вероятно, что в условиях сворачивания производства и подготовке к переезду в новые производственные корпуса работники не будут заняты с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий. Следовательно, и компенсации в таком случае работникам предоставлять нет оснований.
В учреждении здравоохранения проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, помимо прочих, были аттестованы рабочие места медицинских сестер. После проведения аттестации наниматель ознакомил работников под роспись с картами аттестации рабочих мест. Однако одна работница (медицинская сестра), отказалась от росписи, так как считает, что оценка условий труда на ее рабочем месте занижена. После чего она обратилась к нанимателю с вопросом, где можно обжаловать результаты проведенной аттестации на ее рабочем месте?
Контроль за качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют органы государственной экспертизы условий труда, в том числе и путем проведения экспертизы качества аттестации рабочих мест по условиям труда.
Прежде всего, хотела бы напомнить, что аттестацию рабочих мест по условиям труда , проводит аттестационная комиссия, созданная приказом нанимателя. Аттестационная комиссия до начала и в ходе проведения аттестации осуществляет ряд предусмотренных Положением функций. Подписями всех членов аттестационной комиссии и ее председателя удостоверяются сведения о результатах оценки условий труда, внесенные в карту аттестации рабочего места по условиям труда (далее – карта). При этом нелишним будет заметить, что аттестационная комиссия наделяется не только определенными полномочиями, но и несет предусмотренную законодательством ответственность за своевременность и качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с возложенными на нее Положением функциями, аттестационная комиссия организует ознакомление работников с результатами аттестации. При этом своей подписью работник удостоверяет не согласие или несогласие с результатами аттестации, а факт доведения до его сведения этих результатов.
Контроль за качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют органы государственной экспертизы условий труда, в том числе и путем проведения экспертизы качества аттестации рабочих мест по условиям труда.
Экспертиза качества проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривает проверку выполнения требований законодательства к проведению аттестации рабочих мест и оформлению ее результатов, а также проверку правильности оценки условий труда на конкретном рабочем месте.
Однако, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы условий труда, экспертиза осуществляется по запросу органов, назначающих пенсии, а также по заявлению других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Документ: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.09.2005 №121 «Об утверждении инструкции о прядке проведения государственной экспертизы условий труда » (далее- Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы условий труда.
Для урегулирования конфликтной ситуации Вам стоит обратиться либо в аттестационную комиссию, либо в комиссию по трудовым спорам (если она имеется). В случае признания обоснованными Ваших доводов аттестационная комиссия вправе принять решение о внесении изменений в результаты аттестации либо обратиться от имени нанимателя в органы государственной экспертизы условий труда о проведении экспертизы качества аттестации, проведенной на конкретном рабочем месте.
Вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране труда», которыми предусматривается проведение медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения некоторых категорий работников. У нас небольшая организация с численностью работников менее 30 человек. Основная наша деятельность – ремонт и устройство мягкой кровли. Содержать в штате организации медицинского работника, который бы проводил освидетельствование, экономически нецелесообразно, но и нарушать закон не хотелось бы. Как поступить в этом случае?
Из числа работников назначить (приказом) ответственного за проведение освидетельствования.
Работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, должны проходить предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (статья 27 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» от 23.06.2008 №356-З, постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь и Минздрава Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 116/119 (далее – Постановление)).
Постановлением утверждены перечни работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также Инструкция о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих (далее – Инструкция 1) и Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих (Инструкция 2).
В соответствии с Инструкцией 2 освидетельствование на предмет нахождения работающего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения проводится работником, уполномоченным на проведение освидетельствования, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств и других веществ.
Документ: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 №116/119 О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения».