Иногда встречаются случаи сокрытия факта несчастного случая на производстве, причем не только нанимателем (страхователем), но и работником, который получил травму и не сообщил об этом должностному лицу организации (согласно локальным правовым актам (ЛПА) это, как правило, непосредственный руководитель).
(Начало. Окончание см.: «Я – специалист по охране труда», 2020, № 16, с. 30.)
Описание ситуации
На одном из предприятий в марте 2020 г. работник получил травму и скрыл данный факт от непосредственного руководителя. По окончании рабочего времени работник направился домой, где его состояние ухудшилось, и он вызвал бригаду скорой медицинской помощи, которая его госпитализировала. В учреждении здравоохранения работник сообщил, что травму он получил дома (в быту), но через несколько дней решил изменить сведения и сообщил, что травму получил на производстве.
Согласно представленному учреждением здравоохранения заключению о тяжести производственной травмы работник получил травму, относящуюся к тяжелым, вследствие чего было проведено специальное расследование обособленным территориальным подразделением Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – госинспекция труда). По итогам расследования виновными лицами признаны мастер и главный механик, при этом степень вины потерпевшего не определялась.
В такую ситуацию могут попасть любой наниматель и его должностные лица. При этом возникает много вопросов:
- как нужно действовать нанимателю в такой ситуации?
- какие документы будет запрашивать госинспекция труда?
- какое значение имеет степень вины потерпевшего при расследовании несчастного случая?
- можно ли привлечь работника, получившего травму, к дисциплинарной ответственности за то, что он скрыл получение травмы на работе и не сообщил об этом своему непосредственному руководителю, как это предусмотрено локальной инструкцией по охране труда?
Комментарий
В сложившейся ситуации в первую очередь учреждение здравоохранения после изменения показаний потерпевшего должно внести соответствующие изменения в медицинские документы пациента (потерпевшего) и учинить запись в журнал учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму.
Организации здравоохранения на основании сведений, содержащихся в журнале учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму[1], информируют (п. 9 Правил):
- в течение одного рабочего дня страхователей о лицах, которым была оказана медицинская помощь в связи с производственными травмами, а в случае получения производственной травмы работающим, направленным страхователем для выполнения его задания либо для исполнения своих обязанностей в другую организацию, – организацию, на территории которой произошло травмирование;
- ежемесячно до 10-го числа письменно соответствующие обособленные территориальные подразделения госинспекции труда о лицах, которым оказана медицинская помощь в связи с травмами на производстве.
В таком случае организация (страхователь) в рамках правового поля принимает следующие меры, предусмотренные п. 10 Правил (т.е. после того, как организации (страхователю) стало известно о несчастном случае):
- устраняет причины несчастного случая;
- не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, сообщает о несчастном случае страхователю потерпевшего (при несчастном случае, произошедшем с работающим у другого страхователя), родственникам потерпевшего, профсоюзу (иному представительному органу работников);
- не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, направляет в организацию здравоохранения запрос о тяжести производственной травмы потерпевшего;
- сообщает о несчастном случае страховщику в течение одного рабочего дня после получения заключения о тяжести производственной травмы потерпевшего с направлением копии заключения о тяжести производственной травмы, а о групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом – в течение одного рабочего дня после получения сообщения о несчастном случае;
- обеспечивает расследование несчастного случая на производстве в соответствии с Правилами.
О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, приведшем к тяжелым производственным травмам, организация (страхователь) направляет дополнительную информацию в соответствии с п. 41 Правил.
Специальное расследование несчастного случая проводит государственный инспектор[2] труда с участием уполномоченных представителей организации, страхователя (страхователя – физического лица), профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также лиц, указанных в п. 16 Правил (по их требованию) (п. 45 Правил).
В рамках проводимого специального расследования несчастного случая на производстве:
1. проводится обследование состояния условий и охраны труда на месте происшествия несчастного случая;
2. при необходимости организуются фотографирование места происшествия несчастного случая, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, проведение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз и других мероприятий;
3. берутся объяснения, опрашиваются потерпевшие (при возможности), свидетели, должностные и иные лица.
При опросе потерпевшего устанавливают обстоятельства несчастного случая посредством задавания вопросов о том:
- почему потерпевший скрыл производственную травму;
- какую операцию и как он выполнял;
- какими средствами индивидуальной защиты он пользовался;
- в каком положении он находился по отношению к оборудованию;
- были ли им замечены какие-либо отклонения от нормального хода производственного процесса;
- как он себя чувствовал перед несчастным случаем;
- насколько полно и качественно был проведен инструктаж по охране труда и т.п.
При опросе свидетелей (если таковые имеются) несчастного случая устанавливается:
- где каждый из них находился в момент несчастного случая;
- что он лично видел, слышал;
- как вел себя потерпевший до несчастного случая, в момент происшествия, после него;
- были ли слышны сигналы об опасности;
- как на них реагировал потерпевший.
Также выясняется, совершал ли потерпевший ранее аналогичные нарушения требований охраны труда, как на них реагировали служба охраны труда, непосредственный руководитель, администрация предприятия.
При опросе руководителей работ и других должностных лиц выясняется:
- было ли им известно о несчастном случае;
- когда им стало известно о несчастном случае;
- их мнение о причинах несчастного случая;
- какие обязанности по охране труда на них возложены;
- какие меры ими предпринимались по предупреждению несчастных случаев и в частности, по предупреждению нарушений, которые привели к данному несчастному случаю, и т.п.;
4. изучаются необходимые документы.
При расследовании несчастного случая в организации запрашиваются:
- копии документов (выписки из них) о приеме на работу, прохождении потерпевшим обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда, медицинских осмотров, получении средств индивидуальной защиты; карты рисков по профессии; документация о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда и т.д.;
- копии нормативных правовых актов (НПА), технических нормативных правовых актов (ТНПА), обязательных для применения, ЛПА (извлечения, выписки из них).
Устанавливаются обстоятельства, причины несчастного случая, лица, допустившие нарушения актов законодательства, ТНПА, обязательных для соблюдения, ЛПА, разрабатываются мероприятия по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий (п. 22 Правил).
При необходимости к проведению специального расследования может быть привлечен эксперт и (или) специалист, обладающий специальными знаниями в соответствующей сфере деятельности (часть первая п. 50 Правил).
Степень вины потерпевшего
Степень вины потерпевшего определяется в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве.
Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то при расследовании несчастного случая на производстве определяется и указывается в акте о несчастном случае на производстве степень вины потерпевшего в процентах на основании протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, подписанного уполномоченным должностным лицом организации, страхователя (страхователем – физическим лицом) и уполномоченным представителем профсоюза (иного представительного органа работников), принимавшим участие в расследовании (п. 14 Правил).
В протоколе об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания указываются обстоятельства, которые были учтены при признании грубой неосторожности потерпевшего.
При наличии грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, в акте (Н-1АС) указывается степень грубой неосторожности (вины потерпевшего) в процентах
(п. 10 постановления Пленума ВС № 12).
Справочно:
если при расследовании несчастного случая на производстве или профессионального заболевания установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер рассчитанных застрахованному единовременной и ежемесячных страховых выплат уменьшается страховщиком пропорционально степени вины застрахованного, но не более чем на 50 % (п. 311 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).
Вопрос о том, является ли неосторожность застрахованного грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда, должен быть разрешен при расследовании несчастного случая с учетом фактических обстоятельств. При этом для оценки действий застрахованного следует учитывать конкретную обстановку, при которой произошел несчастный случай, допускались ли им подобные действия ранее, а также личность самого застрахованного (его физическое и психическое состояние в момент несчастного случая, возраст, образование, профессию, квалификацию и т.п.).
Грубой неосторожностью может признаваться несоблюдение застрахованным работником элементарных требований предусмотрительности, понятных каждому, а равно и правил техники безопасности, которым он обучен в связи с выполнением определенных трудовых обязанностей, если с учетом конкретной обстановки работник предвидел возможность наступления вредных для себя последствий, но легкомысленно надеялся, что они не наступят. В частности, грубой неосторожностью может быть признано нахождение застрахованного в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения, содействовавшем возникновению или увеличению вреда.
При этом установление факта алкогольного опьянения у работника только с его слов и слов опрошенных лиц недопустимо.
Если достоверно установить факт, что работник в момент несчастного случая находился в состоянии алкогольного опьянения, не представляется возможным, то нельзя признать в действиях работника грубую неосторожность.
Одновременно сам по себе факт нарушения пункта инструкции по охране труда, а также ссылка на то, что механизм, оборудование и т.п., при работе которого работник получил травмы, являются источником повышенной опасности, не будет безусловным основанием для установления в действиях работника грубой неосторожности.
Степень грубой неосторожности в процентах указывается в зависимости от значимости нарушений, допущенных застрахованным, для наступивших последствий.
(Начало. Окончание см.: «Я – специалист по охране труда», 2020, № 16, с. 30.)
Документы:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (Правила).
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2005 № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (постановление Пленума ВС № 12).