В связи с повторяющимися из года в год многочисленными нарушениями требований охраны труда, а также высоким уровнем производственного травматизма для оперативного оказания руководителям и специалистам помощи в обеспечении безопасности труда были созданы мобильные группы. За годы работы они доказали свою необходимость и показали эффективность работы в профилактике нарушений законодательства об охране труда и предупреждении несчастных случаев на производстве.
На вопросы читателей журнала «Я – специалист по охране труда» о работе мобильных групп в современных условиях в ходе «Прямой линии», проведенной в редакции журнала 12 мая, ответила Ковалева Оксана Николаевна – начальник государственной экспертизы условий труда и охраны труда Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома.
Какие функции возложены на мобильные группы?
Помощь в обеспечении безопасности труда.
Департамент государственной инспекции труда инициировал создание мобильных групп во всех районах республики в 2005 г. для оперативного оказания руководителям и специалистам АПК помощи в обеспечении безопасности труда во время массовых механизированных сельхозработ. В связи с высоким уровнем производственного травматизма при строительных и строительно-монтажных работах в 2010 г. созданы аналогичные мобильные группы в строительной отрасли. За эти годы мобильные группы доказали свою необходимость и показали эффективность работы в профилактике нарушений законодательства об охране труда и предупреждении несчастных случаев на производстве.
Я работаю инженером по охране труда в сельскохозяйственной организации. Уже несколько лет нашу организацию периодически посещает районная мобильная группа, которая изучает состояние территории, зданий, сооружений, организации отдельных видов работ и выдает необходимые рекомендации при выявлении нарушений. Рекомендации всегда выполнялись. При посещении организации мобильной группой в марте текущего года несколько должностных лиц, в т.ч. и я, были привлечены к административной ответственности в виде штрафа за выявленные в результате обследования нарушения правил по охране труда и пожарной безопасности. Никогда раньше члены мобильной группы нас не штрафовали. Возможно, изменились требования в работе мобильных групп.
Подскажите, так ли это?
Не изменились. Наложение административных взысканий в ходе работы мобильной группы является неправомерным.
Мобильные группы по оказанию практической и методической помощи в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда в сельском хозяйстве осуществляют свою деятельность уже не один год. Во исполнение Плана дополнительных действий по снижению уровня производственного травматизма, совершенствованию системы охраны труда и обеспечению безопасности производства, утвержденного протоколом заседания Комиссии по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при Совете Министров РБ от 28.03.2011 № 1. Минтруда и соцзащиты РБ были разработаны и направлены во все регионы Рекомендации по организации работы мобильных групп по оказанию практической и методической помощи в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда в сельском хозяйстве.
Время показало, что мобильные группы (при условии их эффективной работы) являются действенным механизмом в профилактике нарушений законодательства об охране труда, недопущении производственного травматизма.
Мобильные группы созданы практически в каждом районе области решением либо распоряжением райисполкома и осуществляют свою деятельность в отношении всех сельскохозяйственных организаций, расположенных на подведомственной территории, независимо от форм собственности.
В состав мобильной группы входят представители контрольно-надзорных органов:
– Департамента государственной инспекции труда;
– органов внутренних дел (ГАИ);
– органов государственного пожарного надзора;
– органов, осуществляющих государственный санитарный надзор;
– органов, осуществляющих контроль за соблюдением правил технической эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования;
– Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (при необходимости);
– райисполкомов и профсоюзов.
В работе мобильной группы могут также принимать участие представители органов прокуратуры (по согласованию).
Руководство работой мобильной группы осуществляет заместитель председателя райисполкома, курирующий данное направление.
В период проведения массовых механизированных полевых работ мобильная группа изучает исключительно вопросы соблюдения сельскохозяйственными организациями требований безопасности, установленных законодательством об охране труда при производстве указанных видов работ.
В промежутках между выполнением массовых посевных и уборочных работ мобильная группа изучает вопросы соблюдения законодательства об охране труда при эксплуатации животноводческих комплексов, ферм, птицефабрик, машинных дворов, ремонтно-механических мастерских, складов минеральных удобрений и пестицидов, пунктов протравливания семян и других объектов сельскохозяйственных организаций в соответствии с утвержденным планом работы мобильной группы.
О посещении мобильной группой сельскохозяйственной организации ее руководитель, как правило, ставится в известность не позднее чем за 1 рабочий день.
При необходимости обеспечения оперативности работы мобильной группы по решению ее руководителя посещение сельскохозяйственной организации может быть проведено без предварительного уведомления ее руководителя.
Результаты посещения сельскохозяйственной организации мобильной группой оформляются в виде рекомендации, которая должна содержать следующую информацию:
– дату посещения сельскохозяйственной организации мобильной группой;
– наименование сельскохозяйственной организации, которой выдается рекомендация, ее местонахождение и подчиненность (при наличии);
– описание выявленных фактов нарушения законодательства об охране труда;
– рекомендации по устранению выявленных нарушений и сроки их устранения;
– адрес и срок информирования мобильной группы о выполнении рекомендаций.
Рекомендация в 2 экземплярах подписывается руководителем мобильной группы, один экземпляр вручается под роспись представителю сельскохозяйственной организации, а второй остается в мобильной группе для контроля за результатами рассмотрения рекомендации.
При невозможности вручения представителю сельскохозяйственной организации под роспись рекомендация может быть направлена ему по почте.
Рекомендация, выданная мобильной группой, является обязательной для рассмотрения руководителем сельскохозяйственной организации в течение 5 рабочих дней со дня ее получения.
При наличии возражений по содержанию рекомендации руководитель сельскохозяйственной организации имеет право в течение указанного срока направить письменные возражения руководителю мобильной группы.
Возражения сельскохозяйственной организации в течение 5 рабочих дней рассматривает руководитель мобильной группы, который по результатам их рассмотрения принимает решение об их полном или частичном удовлетворении либо об отказе в их удовлетворении. Решение руководителя мобильной группы доводится до сведения сельскохозяйственной организации.
При отсутствии возражений сельскохозяйственной организации по содержанию рекомендаций мобильной группы, непредставлении их в установленный срок или принятии руководителем мобильной группы решения об отказе в удовлетворении возражений сельскохозяйственной организации указанные рекомендации являются обязательными для исполнения в установленные в них сроки.
При получении информации о невыполнении рекомендаций, отсутствии в установленный в рекомендации срок информации от сельскохозяйственной организации об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда или имеющейся в распоряжении мобильной группы информации о неисполнении ее рекомендаций члены мобильной группы инициируют в порядке, установленном контролирующими (надзорными) органами, проведение внеплановых проверок названной сельскохозяйственной организации в соответствии с требованиями подп. 9.1 п. 9 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Таким образом, как вытекает из названия мобильной группы и ее задач (оказание практической и методической помощи), наложение административных взысканий в ходе ее работы является неправомерным.
В случае обнаружения в ходе обследований мобильной группой нарушений требований охраны труда, создающих реальную угрозу жизни и здоровью работающих, работы незамедлительно должны быть приостановлены до устранения выявленных нарушений.
Вопрос о применении штрафных санкций может быть инициирован только в случае невыполнения рекомендаций мобильной группы в установленные сроки.
Мы получили уведомление, что специалистом по охране труда райисполкома в нашей организации будет проведен мониторинг соблюдения законодательства об охране труда. К уведомлению был приложен перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе мониторинга, также было предложено подготовить всю имеющуюся документацию по охране труда и обеспечить доступ в производственные и складские помещения. Руководитель нашей организации согласие на проведение мониторинга не дал, сославшись на то, что в данное время организация выполняет сложный и срочный заказ, поэтому посещение производственных помещений и отвлечение от работы специалистов он считает нецелесообразным. Нам пообещали крупные штрафы.
Возможно ли это?
При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта мониторинга.
О времени и сроках проведения мониторинга всегда можно договориться с учетом складывающихся обстоятельств.
Проведение мониторинга четко регламентировано Положением о порядке проведения мониторинга (далее – Положение), утвержденным Указом № 510.
Для целей Положения мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.
Мониторинг, безусловно, более приемлемая и удобная для нанимателя форма контроля, поскольку при проведении мониторинга должностными лицами контролирующих (надзорных) органов не могут быть использованы полномочия, предоставленные им для проведения проверок.
Решение о проведении мониторинга принимает руководитель контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченный заместитель.
При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта мониторинга, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты – с согласия субъекта мониторинга.
При обнаружении в ходе мониторинга на территории и (или) объектах субъекта мониторинга нарушений (недостатков), не создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, проводящее мониторинг, вручает субъекту мониторинга под роспись рекомендации.
Субъект мониторинга, получивший рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган в установленный срок. При добровольном устранении субъектом мониторинга выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный срок к нему не применяются меры ответственности, за исключением случаев повторного выявления нарушений (недостатков), выявленных при проведении предыдущего мониторинга.
При обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, должностное лицо контролирующего (надзорного) органа выносит требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта мониторинга, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведении проверок (далее – Положение о проверках), утвержденным Указом № 510.
Принятие решения о возобновлении деятельности субъекта мониторинга, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств также производится в соответствии с Положением о проверках.
В случае неустранения субъектом мониторинга выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) может быть принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой должностными лицами контролирующих (надзорных) органов будут использованы все полномочия, предоставленные им для проведения проверок.
Полагаем, что руководитель любой организации, обязанный в соответствии с действующим законодательством обеспечивать здоровые и безопасные условия труда для работников, должен быть заинтересован в проведении мониторинга, как в форме контроля (надзора), позволяющей выявить имеющиеся нарушения (недостатки) и получить рекомендации по их устранению без применения штрафных санкций и других мер.
О времени и сроках проведения мониторинга, на наш взгляд, всегда можно прийти к общему мнению, учитывающему складывающиеся обстоятельства. Главное – руководителю организации не забывать, что он в ответе за жизнь и здоровье своих работников.
Поля
Справочно:
в сфере АПК работают 118 мобильных групп, строительства – 125, иных сферах деятельности – 51.
Справочно:
за январь – апрель 2014 г. мобильными группами было проведено 2090 обследований организаций АПК и 1873 обследования организаций, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, а также 581 обследование организаций в иных сферах деятельности. В ходе обследований было выявлено свыше 51 тыс. нарушений правил и норм по охране труда.
Справочно:
в январе – апреле 2014 г. по результатам обследований организаций в местные исполнительные и распорядительные органы для принятия необходимых мер реагирования было направлено 1497 информационных писем о выявленных нарушениях требований безопасности при выполнении названных работ, в территориальные органы прокуратуры – 818 таких писем, проведено 199 заседаниях исполкомов.
Документ:
Положение о порядке проведения мониторинга, утвержденное Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (в редакции от 26.07.2012 № 332).