Несчастный случай на производстве требует тщательного расследования и учета. После оказания первой помощи пострадавшим работодатель должен оценить и зафиксировать все обстоятельства несчастного случая в специальных документах, в т.ч. установить, не виновны ли в несчастном случае сами потерпевшие. Вина и степень вины – оценочные категории, поэтому при расследовании несчастного случая необходимо принимать решение о виновности пострадавшего с учетом всех обстоятельств дела.
Ситуация
Водитель автомобиля СПК К. после прохождения предрейсового медицинского осмотра получил путевой лист и был направлен в г. Минск для получения запасных частей к тракторам. По прибытии в организацию «Б» началась погрузка двигателя для трактора в кузов автомобиля МАЗ, которую проводил водитель автопогрузчика Щ. Высота наращенных бортов автомобиля МАЗ над уровнем земли составляла приблизительно 3,27 м. Водитель автопогрузчика Щ. произвел строповку двигателя и подъехал с ним на автопогрузчике к автомобилю МАЗ. После этого он намеревался поднять наращенный борт кузова автомобиля МАЗ, зацепив его вилами автопогрузчика, и в образовавшееся пространство между бортами погрузить двигатель. В это же время водитель автомобиля К., находясь в кузове МАЗ при погрузке, сигнализировал Щ., насколько высоко необходимо поднять наращенный борт. Внезапно борт автомобиля сорвался, ударил К. по голове, отчего тот выпал из кузова (с высоты около 2,47 м) на землю. Работниками организации «Б» была вызвана скорая медицинская помощь, которая доставила К. в УЗ «Клиническая больница». В заключении о тяжести производственной травмы УЗ «Клиническая больница» указано:
открытая черепно-мозговая травма средней тяжести;
ушиб головного мозга;
травматическое субарахноидальное кровоизлияние;
линейный перелом лобной кости с переходом на основание черепа;
ушибленные раны лобной области слева, височной области справа;
ушиб правого плечевого сустава.
При обследовании потерпевшего К. содержание этилового спирта в крови не выявлено.
Внимание!
Нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, – влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 300 БВ (ст. 9.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
Справочно:
в случае если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда его здоровью, необходимо составить протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве. Форма протокола приведена в приложении 14 к постановлению Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 27.01.2004 № 5/3.
Протокол должен быть подписан уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя и уполномоченным представителем профсоюза (иного представительного органа работников) (Указ Президента РБ от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (вместе с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь) (в ред. от 08.01.2013).
Причины несчастного случая
Несчастный случай был признан производственным несчастным случаем. В ходе специального расследования обстоятельств несчастного случая были установлены следующие причины травмирования работника:
– нарушение законодательства об охране труда, выразившееся в неудовлетворительной организации безопасного производства работ при эксплуатации грузоподъемных машин, а именно нарушены требования пп. 72, 124 Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 12.12.2005 № 173 (далее – Межотраслевые правила № 173), п. 804 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса РБ от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Межотраслевые правила № 180/128);
– нахождение водителя автомобиля МАЗ К. при погрузке двигателя на автомобиль с наращенными бортами в кузове автомобиля МАЗ, что является нарушением требований подп. 3.2.3; 3.3.4 п. 3 Инструкции по охране труда № 32 для водителя автомобиля, утвержденной председателем СПК.
Справочно:
погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными машинами должны производиться при отсутствии людей на местах производства указанных работ и в транспортных средствах, за исключением стропальщика при зацепке и отцепке грузозахватных приспособлений и проверке правильности строповки груза (п. 72 Межотраслевых правил № 173).
Лица, допустившие нарушения законодательства об охране труда
В ходе специального расследования были установлены лица, виновные в произошедшем несчастном случае:
1) главный инженер отдела охраны труда и складского хозяйства З., так как не организовал безопасное производство работ при погрузке двигателя на автомобиль МАЗ с наращенными бортами автопогрузчиком и тем самым нарушил требования Межотраслевых правил № 173, Межотраслевых правил № 180/128, а также подп. 2.4 п. 2 Должностной инструкции главного инженера отдела охраны труда и складского хозяйства, утвержденной директором организации «Б»;
2) водитель автомобиля МАЗ К., так как при погрузке двигателя находился в кузове автомобиля МАЗ и тем самым нарушил требования Инструкции по охране труда № 32 (подп. 3.2.3; 3.3.4 п. 3) для водителя автомобиля, утвержденной председателем СПК.
Привлечение виновных лиц к ответственности. Степень вины потерпевшего
За допущенные нарушения законодательства об охране труда к административной ответственности были привлечены:
– организация «Б», в которую был командирован работник К.;
– главный инженер отдела охраны труда и складского хозяйства З.
Кроме того, поскольку в произошедшем несчастном случае в ходе специального расследования была установлена степень вины самого потерпевшего (неправомерные действия работника К. содействовали возникновению несчастного случая), размер ежемесячной страховой выплаты был уменьшен страховщиком на 17 %.
Степень вины застрахованного была определена при расследовании несчастного случая на производстве и указана в акте о несчастном случае на производстве.
Справочно:
погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-
разгрузочных работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами), назначенного приказом (распоряжением) руководителя организации, производящей погрузочно-разгрузочные работы (п. 804 Межотраслевых правил
Владимир Кац, специалист по охране труда