(Начало. Окончание см. в журнале «Я – специалист по охране труда», 2020, № 18, с. 18.)
Что представляет собой система управления (менеджмента)?
Вопрос о создании эффективной системы управления (менеджмента) организации был и остается актуальным.
В настоящее время в общем представлении система управления (менеджмента) организации может включать в себя:
- систему менеджмента качества – как часть системы управления (менеджмента) применительно к качеству;
- систему управления (менеджмента) окружающей среды – как часть системы менеджмента, направленную на менеджмент аспектов в области окружающей среды, выполнение обязательств по соблюдению требований и рассмотрение рисков и возможностей;
- систему менеджмента информационной безопасности – как часть общей системы управления (менеджмента) для разработки, внедрения, обеспечения функционирования, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения информационной безопасности, использующую подход, основанный на бизнес-рисках;
- систему менеджмента безопасности пищевой продукции – как совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов для разработки политики, целей и достижения этих целей, используемых для руководства и управления организацией применительно к безопасности пищевой продукции;
- систему менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек (HАССР) – как совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов в области безопасности пищевой продукции;
- систему энергетического менеджмента – как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, направленных на формирование энергетической политики, энергетических целей, а также процессов и процедур для достижения этих целей;
- систему управления охраной труда (СУОТ) – как часть системы управления, предназначенную для реализации политики в области охраны труда организации, а также для управления рисками (по СТБ 18001-2009) или систему менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности – как часть системы менеджмента, используемые для достижения политики в области здоровья и безопасности при профессиональной деятельности (по СТБ ISO 45001-2020);
- систему лесоуправления и лесопользования – как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для скоординированной деятельности по руководству и управлению лесами, лесными ресурсами и лесопользованием;
- иные системы управления (менеджмента).
Содержание систем управления (менеджмента), порядок их разработки регламентируют соответствующие государственные стандарты.
В некоторых публикациях ставится вопрос о необходимости разработки государственного стандарта на систему управления промышленной безопасностью, и уже имеется прецедент – это ТКП 473-2013 (02260) «Система управления охраной труда и промышленной безопасностью. Основные положения», утвержденный приказом Минпрома Республики Беларусь от 25.01.2013 № 58.
Закономерно ставить вопрос о разработке систем управления пожарной, радиационной и ядерной, лазерной безопасностью, а в связи с пандемией COVID-19 – системы управления биологической безопасностью.
Так сложилось на практике, что совершенствование управления (менеджмента) пошло по пути разработки стандартов на системы управления (менеджмента) по отдельным аспектам деятельности организации, что подтверждает то, что каждая из систем управления (менеджмента) является частью общей системы организации.
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы принимали соответствующие программы, решения, обязывающие субъекты хозяйствования обеспечить разработку и внедрение соответствующих стандартов и добиться получения сертификатов на внедренные системы управления (менеджмента).
В соответствии с каждым из указанных соответствующих государственных стандартов в организации разрабатываются и внедряются соответствующие локальные системы управления (менеджмента), и заключительным этапом в этой работе является сертификация разработанных систем управления (менеджмента) на соответствие соответствующим стандартам. Таким образом, в организации разрабатываются и внедряются по несколько систем управления (менеджмента).
В случае сертификации соответствующих систем управления (менеджмента) сертифицирующими органами периодически проводятся соответствующие аудиты на подтверждение соответствия систем управления (менеджмента) тому или иному государственному стандарту.
Проведение этих аудитов включает проведение предварительного и заключительного совещаний, изучение документов, проверки работы по внедрению стандартов в подразделениях и на рабочих местах, интервьюирование работников, составление отчетов и др.
И если проведение контрольно-надзорной деятельности упорядочено Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», то аудиторские проверки не включаются в соответствующие координационные планы.
Имеет ли смысл интегрировать системы управления (менеджмента)?
Вполне понятно стремление организаций интегрировать отдельные локальные системы управления (менеджмента) в одну, что позволяет уменьшить затраты на «обслуживание» этих систем и количество документооборота.
На практике структура разрабатываемых для организации систем управления (менеджмента) точь-в-точь копирует структуру соответствующего государственного стандарта. Однако структуры этих стандартов и соответственно структуры систем управления (менеджмента) в силу указанной причины также различны.
Это различие структур трудно объяснить, ибо все стандарты предусматривают построение управления на одном и том цикле, именуемом циклом Шухарта-Деминга или циклом PDCA (Plan-Do-Check-Act). В русском переводе это цикл ПДПД (Планируй-Делай-Проверяй-Действуй).
На примере управления охраной труда можно обнаружить, что имеется различие в структуре стандартов даже для одной и той же деятельности – СТБ 18001-2005, СТБ 18001-2009, СТБ ISO 45001-2020. Поэтому с прекращением действия одного государственного стандарта и введением в действие другого стандарта каждый раз необходимо существенно изменять структуру системы управления (менеджмента) охраной труда.
Нет сомнения в том, что было бы удобнее, если бы разрабатываемые системы управления были построены таким образом, чтобы с появлением новых документов по вопросам управления в них соответствующим образом изменялись отдельные их структурные элементы без коренной перестройки всей структуры систем управления.
В связи с такой сложившейся практикой разработки системы управления (менеджмента) по соответствующим аспектам деятельности организации указанные системы не «сшиваются» друг с другом. Поэтому интегрирование систем управления (менеджмента) происходит путем присоединения к одной из систем управления других систем управления, и таким образом получается аддитивная система управления, складываемая из нескольких систем. Как правило, интегрирование систем управления происходит под «гегемонией» системы управления качеством.
Если указанная работа проводится путем механического, а не органического присоединения соответствующих структурных элементов, то получается лишь формальное интегрирование соответствующих систем управления (менеджмента).
Авторы публикаций на эту тему рассматривают разработку интегрированной системы управления (менеджмента) как большое достижение организации.
Но будет ли система, интегрированная из нескольких систем управления (менеджмента), являться общей, единой системой управления (менеджмента) организацией? Ответ очевиден – нет, не будет, потому что она не включает многие другие аспекты управления (управление материально-техническим снабжением, капитальным строительством, сбытом продукции, финансами, кадрами, акциями, другими активами организации, а также другими аспектами ее деятельности).
Напрашивается вопрос: имеет ли смысл заниматься интегрированием систем управления (менеджмента), если в результате этого все равно не получится общая, единая система управления (менеджмента) деятельностью организации? Ответ на этот вопрос в каждом конкретном случае индивидуален.
Следовательно, руководителя организации интегрированная система из нескольких систем управления (менеджмента) не может удовлетворить полностью, и по-прежнему для него продолжает оставаться актуальной проблема разработки единой системы управления (менеджмента) организацией, подсистемами которой стали бы имеющиеся локальные системы управления.
Изложенное не означает, что нужно отказаться от совершенствования локальных систем управления и их интегрирования (если это целесообразно).
Следует заметить, что когда идет речь об общей, единой системе управления (менеджмента) организацией, ее необходимо отграничивать от автоматизированных систем управления техническими системами, назначение которых состоит в управлении технологическими процессами.
В рассматриваемом случае управление предусматривает регулирование производственной деятельности всего трудового коллектива организации, трудовых коллективов структурных подразделений, функциональных служб и отдельных работников организации.
Национального государственного стандарта на построение общей, единой системы управления деятельностью организации в настоящее время нет, как нет и такого межгосударственного, международного стандартов.
Тем не менее на практике в каждой организации есть единая, общая система управления организацией (скорее всего, не формализованная), в соответствии которой руководитель организации принимает управленческие решения, руководствуюсь требованиями всех законодательных, иных НПА, ТНПА.
Отметим следующий принципиальный момент. Когда идет речь об интегрировании систем управления, почему-то в публикациях и на практике дело сводится к интегрированию документов, а не к интегрированию соответствующей деятельности.
(Начало. Окончание см. в журнале «Я – специалист по охране труда», 2020, № 18, с. 18.)
Документ:
СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению» (СТБ ISO 45001-2020).