При очередном аудите СУОТ на соответствие требованиям
СТБ 18001-2009 в нашей организации было зафиксировано следующее несоответствие: «В паспорте санитарно-технических условий и охраны труда за 2011 год заполнены не все таблицы», – отнесенное к категории несущественных.
Документ:
Инструкция по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 04.02.2004 № 11 (далее – Инструкция).
Сначала необходимо определиться с датой зафиксированного несоответствия. Паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда проводится ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года (п. 6 Инструкции).
Поэтому нанимателю следует издать приказ с указанием сроков проведения паспортизации, назначением ответственных лиц и т.д. (п. 8 Инструкции).
Затем следует определить, в каких подразделениях не заполнены таблицы.
В организации разрабатываются паспорта санитарно-технического состояния условий и охраны труда организации и ее структурных подразделений (п. 6 Инструкции). Паспорт организации заполняется на основе паспортов санитарно-технического состояния условий и охраны труда структурных подразделений, содержащих результаты обследования рабочих мест, санитарно-бытовых помещений, зданий и сооружений, замеров факторов производственной среды и другие показатели.
Паспорт структурного подразделения ведут по форме, аналогичной паспорту организации, согласно приложению 1 Инструкции (без заполнения п. 1) (п. 11 Инструкции).
Еще необходимо разобраться, что означают слова «…заполнены не все таблицы…».
К паспорту структурного подразделения прилагаются таблицы, причем некоторые из них заполняются единожды при первом составлении паспорта:
– таблица 1 «Категория производственных помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и классы взрывоопасных и пожароопасных зон производственных помещений» – указываются данные при ее заполнении в первый раз; дополнительные записи вносятся по тем помещениям, где произошли изменения по данным показателям (с указанием даты);
– таблица 2 «Производственные и административные помещения структурного подразделения, не соответствующие требованиям норм проектирования промышленных предприятий и строительных норм и правил» – указываются рабочие места в производственных помещениях структурного подразделения, не соответствующих установленным нормам по площади и объему на одного работника, а также здания (сооружения), находящиеся в технически неудовлетворительном состоянии;
– таблица 3 «Рабочие места структурного подразделения (участка), на которых условия труда не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда» – указываются рабочие места (участка, мастерской), на которых производственные факторы (шум, вибрация, запыленность, загазованность воздуха и др.) превышают предельно допустимые уровни или концентрации, установленные санитарно-гигиеническими нормами;
– таблица 4 «Санитарно-бытовое обеспечение структурного подразделения (участка)» – содержатся сведения по санитарно-бытовому обеспечению работников (участка, мастерской) (п. 11 Инструкции).
Вывод. Несоответствие правомочно лишь в том случае, если не заполнены таблицы, прилагаемые к паспортам структурных подразделений организации. Однако эксперту-аудитору (экспертам-аудиторам) следовало бы конкретизировать, какие таблицы отнесены к незаполненным, учитывая дату составления паспорта санитарно-технического состояния условий и охраны труда структурных подразделений.
Совет. Фразы наподобие, «не во всех подразделениях», «не все графы (таблицы)» и т.д. не должны фиксироваться в протоколах несоответствий компетентными экспертами-аудиторами. Аудитируемому персоналу, т.е. специалистам организации, в которой проходит внешний аудит, следует обращать внимание на такие не совсем корректные замечания и просить уточнить неясности, т.е. спросить: «конкретно где?», «конкретно что?» и даже «на основании какого документа?». Такие уточнения желательно проводить до заполнения протоколов несоответствий экспертами-аудиторами.
Следующее несоответствие: «В технологической инструкции, разработанной и утвержденной нашей организацией ТИ Х.ХХ.ХХХ (на производство комплектующих к продукции), отсутствуют требования безопасности (выдан протокол несоответствий по пункту 4.4.4 СТБ 18001-2009)», – отнесенное к категории несущественных.
Несоответствие правомочно, однако, на наш взгляд, ссылку следовало сделать не на п. 4.4.4 СТБ 18001-2009, а на п. 4.4.6 СТБ 18001 либо п. 4.3.2 того же стандарта.
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые правила).
Согласно требованиям, изложенным в гл. 7 «Требования к технологическим процессам»:
– технологические процессы должны быть безопасными в течение всего времени их функционирования (п. 89 Межотраслевых правил);
– требования безопасности к технологическим процессам устанавливаются в текстовой части карт технологического процесса, технологических инструкций и иных технологических документов в соответствии с ГОСТ 3.1102-81 «Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов» (п. 92 Межотраслевых правил).
Данное несоотвествие требует дальнейшего разбирательства.
Возникает новый вопрос: согласована ли указанная технологическая инструкция со службой охраны труда?
Документ:
Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.05.2002 № 82 (далее – Положение о службе охраны труда).
Со службой охраны труда согласовывается разрабатываемая для применения в организации проектная, конструкторская, технологическая и другая техническая документация в части соблюдения требований охраны труда (п. 16.1 Положения о службе охраны труда)
И еще вопросы: Содержит ли требования безопасности другая технологическая документация? Согласовываются ли технологические документы в организации со службой охраны труда?
Возможно, аудиторы провели недостаточное изучение данного несоответствия либо «пожалели» организацию. Поскольку при отрицательных ответах на последние вопросы несоответствие вполне может перейти в категорию существенных правонарушений.
Способы устранения
Для устранения выявленных несоответствий специалистам организации необходимо разработать план корректирующих действий и согласовать его с руководителем группы по аудиту.
При разработке плана надо обратить внимание на следующее:
1) разработка, организация и проведение технологических процессов осуществляются в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75 и СанПиН (п. 89 Межотраслевых правил):
– при разработке технологических процессов предусматриваются: устранение (снижение) воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов; применение средств автоматизации и механизации, дистанционного управления технологическим процессом и операциями при наличии вредных и (или) опасных производственных факторов; применение средств коллективной и индивидуальной защиты работающих согласно ГОСТ 12.4.011-89 (п. 90 Межотраслевых правил);
– технологические процессы не должны загрязнять окружающую среду и распространять вредные факторы воздействия на окружающую среду выше предельно допустимых норм, установленных ТНПА (п. 91 Межотраслевых правил);
– требования безопасности к технологическим процессам устанавливаются в текстовой части карт технологического процесса, технологических инструкций и иных технологических документов в соответствии с ГОСТ 3.1102 (п. 92 Межотраслевых правил);
– порядок изложения и оформления требований безопасности в текстовой части технологических документов по ГОСТ 3.1102 должен соответствовать требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 3.1120-83 (п. 93 Межотраслевых правил);
2) провести дополнительные (внеплановые) внутренние аудиты и контроль службой охраны труда с целью выявления зафиксированного несоответствия в других подразделениях и другой технологической документации;
3) согласовать технологическую документацию (вновь разработанную и после внесения изменений) в установленном порядке, в т.ч. со службой охраны труда;
4) утвердить технологические документы.
Документ:
постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3 (далее – постановление № 3).
Документ:
ГОСТ 12.3.002-75 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности», введенный в действие на территории Республики Беларусь постановлением № 3 (далее – ГОСТ 12.3.002-75).
Документ:
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к организации технологических процессов и производственному оборудованию», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 13.07.2010 № 93 (далее – СанПиН).
Документ:
межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация», введенный в действие на территории Республики Беларусь постановлением № 3 (далее – ГОСТ 12.4.011-89).
Документ:
межгосударственный стандарт ГОСТ 3.1102-81 «Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов», введенный в действие на территории Республики Беларусь постановлением № 3 (далее – ГОСТ 3.1102).
Документ:
ГОСТ 3.1120-83 «Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации», введенный в действие на территории Республики Беларусь постановлением № 3 (далее – ГОСТ 3.1120-83).
Что не будет проверять внешний аудит
Какие подразделения чаще всего не подвергаются проверке при сертификационном и инспекционном аудитах СУОТ и с чем это связано?
Сертификацию СУОТ проводят с целью подтверждения независимым аккредитованным органом по сертификации систем управления того, что СУОТ организации-заявителя соответствует требованиям СТБ 18001 и организация-заявитель:
– управляет рисками в области охраны труда;
– в соответствии с требованиями НПА и ТНПА в области охраны труда обеспечивает создание безопасных и здоровых условий труда и сведение к минимуму отрицательного воздействия на персонал;
– снижает вероятность возникновения аварийных ситуаций и связанного с ними ущерба.
Целью любого из аудитов является выборочная проверка соответствия осуществляемой в рамках СУОТ деятельности компании требованиям СТБ 18001.
Если организация крупная, с большим количеством подразделений, охваченных СУОТ, то аудиторы обычно руководствуются следующими правилами при отборе подразделений для анализа:
1) совокупность отобранных подразделений должна в целом охватывать все те виды деятельности, которые запланированы для анализа планом аудита (в сертификационном аудите – это все применяемые требования СТБ 18001, в инспекционном – обычно около 60–75 % требований);
2) если интересуемая аудиторов деятельность осуществляется в нескольких подразделениях, для анализа в первую очередь отбирают те, которые не посещались ранее или посещались давно;
3) по результатам сбора предварительных данных (либо предыдущих аудитов) для анализа отбирают, как правило:
– подразделения, в которых присутствуют рабочие места с вредными условиями труда;
– вновь введенные подразделения;
– подразделения, в которых произошли изменения в организационной структуре (например новые рабочие места, профессии), инфраструктуре (ремонт, реконструкция помещений) и т.д.;
4) при наличии филиалов в течение срока действия сертификата соответствия необходимо посетить с аудитом все филиалы.
Однако практика применения показывает, что не всегда в перечень посещаемых для проведения аудита подразделений попадают (особенно при сертификационном аудите):
– служба внутренней безопасности и охраны территории;
– служба внутренней телефонной связи (если к ней не предъявляются особые требования к надежности);
– бухгалтерия (если за ней не закреплены функции финансово-экономического планирования и анализа);
– транспортная служба (если она не участвует в технологических перевозках);
– служба набора, учета и увольнения персонала (если она не выполняет при этом функции подготовки персонала);
– служба по связям с общественностью (если она не выполняет при этом функции маркетинговой службы);
– внешние очистные сооружения;
– некоторые подразделения социальной инфраструктуры (медицинские пункты, столовые, дома отдыха, спортивные базы, редакция газеты и т.п.);
– административно-хозяйственная служба (если не предъявляются особые требования к уборке производственных помещений).
Вполне может быть, что за период действия сертификата (3 года) ни одно из указанных подразделений не будет подвергнуто внешнему аудиту ни разу.
Вместе с тем это совсем не означает, что указанные подразделения должны остаться вне рамок внешнего либо внутреннего аудита СУОТ. Для оценки эффективности СУОТ (п. 4.6 СТБ 18001) в период между двумя анализами СУОТ по инициативе руководства должен быть проведен полный аудит СУОТ, т.е. проверено как минимум 1 раз соблюдение всех требований во всех местах их применения.
Виктор Бирюк, заместитель начальника
управления оценки соответствия
и лицензирования Госстандарта