Образец приказа о допуске рабочего к самостоятельной работе после прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Проверка знаний работающих по вопросам охраны труда – обязательное звено в организации работы по охране труда. Проверка следует за обучением по вопросам охраны труда и стажировкой, но проводится не для всех работающих, а только для тех, которые обязаны проходить проверку знаний в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Законодательством установлен порядок проведения проверки знаний и допуска к работе после ее прохождения. О том, какие трудности могут возникнуть у нанимателя при решении вопроса о допуске к работе после трудового отпуска или болезни работника, читайте в статье.
Работодатели обязаны осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда (ст. 17 Закона об охране труда).
Подготовка документов
Наиболее сложной процедурой в организационном плане из всего вышеперечисленного в ст. 17 Закона об охране труда является, конечно же, проверка знаний.
Посудите сами, для организации проверки знаний работающих необходимо:
- членам комиссии организации (структурного подразделения) пройти проверку знаний в соответствующих комиссиях;
- разработать перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, и утвердить его у руководителя организации;
- разработать перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, и утвердить его у руководителя организации;
- уведомить работников, которые должны пройти проверку знаний, о дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда не позднее чем за 15 дней;
- организовать для работающих (при необходимости) информационные мероприятия (семинары, лекции, консультации и др.) по вопросам охраны труда перед проверкой знаний;
- собрать в назначенное место и время членов комиссии (не менее 3 человек);
- подготовить протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда и удостоверения по охране труда;
- обеспечить перечень вопросов (билеты) для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов;
- обеспечить наличие билетов для проверки знаний работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда, даже если проверка знаний проводится с применением компьютерной техники (вдруг кто-то из проходящих проверку знаний предпочитает устный опрос);
- провести проверку знаний, оформить соответствующие документы, выдать прошедшим проверку знаний удостоверения по охране труда.
Справочно:
в Законе об охране труда понятие «проверка знаний по вопросам охраны труда» определено как проверка знаний работающих по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, освоения безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в их функциональные (должностные) обязанности, или другой работы, порученной работодателем.
Разработка билетов
Билеты для проверки знаний работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда разрабатываются на основе требований по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах, локальных нормативных правовых актах организации, и утверждаются руководителем организации (п. 14 постановления № 210).
Поэтому билеты следует разработать не только по профессиям, но и для видов работ с учетом специфики деятельности организации (погрузочно-разгрузочных, работ с электроинструментом и др.), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (работ на высоте, в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях и др.).
Порядок прохождения проверки знаний
Процедуру проверки знаний, как правило, проходят в соответствующих комиссиях следующие категории работающих:
- руководитель организации и члены комиссии организации (структурного подразделения) для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
- рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года;
- рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью на объектах, поднадзорных органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора);
- руководители и специалисты не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже 1 раза в 3 года, в соответствии с перечнем должностей руководителей и специалистов, которые проходят проверку знаний по вопросам охраны труда;
- лица, совмещающие несколько профессий (должностей), по основной и совмещаемым профессиям (должностям) (это требование касается только работ с повышенной опасностью; если уборщик служебных помещений по совместительству работает дворником – проверку знаний проводить не надо);
- лица, замещающие временно отсутствующих работников, в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям) (опять же требование распространяется только на работы с повышенной опасностью);
- работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда (показавшие неудовлетворительные знания или не явившиеся по каким-либо причинам на предыдущую проверку знаний);
- работающие, направленные в установленном порядке на внеочередную проверку знаний.
Отстранение не прошедших проверку знаний
Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производится в соответствии с законодательством.
Законодательные требования по данному вопросу регламентированы п. 2 ст. 49 ТК, обязывающим нанимателя по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством, и помимо случаев, предусмотренных законодательством, не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда.
То есть императивные требования нормативного правового акта (в данном случае ТК) предписывают немедленное, неукоснительное отстранение работника от работы, не прошедшего проверку знаний, без всяких вариантов.
Справочно:
наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда (ст. 49 ТК).
Причем отстраненным от работы работникам, которые не прошли проверку знаний по вопросам охраны труда не по своей вине, производится оплата за все время отстранения от работы (не ниже 2/3 установленной работнику тарифной ставки (оклада)), а тем, кто не прошел проверку по своей вине, за период отстранения от работы заработная плата не начисляется.
Не пройти проверку знаний по вопросам охраны труда не по своей вине работник может в следующей ситуации: когда именно наниматель своевременно не организовал проведение проверки знаний у своих работников или члены комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда не прошли проверку знаний в соответствующих комиссиях, поскольку в этом случае решения такой неправомочной комиссии могут быть признаны недействительными (ничтожными).
В любом случае до того момента, пока работники проверку знаний не пройдут, к работе их допускать нельзя.
Повторная проверка знаний
До истечения действия результатов предыдущей проверки знаний по вопросам охраны труда работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок (п. 11 Инструкции № 175).
Все понятно: не прошел проверку знаний – мы тебя освободили от работы, вывели за проходную и ждем в течение месяца на повторную проверку знаний. То же самое должно касаться и тех, кто без уважительной причины не явился на проверку знаний.
Нельзя отстранить, допустить
А если причина уважительная? Мало ли какие обстоятельства могли помешать работнику явиться для проверки знаний в соответствующую комиссию для проверки знаний работающих по охране труда? Что тогда?
В части шестой п. 11 Инструкции № 175 разъяснена подобная ситуация: проверка знаний по вопросам охраны труда работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу.
Вот вам и головоломка!
С одной стороны, не прошел проверку знаний – немедленно отстраняешься от работы, а с другой, если причина уважительная – можешь работать и без проверки знаний в течение месяца со дня выхода на работу…
Значит, проверка знаний в данном случае для рабочих будет не ежегодной, а например, через 13 месяцев или более длительный период. Более того, фактически в этот период рабочий будет допущен к работе без проверки знаний, что противоречит п. 2 ст. 49 ТК – нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, чем, скажем, Инструкция № 175.
Превышение сроков проверки знаний в данном случае подтверждается и п. 27 Инструкции № 175, в котором прописано: рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, поднадзорных органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора), проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, но не реже 1 раза в год!
Кроме того, корректно ли считать очередной трудовой отпуск уважительной причиной для переноса сроков проверки знаний? В трудовые отпуска ходят по графику, и спланировать и проконтролировать прохождение проверки знаний отпускника до начала трудового отпуска не очень сложно. Никто же не станет настаивать на том, что проверка знаний работника должна проводиться в последний день 12-го месяца учетного года, можно, а в данных случаях и нужно организовывать проверку знаний для таких работников раньше – до начала очередного трудового отпуска.
Ситуация
Работник заболел и не явился на проверку знаний по уважительной причине. На работу он вышел после болезни, когда срок действия результатов предыдущей проверки знаний истек, допустим, 1,5 месяца назад.
Что делать нанимателю?
Наниматель в данной ситуации может:
- допустить работника к самостоятельной работе, дав ему возможность в течение месяца со дня выхода на работу пройти проверку знаний (де-факто допустить к работе без проверки знаний);
- отстранить работника от работы (не менее чем на 15 дней) и производить оплату за все время отстранения (в течение месяца со дня выхода на работу), пока работник не пройдет проверку знаний;
- организовать проверку знаний работника в день выхода на работу, нарушив п. 9 Инструкции № 175 в части уведомления работника не позднее чем за 15 дней о дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда.
С учетом этой коллизии сложно сказать, какую позицию займут контролирующие (надзорные) органы при оценке подобных ситуаций…
Справочно:
не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже 1 раза в 3 года, руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях (п. 39 Инструкции № 175).
А вот с теми, кто не прошел проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, все ясно: они не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг) и вопрос о работе по профессии (о соответствии занимаемой должности) таких работников наниматель рассматривает в соответствии с законодательством.
Документы:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356З «Об охране труда» (Закон об охране труда).
Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (постановление № 210).
Положение о комиссиях республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, для проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением № 210.
Трудовой кодекс РБ (ТК).
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (Инструкция № 175).