Анализ проводимой в республике работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда показывает, что во многих организациях со стороны нанимателей не всегда принимаются должные меры по обеспечению требований безопасности, установленных законодательством и нормативными правовыми актами по охране труда, а также по соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины.
Основные причины производственного травматизма
Возможность возникновения конкретной производственной травмы (несчастного случая на производстве) зависит от характера рабочего места, характера труда, характера работника и сочетания целого ряда других конкретных условий труда.
Стоит заметить, что общепринятой классификации причин производственного травматизма в настоящее время нет, большинство специалистов выделяют три основных типа причин.
Во-первых, это технические причины, которые можно охарактеризовать как причины, зависящие от «несовершенства» технологических процессов, конструктивных недостатков и технического состояния оборудования, зданий и сооружений, инструмента и средств коллективной и индивидуальной защиты, недостаточной механизации тяжелых работ, в том числе несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок; наличие прочностных дефектов материалов и «усталости» конструкций; неизвестные ранее опасные свойства используемых веществ и т. п. Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными.
Во-вторых, это организационные причины, которые целиком зависят от уровня организации труда на рабочем месте и на предприятии в целом. К ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструмента не по назначению; отсутствие или несовершенство ограждений мест работы; отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной защиты и т. п.
В-третьих, это личностные (психологические и психофизиологические) причины, к которым условно можно отнести физические и нервно-психические перегрузки работающего, приводящие к ошибочным действиям человека. Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими и динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением, перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием.
О том какие причины привели к несчастному случаю на производстве, рассмотрим используя материалы специальных расследований.
1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
Мастер участка сельских сетей водопроводно-канализационного хозяйства П. на утреннем совещании, проходившем в помещении участка сельских сетей, выдал бригаде рабочих в составе: работ водителя автомобиля К., электрогазосварщика В. и слесаря аварийно-восстановительных работ Б. производственное задание совершить рейс в деревню Логовище для обслуживания сетей водопровода на автомобиле "ГАЗ-53".
С 08-00 и до 12-00 К. пытался запустить двигатель автомобиля "ГАЗ-53", в этом ему помогал В. Со стартера двигатель автомобиля не завелся, после чего К. попросил водителя автомобиля "КАМАЗ", который находился на территории площадки, способом буксировки попробовать завести автомобиль "ГАЗ-53".
В 13.00, на участок теплосетей , для устранения порыва теплосетей прибыл экскаватор, под управлением машиниста экскаватора И.
Около 13-00 К. обратился за помощью к И., управляющему экскаватором, чтобы с помощью буксира попытаться завести автомобиль "ГАЗ-53", И. согласился и подъехал на экскаваторе к автомобилю "ГАЗ-53". В это время к ним подошел слесарь аварийно-восстановительных работ Б., он зацепил трос между экскаватором ТО-49 и автомобилем "ГАЗ-53". К. попросил сесть за руль автомобиля В., а сам остался на улице возле автомобиля "ГАЗ-53" с левой стороны. Автомобиль "ГАЗ-53" располагался справа примерно в 1-1,5 метрах от стоявшего параллельно автомобиля "КАМАЗ".
Б. находился в стороне и жестами показал И. о готовности буксирования, К. также показал И. о своей готовности к буксировке. Экскаватор располагался впереди автомобиля "ГАЗ-53" под небольшим углом влево. В это время К. перешел к задней части автомобиля "ГАЗ-53", чтобы посмотреть какой будет дым из выхлопной трубы , а И. осмотрев позади экскаватор и обстановку, убедившись в том, что все готовы и ничего препятствующего для движения нет, начал движение. Электрогазосварщик В., сидевший за рулем «ГАЗ-53», включил зажигание и третью передачу в автомобиле и ждал, когда начнется движение, чтобы отпуская педаль сцепления, попытаться таким образом завести двигатель. Но при буксировке, из-за непроворота коленчатого вала двигателя, произошло блокирование заднего моста колес и автомобиль "ГАЗ-53" начал двигаться юзом, смещаясь влево к стоящему автомобилю «КАМАЗ». В, чтобы избежать столкновения с автомобилем «КАМАЗ», стал тормозить, а К., находившейся, во время начала движения позади автомобиля "ГАЗ-53", побежал вперед к сближающимся автомобилям "ГАЗу-53" и КАМАЗу, пытаясь пробежать между ними, но не успев, был придавлен смещавшимся автомобилем "ГАЗ-53" к автомобилю «КАМАЗ».
После столкновения автомобиля "ГАЗ-53" и автомобиля «КАМАЗ», экскаватор «ТО-49» остановились. К. самостоятельно выбрался из-под автомобилей и упал на землю, некоторое время находясь в сознании, пояснил, что побежал между автомобилями, т.к. хотел остановить трактор, который буксировал его автомобиль. После происшествия К. был госпитализирован в УЗ "ЦРБ", где ему был установлен медицинский диагноз: сочетанная травма, перелом ребер справа, закрытая травма брюшной полости, разрыв печени, внутрибрюшное кровотечение, открытый перелом левого плеча
Через неделю К. скончался во время операции в УЗ "ЦРБ".
ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
Невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, выразившиеся в не назначении ответственных лиц за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не обеспечении технического состояния электрооборудования автомобиля "ГАЗ-53", которое должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, что повлекло пуск двигателя автомобиля "ГАЗ-53" водителем К., путем буксировки, чем нарушено требование пунктов 910, 1106, 1124 "Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и электрическом транспорте" (утв. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 №180\128).
Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охраны труда
У., главный инженер предприятия, который являясь ответственным лицом организации за руководство всеми структурными подразделениями организации в связи с осуществлением ими производственной деятельности, эксплуатацией машин и механизмов, не обеспечил контроль над назначением ответственных лиц за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, технического состояния электрооборудования автомобиля «ГАЗ-53» , которое должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, что повлекло пуск двигателя автомобиля «ГАЗ- 53» водителем К. , путем буксировки, чем нарушено требование пунктов чем нарушено требование пунктов 910, 1106, 1124 "Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и электрическом транспорте" (утв. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 №180\128).
2. Обстоятельства несчастного случая.
Заведующий сектором открытого акционерного общества "Х " О. получил наряд-допуск на техническое обследование строительных конструкций отделения сушки-грануляции на отметках +4,8 м; +7,2 м; +10,8 м; +15,6 м в осях А-Л (14-17) . Начальник отделения сушки-грануляции З. провел первичный инструктаж с работниками ОАО "Х".
К 9.00 ведущий конструктор К. прибыл в отделение сушки-грануляции, где ему вместе с М., инженером-конструктором ОАО "Х", необходимо было произвести обследование строительных конструкций отделения сушки-грануляции на отметке +10,8 м.
Заведующий сектором О. назначил К. старшим при выполнении вышеназванной работы. Вместе с К. О. осмотрели место проведения работ в отделении сушки-грануляции, где О. указал места необходимых замеров, также указал, что замеры необходимо проводить с приставной лестницы с использованием монтажного пояса. К. взял приставную металлическую лестницу длиной 4,35 м, принадлежащую ОАО "Х.", на складе хранения инвентаря ОАО "Б.".
По решению К. обследование металлических балок перекрытия в отделении сушки-грануляции будет проводить он, а М. на чертежах замеры. Обследование металлических балок проводилось с помощью штангенциркуля и рулетки.
Около 11.20 М. готовил чертежи к отметке выполняемых замеров, а К. приставил лестницу к стене, и стал подниматься, но из-за большого угла около 75 – 80 градусов и небольшого расстояния от арматурного стержня до стены (45 см) К. не смог подняться. Поэтому он спустился и приставил лестницу к стержню из арматурной стали диаметром 18 мм (предназначенного для подвески кабеля), приваренного горизонтально к колоннам на высоте 2,6 м, поставив лестницу под углом к полу примерно 60 градусов. Верхние концы лестницы при этом стены не касались. Как пояснил К., он, полагаясь на свой опыт решил не ставить в известность М. о начале подъема.
Определить место крепления монтажного пояса К. собирался непосредственно после того, как поднимется по лестнице. В это время М. находился спиной к К. и начала подъема не видел.
Когда К. поднялся по лестнице на высоту около 2 м, стержень из арматурной стали оторвался от колонны, верхний конец лестницы упал на стену, а нижний конец начал скользить по бетону. В результате К. упал вместе с лестницей на бетонный пол.
К К. подбежал М. увидел, что К. травмировал ногу. О., который выполнял работы на другой отметке, узнав от М. о случившемся, прибежал на место происшествия и помог отнести К. в операторную.
После чего К. был доставлен в УЗ "ЦРБ", где ему был поставлен диагноз: открытый многооскольчатый смещенный перелом пяточной кости.
Причины несчастного случая
Нарушение потерпевшим инструкции № 43 по охране труда при производстве работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, утвержденной генеральным директором ОАО "Х" А. 11.11.2011, выразившееся в установке приставной лестницы при обследовании металлической балки на отметке +10,8 м в отделение сушки-грануляции к арматурному стержню без надежного закрепления верхнего конца лестницы за устойчивые конструкции.
Нарушение: п.3.9.10 инструкции №43 по охране труда при производстве работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, утвержденной генеральным директором ОАО "Х" А. 11.11.2011.
Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охраны труда
К. – ведущий конструктор открытого акционерного общества "Х" выразившееся в установке приставной лестницы при обследовании металлической балки на отметке +10,8 м в отделение сушки-грануляции без надежного закрепления верхнего конца лестницы за устойчивые конструкции, чем нарушил п.3.9.10 инструкции № 43 по охране труда при производстве работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, утвержденной генеральным директором ОАО "Х" А. 11.11.2011.
Наталья Гончарова, инженер по охране труда