Как организовать обучение оказанию первой доврачебной медицинской помощи в организации?
Документ:
Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (далее – Закон о здравоохранении).
Закон о здравоохранении не регламентирует порядок обучения оказанию первой помощи, поэтому каждый наниматель (работодатель) самостоятельно решает, как проводить обучение.
В письме Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 27.11.2014 № 11-04/55 главным врачам областных ЦГЭиОЗ и Минского городского ЦГЭ «О программе обучения» изложены требования к программе обучения (инструктажу) работников организаций здравоохранения по вопросам профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
Данную программу можно использовать для повышения уровня знаний работников, четкого выполнения алгоритмов действий и соблюдения стандартных мер предосторожности при оказании медицинской помощи пациентам в каждой организации с отработкой практических навыков на рабочих местах.
Процесс обучения состоит из 2 частей:
– теоретическая подготовка – 10 %;
– практические навыки – 90 % времени обучения.
В процессе обучения должны использоваться методы активного обучения:
– обучение в ситуациях, максимально приближенных к реальным (ситуационные задачи);
– обучение умениям их практического применения (деловые игры).
В каждой организации здравоохранения необходимо:
1) приказом создать рабочую группу:
– назначить руководителя группы обучения (заместителя руководителя);
– включить в состав группы врача, медицинскую сестру.
В случае необходимости группа может быть поделена на несколько подгрупп для работы по различным направлениям в зависимости от профиля отделения и категории работников.
Обучение может проводить любой специалист (врач, медсестра), владеющий рассматриваемым вопросом;
2) определить категории работников, нуждающихся в обучении:
– персонал, оказывающий непосредственно медицинскую помощь, вспомогательный персонал (члены добровольной пожарной дружины, санитарной дружины формирований гражданской обороны организаций и т.д.);
– специалисты технической службы;
3) определить информацию, необходимую и актуальную для различных групп обучаемых сотрудников.
Перед формированием тематики обучения провести оценку потребности в обучении на основании разработанного для этих целей опросного листа.
Оценить полученные результаты опросного листа и дополнительные запросы работников на обучение;
4) спланировать и разработать программу обучения работников. Для проведения занятий разработать учебно-методические и наглядные пособия;
5) программу обучения проводить в формах обучения:
– лекция, семинар – обучение в больших группах, рассматривается один вопрос или тема;
– практическое занятие – обучение в небольших группах;
– разбор конкретных ситуаций;
– индивидуальные занятия.
Оценить успешность проведенного обучения путем:
– устного опроса и решения ситуационных задач;
– тестового контроля, решения ситуационных задач;
– практической проверки, когда знания, навыки и умение оцениваются в ходе практической деятельности.
С практическими занятиями обучение будет намного эффективнее, если применять тренажер.
В конце обучения его результаты можно фиксировать в отдельном журнале регистрации обучения по оказанию первой медицинской помощи.
Оптимально, если кто-то из членов комиссии пройдет специализированное обучение первой помощи в учреждении здравоохранения и сможет обучать работников.
Александр Лиходиевский, инженер по охране труда