Образец приказа об утверждении формы личной карточки учета СИЗ и распределении ответственности за оформление и ведение личной карточки учета СИЗ см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
С 25 августа 2019 г. вступила в силу Инструкция № 30.
Справочно:
в прежней редакции эта Инструкция была утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (Инструкция № 209).
Рассмотрим практические аспекты изменений и особенности в работе при обеспечении работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) с применением Инструкции № 30.
Основные изменения
1. В определении термина «износ СИЗ» термин «срок эксплуатации» заменен на термин «срок службы» с пояснением, что срок службы – это срок годности или срок хранения, установленный изготовителем.
2. Появился новый термин «нормы бесплатного обеспечения работников организации СИЗ» (далее – Нормы СИЗ), являющийся локальным правовым актом (ЛПА), который разрабатывается в организации и определяет порядок работы по обеспечению работников организации СИЗ, а также исходя из особенностей производства и наличия рисков, формирующих условия труда работников, устанавливает нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам организации.
Соответственно такой ЛПА обязательно должен быть разработан в организации, причем Нормы СИЗ должны быть разработаны не только на основании типовых норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (далее – типовые нормы), но и согласно нормам бесплатного обеспечения работников организации СИЗ в следующих случаях:
- при отсутствии профессии рабочего (должности служащего) в типовых нормах, но наличии на рабочем месте работника соответствующих рисков и условий труда, наниматель самостоятельно определяет СИЗ, необходимые для обеспечения безопасных условий труда работника, а также для защиты от загрязнения, и устанавливает нормы их выдачи с учетом перечня средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, установленного согласно приложению к постановлению Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 14 (п. 13 Инструкции № 30);
- при отсутствии необходимости в выполнении отдельных видов работ, а также отсутствии рисков, формирующих определенные условия труда работников, СИЗ, предусмотренные в типовых нормах для профессии рабочего (должности служащего) к выдаче дополнительно при определенных условиях труда или выполнении определенных видов работ, можно не выдавать (п. 14 Инструкции № 30);
- при изменении технологии производства работ, замене оборудования на более совершенное и, как следствие, исключении рисков, формирующих такие условия труда работников, отдельные виды СИЗ, предусмотренные в типовых нормах, можно не включать в нормы организации или предусматривать в них СИЗ как дежурные (п. 17 Инструкции № 30).
В Нормах СИЗ необходимо определить порядок работы по обеспечению работников организации СИЗ.
3. Появился новый термин «период использования СИЗ» взамен ранее применяемого термина «срок носки СИЗ». А в соответствии с п. 27 Инструкции № 30 наниматель имеет право по истечении периода использования СИЗ продлить период использования СИЗ в пределах сроков службы (сроков годности или сроков хранения), установленных его изготовителем. Условием, при котором можно продлить период использования, является сохранение СИЗ защитных свойств, гигиенических характеристик, качества, необходимых для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения.
Обращаем внимание, что продление периода использования СИЗ не входит в круг обязанностей специалиста по охране труда. Специалист по охране труда обеспечивает результативность охраны труда, а экономией должны заниматься экономисты и бухгалтерия.
4. В Инструкции № 30 аннулировано установленное ранее Инструкцией № 209 требование о том, что СИЗ могут оставаться в собственности работника по его желанию на основании письменного заявления с удержанием остаточной стоимости при его увольнении до окончания сроков носки.
Возникают вопросы: можно ли при увольнении работнику оставить СИЗ у себя, на каких условиях, насколько это будет законно?
Пунктом 23 Инструкции № 30 установлено, что СИЗ являются собственностью нанимателя и подлежат возврату по окончании периода использования, а также при увольнении работника до окончания периода использования.
Соответственно работник при увольнении обязан СИЗ сдать. Но так как СИЗ являются собственностью нанимателя, то наниматель после приема СИЗ у увольняемого работника вправе реализовать этому же работнику принятые у него СИЗ. А порядок документального оформления сдачи, оприходования СИЗ, определение их остаточной стоимости, ценообразование при реализации, дальнейший порядок реализации сданных СИЗ пусть определяет главный бухгалтер (бухгалтер) организации.
Обращаем внимание, что решение данного вопроса не входит в круг обязанностей специалиста по охране труда.
5. Пунктом 37 Инструкции № 30 установлено требование о выдаче работнику в виде одноразового комплекта перед началом рабочего дня (смены) СИЗ, не допускающих многократного применения, например, противошумных вкладышей, СИЗ органов дыхания и др.
6. В Инструкции № 30 в отличие от Инструкции № 209 отсутствует форма личной карточки учета средств индивидуальной защиты (далее – личная карточка).
Но в части второй п. 43 Инструкции № 30 установлено, какие сведения должны отражаться в личной карточке. Эти сведения аналогичны сведениям, которые отражались на лицевой стороне личной карточки по ранее установленной Инструкцией № 209 форме, но есть ряд отличий: необходимо дополнительно указать показатели коррегирующих очков (при их наличии). Отпала необходимость указывать табельный номер работника и код профессии рабочего (должности служащего) по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь.
Появилось конкретное требование, установленное в части третьей п. 43 Инструкции № 30, о том, что достоверность указанных сведений подтверждается в личной карточке подписями главного бухгалтера (бухгалтера) организации, специалиста отдела кадров, руководителя структурного подразделения, в котором работает работник, специалиста по охране труда. Работник должен быть ознакомлен со сведениями, внесенными в личную карточку, под подпись.
В то же время в части пятой п. 43 Инструкции № 30 установлено, что допускается ведение личных карточек в электронной форме, обеспечивающей идентификацию работника. При этом в электронной форме личной карточки вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, в котором имеется личная подпись работника, получающего СИЗ.
Закономерно возникает вопрос: каким образом при ведении личных карточек в электронной форме выполнить требование, установленное в части третьей п. 43 Инструкции № 30, о подтверждении достоверности указанных сведений в личной карточке подписями должностных лиц, а также об ознакомлении работника с этими сведениями под подпись?
В данном случае согласно определению в п. 14 ст. 2 Закона имеется правовая неопределенность, а именно отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права, что порождает возможность неоднозначного их понимания и неединообразного применения.
В то же время анализ всех вышеизложенных требований п. 43 Инструкции № 30 позволяет сделать вывод о том, что ведение личных карточек в электронной форме возможно в случае применения в организации системы электронного документооборота с электронной цифровой подписью.
7. Пунктом 44 Инструкции № 30 установлено новое требование о возможности выдачи СИЗ и их сменных компонентов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа по порядку их применения, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуются идентификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронной форме личной карточки работника.
8. В Инструкции № 30 аннулирована установленная ранее п. 28 Инструкции № 209 возможность создания комиссии по контролю качества СИЗ.
Отметим, что в организации желательно создать комиссию по контролю качества СИЗ для практической реализации новых требований Инструкции № 30, например продления периода использования СИЗ, разработки Норм СИЗ с учетом особенностей и наличия рисков, формирующих условия труда работников, и т.д. Создание в организации комиссии по контролю качества СИЗ либо иной подобной комиссии не противоречит требованиям законодательства.
9. Пунктом 8 Инструкции № 30 предусмотрено, что при замене одного вида СИЗ другим, но с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками, сейчас не требуется разрешения территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, и территориальных органов Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
10. В Инструкции № 30 аннулирована установленная ранее Инструкцией № 209 обязанность нанимателя обеспечивать необходимыми СИЗ работников органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), представителей профсоюзов, инвестора на время осуществления ими указанных полномочий.
Документы:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.06.2019 № 30 (Инструкция № 30).
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (Закон).