Постановлением № 19 установлены формы осуществления Департаментом государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, в т.ч. такая форма, как выборочные и внеплановые проверки.
Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами регламентирован Указом № 510, который претерпел ряд изменений и дополнений в связи с принятием Указа № 376.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (вместе с Положением о порядке организации и проведения проверок, Положением о порядке проведения мониторинга) (далее – Указ № 510).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376).
В свете последних изменений контрольная (надзорная) деятельность государственных органов направлена на предупреждение и профилактику нарушений (проведение мониторингов, разъяснительной работы, различных мероприятий технического (технологического, поверочного) характера).
Указом № 376 определен уход от системы плановых проверок. Вместо них будут осуществляться выборочные проверки, проведение которых в отношении проверяемого субъекта возможно только при наличии определенных достоверных сведений, материалов и иных оснований.
Также на смену критериям отнесения проверяемых субъектов к группе риска, которые требовались ранее для назначения плановой проверки, пришли критерии оценки степени риска субъекта хозяйствования для определения необходимости включения его в план выборочных проверок.
Сохраняется требование по недопущению проверок субъектов хозяйствования, которым нет 2 лет со дня регистрации в соответствующем органе.
Государственный надзор
Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда осуществляет Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – Департамент).
Справочно:
полномочия Департамента определены Положением о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959.
Задачи Департамента – осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, а также выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Вышеназванные изменения законодательства, безусловно, коснулись и деятельности Департамента.
Справочно:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» отменено постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.02.2018 № 19 «О деятельности Департамента государственной инспекции труда по обеспечению соблюдения законодательства о труде и об охране труда» (далее – постановление № 19).
Теперь в качестве форм осуществления деятельности Департамента, помимо проверок, используются:
– мероприятия технического (технологического, поверочного) характера в части расследования несчастных случаев на производстве;
– мониторинг соответствия деятельности субъекта требованиям законодательства о труде и об охране труда, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
– разъяснительная работа о порядке соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда, применение его положений на практике;
– информирование работодателей (включая использование Интернета, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых Департаментом;
– семинары, конференции, лекции, круглые столы по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда;
– осуществление обследований по заявлению субъекта хозяйствования.
Последнее мероприятие подразумевает превентивные действия государственных инспекторов труда, осуществляемые, как правило, с выездом по месту нахождения организации, направленные на выявление, пресечение, устранение и недопущение в дальнейшем нарушений законодательства о труде и об охране труда. По результатам обследований субъекту хозяйствования выдаются предложения об устранении нарушений законодательства о труде и об охране труда, о выполнении которых организация должна проинформировать Департамент в установленный предложением срок.
Штрафные санкции при обследовании не применяются.
Что же касается осуществления выборочных и внеплановых проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда, то в ходе их проведения используются следующие способы:
– использование чек-листов (контрольного списка вопросов), ознакомиться с которыми проверяемый субъект может на сайте Департамента;
– посещение и осмотр территории, служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта;
– проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
– истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий, выписок из них), в т.ч. в электронном виде, иной информации, касающейся его деятельности и имущества;
– истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;
– привлечение экспертов, специалистов, назначение экспертиз (исследований);
– получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
– вызов в Департамент представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
– использование при проведении проверки технических средств, в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений, для надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
– изъятие у проверяемого субъекта подлинников документов (иных носителей информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо истребование выписок из них или копий;
– истребование письменных и устных объяснений (разъяснений) от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
– проведение отбора проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
– иные способы выявления и пресечения нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Справочно:
из внеплановых проверок исключены контрольные, которые ранее использовались для контроля устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки.
Ольга Сбитнева, начальник отдела надзора
за соблюдением законодательства о труде
Минского областного управления
Департамента государственной инспекции труда
Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь